Методическая разработка урока по теме "Терроризм – глобальная проблема современного мира"

Разделы: История и обществознание


1. ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ. ОБОСНОВАНИЕ ТЕМЫ

В нынешних условиях на первый план перед учителем-обществоведом выдвигается задача овладения методическими средствами и педагогическими технологиями, адекватными современным целям и новому содержанию обществоведческого образования. Это предполагает расширение использования диалоговых форм в преподавании. Очень важно помочь школьнику не растеряться в изобилии идей и мнений, нацелить его на выработку собственной мировоззренческой позиции, соотнесенной с личным опытом и общественными ценностями.

В этих условиях большое значение приобретают уроки-дискуссии, творческие и проблемные задания, специальное обучение приемам полемики в сочетании с традиционными методами обучения. Большие возможности открывает использование средств условно-графической наглядности.

С учетом этого предлагаю вашему вниманию подготовленную мной методическую разработку урока по теме “Терроризм – глобальная проблема современного мира”.

В методическом плане в основу занятия по названной теме положена логика решения проблемы. Первый этап - введение в проблему, второй - погружение в нее, поиски решения, третий - выход из проблемы путем перевода ее на качественно новый уровень. В основе первых двух этапов данной технологической схемы урока лежат активные формы и методы обучения (игра, дискуссия, небольшое исследование). Заключительный этап базируется на методе рефлексии - размышление, осмысление собственных позиций.

2. ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

По предмету: Обществознание

1. Вид занятия: урок

2. Тип занятия: урок применения знаний, умений и навыков.

3. Цель занятия:

а) учебная

- раскрыть понятие “терроризм” и показать, что терроризм является глобальной проблемой человечества.

- развитие умения выделять главное, существенное.

б) воспитательная

- формирование активной жизненной позиции.

- формирование самостоятельного и адекватного восприятия публицистической, статистической и другой информации.

4. Порядок проведения занятия:

1) Изложение нового материала

Узловые вопросы, тема и порядок изложения вопросов Использование наглядности, ТСО и прогрессивных форм обучения
1 Мотивация учебной деятельности:

- цели и задачи урока

- обсуждение проблемной ситуации

Записи на доске, составление “кластера”
2 Понятие “терроризм” Беседа-полемика с использованием так называемых карточек-перевертышей ( с одной стороны фотографии по теме, с другой текст
3 История терроризма Обзор по приготовленным текстам
4 Особенности современного терроризма Дискуссия с использованием “ПОПС” формуле

(П - позиция,

О - обоснование,

П - пример,

С - следовательно)

5 Можно ли победить терроризм? Методика “поле проблем” (мысли и идеи отражаются на доске записями, рисунками или символами)

Закрепление материала проводится поэтапно.

2) Подведение итогов урока:

- обсуждение проблемного вопроса

- заключительное слово преподавателя

3) Домашнее задание:

работа с текстом параграфа, вопросы к параграфу.

4) Индивидуальные задания учащимся:

- подобрать материалы из СМИ по теме

- выразить свое отношение к проблеме с помощью изобразительных средств

3. ХОД УРОКА

1. Работа по теме урока:

Учитель сообщает тему урока:

“Терроризм – глобальная проблема современного мира”

Мы сознательно не поставили знак в конце предложения.

К концу урока мы должны определиться, какой знак поставить:

Многоточие – что означало бы, что может надо еще подумать и поработать над этой проблемой.

Знак вопроса – что значит, что у нас остались сомнения “а глобальная ли это проблема?”

А может, мы поставим точку, или жирный восклицательный знак.

1) Попробуем составить “кластер” со словом – терроризм. (по мере рассмотрения вопросов какие-то слова будем обводить, какие-то добавлять или убирать)

2) Поработаем над понятием “терроризм”. (на доске приготовлены карточки, которые могут переворачиваться. С одной стороны – это фотографии по теме, которые эмоционально настраивают ребят. А если их перевернуть – это текст определений. По мере того, как ребята предлагают свои варианты, можно открывать близкие по значению тексты).

3) Обратимся к истории терроризма (на столе карточки с номером на одной стороне и текстом на другой )учитель раздает карточки с текстами о истории терроризма. Делаем обзор. Обсудив, делаем вывод:

  • Терроризм и террористы существовали до появления этих терминов.
  • Терроризм прошлого носил прицельный характер.
  • Терроризм прошлого имел ограниченные последствия.
  • Терроризм развивается, приобретает новые черты.

4) Попробуем выявить особенности современного терроризма. Работаем с учащимися по П О П С – формуле.

П – позиция

О – обоснование

П – пример

С – следовательно

Учитель помогает наводящими вопросами. Подводим ребят приблизительно к следующим выводам:

У современного терроризма одна вожделенная цель: захват власти. И ни о каком “благе общества” здесь говорить не приходится.

Сегодня самые ходовые и эффективные методы террора – насилие не в отношении представителей власти, а против мирных, беззащитных и, что крайне важно, не имеющих отношение к “адресату” террора людей, с обязательной демонстрацией катастрофических результатов террора через СМИ общественному мнению – и только через него как через передаточный механизм – лидерам стран. Главное условие такого террора – бурная реакция СМИ.

По сравнению с прошлым веком появляется совершенно новый элемент терроризма - СМИ - как бы специальный передаточный механизм между террористами и адресатами террора.

Терроризм превратился в элемент политики. Крайне важно для этого превращения является размывание понятий.

С 1995 г. в мировых СМИ все чаще поговаривают о том, что терроризм - неизбежная оборотная сторона возрастающих гражданских свобод. Каковые, стало быть, поэтому не вредно ограничить. Рукой террора и СМИ раскручиваются массовые страхи, а рукой спецслужб как бы "оседлывая" террор, можно в итоге сделать спецслужбы единственным гарантом безопасности и вручить уже им, а не "демократическим процедурам", судьбу государственности.

Отдельные группы в обществе легко ставят под сомнение законность и права государства, и тем самооправдывают свой переход к террору для достижения собственных целей.

Нынешний терроризм представлен, как правило, организациями, которые, с одной стороны, занимаются бизнесом и политической деятельностью, а с другой - террористическими актами. Все это меняет качество терроризма.

Возникает двойной стандарт: насилие оправдывается и даже прославляется в отношении "чужих", жертвы же насилия воспринимают его как преступление.

Различия ликов террористов свидетельствуют о том, что в основе терроризма все чаще лежат не столько объективные экономические и политические факторы, сколько информационное воображение, черпающее вдохновение из самих экстравагантных идеологических и религиозных источников.

Некомпетентное управление или саботаж компьютерных хакеров могут сделать всю страну неспособной к нормальному функционированию. У информационного терроризма могут быть самые неожиданные и странные мотивы. Теперь же ключевое значение приобретает исследование индивидуальных мотивов. А это крайне неопределенная сфера - сфера свободы (или произвола) выбора.

Важным изменением следует считать появление возможности использовать средства, которые могут вызвать массовую гибель людей.

5) Если это угроза человечеству, то как бороться с терроризмом? Можно ли в этой борьбе победить?

Работаем с группой по методике “поле проблем”. Ребята предлагают свои мысли, идеи. Они отражаются на доске записями, рисунками или символами. Анализируем. Обводим цветными мелками – красным, что зависит от нас; синим – что от государства.

Для работы по этому пункту используем следующий материал:

_______________________________________________________

Краткий обзор самых важных элементов всеобъемлющей стратегии борьбы с терроризмом.

Есть пять элементов, которые я назову по-английски “пять D”. Это:

  • во-первых, разубедить недовольные группы использовать терроризм в качестве тактического средства для достижения своих целей;
  • во-вторых, лишить террористов средств для совершения нападений;
  • в-третьих, удержать государства от оказания поддержки террористам;
  • в-четвертых, создать государственный потенциал для предотвращения терроризма;
  • в-пятых, защищать права человека в борьбе с терроризмом.

__________________________________________________________

Главные стратегические условия борьбы с терроризмом с учетом изложенного:

- воссоздание устойчивого блокового мира;

- признание роли больших Идей в Истории и отказ от подмены Истории Игрой;

- восстановление роли государства и его монополии на применение силы внутри общества.

Что касается практических тактик и технологий по борьбе с терроризмом, то антитеррористические службы США, Израиля, Франции и других стран рекомендуют:

- упреждение; блокирование терроризма на начальной стадии и недопущение его становления и развития структур;

- недопущение идеологического оправдания террора под знаменами "защиты прав нации", "защиты веры" и т. п. ; развенчание терроризма всеми силами СМИ;

- передача всего управления антитеррористической деятельностью наиболее надежным спецслужбам при невмешательстве в их работу любых иных органов управления;

- использование договора с террористами только этими спецслужбами и только для прикрытия подготовки акции по полному уничтожению террористов;

- никаких уступок террористам, ни одного безнаказанного теракта, даже если это стоит крови заложников и случайных людей - потому что практика показывает, что любой успех террористов провоцирует дальнейший рост террора и количества жертв;

- специальные психологические операции СМИ, подающие подавление теракта как трагическую необходимость и противопоставляющие "черноту" террора чистоте тех, кто с ним борется; восхищение террористами в СМИ и призывы "войти в положение" абсолютно недопустимы, поскольку преступны.

_____________________________________________________________

Информационное общество имеет отличия. Власть информации отличается от связанной с насилием политической и экономической власти. Это власть знания.

Возникают практические проекты создания нового образа жизни. Основная цель - обеспечение процветания творческих способностей человека. Очевиден контраст этой стратегической цели с потребительским обществом, где главной целью считается материальное изобилие.

Какое место будет занимать насилие в информационном обществе?

. . В информационном сообществе исходным является не внешнее эмпирическое различие взаимодействующих субъектов, а их тождество, основанное на общности знаний и ценностных ориентаций. Индивиды здесь образуют сообщество, не вступая в непосредственный контакт и не зная друг друга. В структуре таких отношений применение насилия не может дать какого-либо выигрыша. Со становлением информационного сообщества неразрывно связана деятельность, направленная на создания идеального продукта, для которого материальное является лишь внешней оболочкой.

2. Итоги урока:

Возвращаемся к теме урока. Рассмотрим “кластер”. Посмотрим – что обвели в процессе урока. Обсуждаем мнения и ставим знак. Наверное, восклицательный.

3. Домашнее задание:

работа с текстом параграфа, вопросы к параграфу.

4. Индивидуальные задания учащимся:

- подобрать материалы из СМИ по теме

- выразить свое отношение к проблеме с помощью изобразительных средств

4. ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

а) основная

  1. Человек и общество. Обществознание. Учеб. Для учащихся 10-11 кл. Л. Н. Боголюбов и др. ; Под ред. Л. Н. Боголюбова, А. Ю. Лабезниковой. – М. : Просвещение – АО “Московские учебники”, 2002.

б) дополнительная

  1. “Независимое военное обозрение”( приложение к “Независимой газете”, электронная версия). Номер 39 (113) от 16 октября 1998 года, пятница, полоса7.
  2. М. М. Марков. “Терроризм” : 1997 “Дуэль №14 (36) дата 15-07-97
  3. Уолтер Лакер “Истоки” Иностранная Литература 1996 №11
  4. Л. В. Скворцов “Общество и насилие”: “Октябрь”,№11,1997
  5. Обществознание. 10-11 классы: уроки учительского мастерства. Сост. Т. А. Корнева. - Волгоград: Учитель, 2006. -270с.
  6. Лабезникова А. Ю. , Брант М. Ю. Уроки обществознания в 11 классе: Методическое пособие по курсу “Человек и общество”. – М. : Дрофа,2000. -288с. (Библиотека учителя)