Урок литературного чтения по развивающей системе Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа


Тема

Тема: “Красота спасёт мир”. С.Козлов “Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды”.

Цель урока:

1. Развитие устной речи учащихся.

2.Обучение и воспитание учащихся с использованием дифференцированного подхода.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Подготовка к чтению произведения.

Загадка.

Рассыпалось к ночи зерно,
Глянул по утру – нет ничего.
Что это? (звёзды)

Беседа с учащимися

– Ребята, видел ли кто из вас звёздное небо? Опишите, как оно выглядит? Какие чувства у вас возникали в душе, глядя на звёздное небо? (высказывания детей)

– Сегодня мы с вами будем читать сказку Сергея Козлова “Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды”. Автор учебника задаёт нам вопрос: “А вы, ребята, хотя бы изредка “протираете звёзды”?” (ответы учащихся). Мы вернёмся к нему в конце урока и может тогда кто-нибудь из вас ответит “да”.

– Давайте откроем учебники, прежде чем читать сказку, посмотрим, в каком разделе учебника её поместили. Прочитайте название (читают “Красота спасёт мир”)

– Как вы понимаете это выражение? (Красота несёт радость людям, люди становятся добрее, добро сильнее зла)

– А теперь прочитайте эпиграф к этой главе:

“Красиво было так, что Ёжик время от времени вздрагивал: не снится ли ему всё это?”

– Откуда взяты эти строчки? (Из сказки С.Козлова “Ёжик в тумане”)

– Какие ещё сказки С.Козлова вы читали? (“Красота”, “Зимняя сказка”, “Лисичка”, “Чёрный омут”)

– В каких из них речь идёт о том, что красота помогает жить? (высказывания детей)

3. Первичное восприятие сказки детьми (чтение учителем)

– Сейчас послушайте ещё одну сказку С.Козлова “Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды”

Беседа после первичного восприятия.

– Понравилась ли вам сказка? Расскажите о ваших впечатлениях. Что вас удивило? Что вас рассмешило? (высказывания детей)

– Узнали ли вы героев сказки? Кто они? (Это Ёжик и Медвежонок. Они встречались в сказках С.Козлова, которые мы читали раньше)

– Можете ли вы доказать, что это те же Ёжик и Медвежонок? Вспомните особенности характера каждого персонажа, чтобы убедиться, что это постоянные герои сказки С.Козлова (Медвежонок всегда разговорчивый, эмоциональный, он с большим уважением относится к Ёжику. Ёжик – рассудительный, у него всегда возникают какие-то идеи, он всё замечает вокруг, видит и чувствует красоту)

4. Вторичное восприятие сказки. Работа в группах.

1 группа – читаете и отмечаете непонятные и трудные для чтения слова.

2 группа – найдите и отметьте во время чтения отрывок к иллюстрации сказки, распределите роли.

3 группа – работаете по сюжету сказки (вопросы на доске)

1. Где происходят события?

2. С чего всё начинается?

3. Как развивались действия?

4. Что являлось главным?

5. Проверка выполненной работы без чтения по ролям.

6. Анализ произведения

Вопрос к 1 группе

– Ребята, зачем надо протирать звёзды? (Потому что они запылённые)

Вопрос ко 2 группе

– Какие слова говорят об этом? Найдите и прочитайте (“Если я не буду протирать звёзды каждый вечер, они обязательно потускнеют”, “Их давно бы уже никто не увидел. Вон какая пыльная”)

– Ребята, а на ваш взгляд трудная это работа или лёгкая – “протирать звёзды”? Подтвердите строчками из текста. (кропотливая)

– Давайте зачитаем, как эту работу выполнял Ёжик.

– Подберите слово, которое охарактеризовало бы работу Ёжика (тщательно, старательно)

Физминутка

Давайте и мы попробуем также поработать, как Ёжик. Представим, что в одной руке у нас тряпочка, а в другой веник. Веник берём в правую руку и осторожно обстукиваем звёзды, чтобы случайно не сбить звезду с неба. А теперь берём тряпочку и протираем бережно звёздочку до блеска очень тщательно. Звёзды высоко – тянемся за звёздами. Молодцы!

– А как у Медвежонка получалось протирать звёзды? Давайте зачитаем (“Медвежонок очень старался, но у него не всегда получалось, как у Ёжика. И если с неба падала звезда, все в лесу знали, что это её нечаянно столкнул Медвежонок)

– Подберите слово, характеризующее работу Медвежонка (неуклюже)

– Каким выражением можно заменить слова “протирали звёзды”? (ухаживали за звёздами)

– Зачем они ухаживали за звёздами? (Чтобы они были чистыми, чтобы было красиво. Красота дарит радость)

– И об этом говорит сам Медвежонок. Он говорит, что сама эта мысль Ёжика “чистить звёзды” - счастливая мысль.

– Почему они считают, что это необходимо делать? “А как же иначе? – ворчал Ёжик – Если Медвежонок не протрёт звёзды, если я не протру звёзды, то кто же протрёт звёзды?..”

“Если бы Ёжик не придумал чистить звёзды, их бы давно уже никто не видел. Вон какая пыльная …”

7. Обобщение и вывод.

– Так о чём эта сказка? Что хотел сказать нам автор? (нужно ухаживать за планетой, на которой ты живёшь, чтобы было красиво и т.д.)

– Вернёмся к вопросу, который задаёт нам автор “А вы хотя бы изредка протираете звёзды”?

– Что подразумевает автор под этим выражением? (что мы делаем, для того чтобы нас окружала красота и чистота? Как мы ухаживаем за кем-то или за чем-то? )

– Расскажите об этом.

– Ребята, как понять смысл таких замечательных строк:

“Если я светить не буду,
Если ты светить не будешь,
Если мы светить не будем,
Кто ж тогда рассеет тьму?”

(Высказывания детей)

– Хорошо, что мы все понимаем, как необходимо бережное отношение к окружающим людям, к окружающему миру. Все наши усилия, пускай даже и незаметные, позволяют сохранить нашу землю, укрепить веру людей в добро, во взаимопомощь и сделают нашу жизнь радостной и осмысленной.

– А сейчас давайте поиграем в сказку. Изобразим героев сказки, прочитаем по ролям.

8. Домашнее задание по выбору:

– выразительное чтение;

– пересказ;

– сочинить сказку, противоположную данной.

Приложение