Тема: “Красота спасёт мир”. С.Козлов “Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды”.
Цель урока:
1. Развитие устной речи учащихся.
2.Обучение и воспитание учащихся с использованием дифференцированного подхода.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Подготовка к чтению произведения
.Загадка.
Рассыпалось к ночи зерно,
Глянул по утру – нет ничего.
Что это? (звёзды)
Беседа с учащимися
– Ребята, видел ли кто из вас звёздное небо? Опишите, как оно выглядит? Какие чувства у вас возникали в душе, глядя на звёздное небо? (высказывания детей)
– Сегодня мы с вами будем читать сказку Сергея Козлова “Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды”. Автор учебника задаёт нам вопрос: “А вы, ребята, хотя бы изредка “протираете звёзды”?” (ответы учащихся). Мы вернёмся к нему в конце урока и может тогда кто-нибудь из вас ответит “да”.
– Давайте откроем учебники, прежде чем читать сказку, посмотрим, в каком разделе учебника её поместили. Прочитайте название (читают “Красота спасёт мир”)
– Как вы понимаете это выражение? (Красота несёт радость людям, люди становятся добрее, добро сильнее зла)
– А теперь прочитайте эпиграф к этой главе:
“Красиво было так, что Ёжик время от времени вздрагивал: не снится ли ему всё это?”
– Откуда взяты эти строчки? (Из сказки С.Козлова “Ёжик в тумане”)
– Какие ещё сказки С.Козлова вы читали? (“Красота”, “Зимняя сказка”, “Лисичка”, “Чёрный омут”)
– В каких из них речь идёт о том, что красота помогает жить? (высказывания детей)
3. Первичное восприятие сказки детьми (чтение учителем)
– Сейчас послушайте ещё одну сказку С.Козлова “Как Ёжик с Медвежонком протирали звёзды”
Беседа после первичного восприятия.
– Понравилась ли вам сказка? Расскажите о ваших впечатлениях. Что вас удивило? Что вас рассмешило? (высказывания детей)
– Узнали ли вы героев сказки? Кто они? (Это Ёжик и Медвежонок. Они встречались в сказках С.Козлова, которые мы читали раньше)
– Можете ли вы доказать, что это те же Ёжик и Медвежонок? Вспомните особенности характера каждого персонажа, чтобы убедиться, что это постоянные герои сказки С.Козлова (Медвежонок всегда разговорчивый, эмоциональный, он с большим уважением относится к Ёжику. Ёжик – рассудительный, у него всегда возникают какие-то идеи, он всё замечает вокруг, видит и чувствует красоту)
4. Вторичное восприятие сказки. Работа в группах.
1 группа – читаете и отмечаете непонятные и трудные для чтения слова.
2 группа – найдите и отметьте во время чтения отрывок к иллюстрации сказки, распределите роли.
3 группа – работаете по сюжету сказки (вопросы на доске)
1. Где происходят события?
2. С чего всё начинается?
3. Как развивались действия?
4. Что являлось главным?
5. Проверка выполненной работы без чтения по ролям
.6. Анализ произведения
Вопрос к 1 группе
– Ребята, зачем надо протирать звёзды? (Потому что они запылённые)
Вопрос ко 2 группе
– Какие слова говорят об этом? Найдите и прочитайте (“Если я не буду протирать звёзды каждый вечер, они обязательно потускнеют”, “Их давно бы уже никто не увидел. Вон какая пыльная”)
– Ребята, а на ваш взгляд трудная это работа или лёгкая – “протирать звёзды”? Подтвердите строчками из текста. (кропотливая)
– Давайте зачитаем, как эту работу выполнял Ёжик.
– Подберите слово, которое охарактеризовало бы работу Ёжика (тщательно, старательно)
Физминутка
– Давайте и мы попробуем также поработать, как Ёжик. Представим, что в одной руке у нас тряпочка, а в другой веник. Веник берём в правую руку и осторожно обстукиваем звёзды, чтобы случайно не сбить звезду с неба. А теперь берём тряпочку и протираем бережно звёздочку до блеска очень тщательно. Звёзды высоко – тянемся за звёздами. Молодцы!
– А как у Медвежонка получалось протирать звёзды? Давайте зачитаем (“Медвежонок очень старался, но у него не всегда получалось, как у Ёжика. И если с неба падала звезда, все в лесу знали, что это её нечаянно столкнул Медвежонок)
– Подберите слово, характеризующее работу Медвежонка (неуклюже)
– Каким выражением можно заменить слова “протирали звёзды”? (ухаживали за звёздами)
– Зачем они ухаживали за звёздами? (Чтобы они были чистыми, чтобы было красиво. Красота дарит радость)
– И об этом говорит сам Медвежонок. Он говорит, что сама эта мысль Ёжика “чистить звёзды” - счастливая мысль.
– Почему они считают, что это необходимо делать? “А как же иначе? – ворчал Ёжик – Если Медвежонок не протрёт звёзды, если я не протру звёзды, то кто же протрёт звёзды?..”
“Если бы Ёжик не придумал чистить звёзды, их бы давно уже никто не видел. Вон какая пыльная …”
7. Обобщение и вывод
.– Так о чём эта сказка? Что хотел сказать нам автор? (нужно ухаживать за планетой, на которой ты живёшь, чтобы было красиво и т.д.)
– Вернёмся к вопросу, который задаёт нам автор “А вы хотя бы изредка протираете звёзды”?
– Что подразумевает автор под этим выражением? (что мы делаем, для того чтобы нас окружала красота и чистота? Как мы ухаживаем за кем-то или за чем-то? )
– Расскажите об этом.
– Ребята, как понять смысл таких замечательных строк:
“Если я светить не буду,
Если ты светить не будешь,
Если мы светить не будем,
Кто ж тогда рассеет тьму?”
(Высказывания детей)
– Хорошо, что мы все понимаем, как необходимо бережное отношение к окружающим людям, к окружающему миру. Все наши усилия, пускай даже и незаметные, позволяют сохранить нашу землю, укрепить веру людей в добро, во взаимопомощь и сделают нашу жизнь радостной и осмысленной.
– А сейчас давайте поиграем в сказку. Изобразим героев сказки, прочитаем по ролям.
8. Домашнее задание по выбору:
– выразительное чтение;
– пересказ;
– сочинить сказку, противоположную данной.