Интегрированный урок по технологии и окружающему миру на тему: "Растения поля"

Разделы: Начальная школа


Тема. Аппликация из соломки “Цветок”.

Цели.

  • обучить учащихся выполнять декоративную аппликацию из соломки, с помощью шаблона;
  • повторить материал о растениях поля; закрепить правила и приёмы рациональной разметки (аккуратность и точность, экономия материала);
  • совершенствовать приёмы вырезания фигур с криволинейным контуром; развивать умения создавать выразительную композицию;
  • воспитывать любовь и уважение к родителям, к труду.

Оборудование для учителя.

  • выставка изделий из соломы;
  • гербарии (рожь, овёс, пшеница, ячмень, рис);
  • музыка;
  • образец поделки;
  • кроссворд.

Оборудование для учащихся.

  • подготовленный лист с наклеенной соломкой;
  • основание поделки;
  • несколько соломинок;
  • ножницы, клей, лист бумаги, салфетка;
  • шаблоны и карандаш;
  • алгоритм работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

У. Прозвенел звонок,
Он позвал всех на урок.

II. Проверка рабочих мест.

Д. Чтоб работа закипела,
Приготовлю всё для дела,
Будем клеить, мастерить –
Всё должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник наш.
Линейку, ластик положи,
В порядке вещи содержи!

Учитель ходит и проверяет все ли готово для работы.

III. Вступительное слово.

У. Отгадайте, о какой времени года говорится?

Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт.

Д. Весна.

У. Правильно

Д. Подготовленный ребёнок читает стихотворение.

Пусть ещё кружит снежок
Да мороз пока шалит.
Март взобрался на порог.
И весна в окно глядит.
Первые её шаги
Вы смогли уже заметить:
Прекратили вьюги выть,
Все весну готовы встретить.

У. Ребята, а какой первый весенний праздник приближается?

Д. 8 марта.

У. Что обычно дарят в этот день?

Д. В этот день всем женщинам дарят цветы.

У. Правильно. Ведь нет на Земле языка сокровеннее и понятнее, чем язык цветов. Даже один-единственный цветок может сказать человеку больше, чем самое красноречивое послание: выразить и уважение , и любовь.

У. Давайте разгадаем кроссворд и прочитаем выделенное слово и узнаем тему нашего урока.

Учитель читает загадки, а дети отгадывают и заполняют кроссворд, записывая мелом на доске.

1. Имя этого весеннего цветка
От влюблённого в себя чудака. (Нарцисс)

2. Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)

3. На длинном стебле, головой качая,
Приветствует весну и солнце мая. (Тюльпан)

4. Королева цветников
В окружении шипов. (Роза)

5. Что ждёт меня, пока не знаю –
Сорву цветок и погадаю. (Ромашка)

6. Голубой цветок – малютка
Ну конечно - … (Незабудка)

7. На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)

IV. Сообщение темы и цели урока.

У. Сегодня мы будем выполнять аппликацию из соломки “Цветок”.

Солома, остающаяся после уборки урожая, самый доступный и красивый материал для поделок, а где её можно увидеть или найти?

Д. На поле.

У. Что такое поле? Назовите растения поля.

Дети отвечают на вопросы.

У. Давайте посмотрим на гербарий растений поля – это овёс, пшеница, рожь, просо, ячмень, тимофеевка, мятлик, рис.

Д. Подготовленные дети делают краткие сообщения о этих растениях.

У. Соломина – это стебель без корня и колоса, а когда много стеблей, то мы говорим – солома или соломка.

V. Выставка изделий из соломки.

У. Из соломки этих растений делают шкатулки, шляпы, подставки, сумки, вазочки, игрушки, корзины, мебель и другие изделия.

Работа с соломой требует определённой обработки. Расскажите. Что вы делали с соломой по этапам, пользуясь алгоритмом работы (I - II.).

Д. Дети кратко рассказывают.

Приложение 1. Приложение 2.

VI. Работа с шаблонами.

Д. Читают хором.

Вот помощники мои
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.

У. Помните об экономии материала, о рациональной разметке.

Дети под тихую музыку работают самостоятельно, пользуясь алгоритмом работы (III) , но учитель контролирует и помогает.

  • группа детей работает по готовым шаблонам,
  • группа делает сама шаблоны и ими пользуется.

VII. Физкультминутка.

Д. Читают хором.

Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся-
Бабочка кружит и вьётся.

VIII. Работа с ножницами.

У. Вспомним правила работы с ножницами.

Д. Читают хором.

С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.

У. Нужно резать аккуратно, точно по линии.

Дети вырезают детали.

IX. Работа с клеем (дети составляют композицию и приклеивают к основе) под музыку.

X. Выставка детских работ. Подведение итогов.

У. Чему учились на уроке?

Что нового узнали о растениях поля?
К какому празднику выполняли аппликацию?

Дети отвечают на вопросы.

Д. Солнце светит над землёй,
Разгоняет тучи.
Улыбнёмся мы с тобой,
Миру станет лучше –
Ведь в улыбке вся краса –
Набухают почки.
Улыбнутся небеса.
Расцветут цветочки.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

XI. Уборка рабочих мест.

У. Вот закончился урок
Всё убрать нам надо в срок.
Мусор быстро соберите.
На парте порядок наведите.

Все окончены уроки, давайте друг другу улыбнёмся. Дарите улыбки своим родителям.