Тема. Аппликация из соломки “Цветок”.
Цели.
- обучить учащихся выполнять декоративную аппликацию из соломки, с помощью шаблона;
- повторить материал о растениях поля; закрепить правила и приёмы рациональной разметки (аккуратность и точность, экономия материала);
- совершенствовать приёмы вырезания фигур с криволинейным контуром; развивать умения создавать выразительную композицию;
- воспитывать любовь и уважение к родителям, к труду.
Оборудование для учителя.
- выставка изделий из соломы;
- гербарии (рожь, овёс, пшеница, ячмень, рис);
- музыка;
- образец поделки;
- кроссворд.
Оборудование для учащихся.
- подготовленный лист с наклеенной соломкой;
- основание поделки;
- несколько соломинок;
- ножницы, клей, лист бумаги, салфетка;
- шаблоны и карандаш;
- алгоритм работы.
Ход урока
I. Организационный момент.
У. Прозвенел звонок,
Он позвал всех на урок.
II. Проверка рабочих мест.
Д. Чтоб работа закипела,
Приготовлю всё для дела,
Будем клеить, мастерить –
Всё должно в порядке быть.
Ножницы, бумагу клей
Клади на место поскорей.
Не забудь про карандаш –
Он в труде помощник наш.
Линейку, ластик положи,
В порядке вещи содержи!
Учитель ходит и проверяет все ли готово для работы.
III. Вступительное слово.
У. Отгадайте, о какой времени года говорится?
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнёт –
В лесу подснежник расцветёт.
Д. Весна.
У. Правильно
Д. Подготовленный ребёнок читает стихотворение.
Пусть ещё кружит снежок
Да мороз пока шалит.
Март взобрался на порог.
И весна в окно глядит.
Первые её шаги
Вы смогли уже заметить:
Прекратили вьюги выть,
Все весну готовы встретить.
У. Ребята, а какой первый весенний праздник приближается?
Д. 8 марта.
У. Что обычно дарят в этот день?
Д. В этот день всем женщинам дарят цветы.
У. Правильно. Ведь нет на Земле языка сокровеннее и понятнее, чем язык цветов. Даже один-единственный цветок может сказать человеку больше, чем самое красноречивое послание: выразить и уважение , и любовь.
У. Давайте разгадаем кроссворд и прочитаем выделенное слово и узнаем тему нашего урока.
Учитель читает загадки, а дети отгадывают и заполняют кроссворд, записывая мелом на доске.
1. Имя этого весеннего цветка
От влюблённого в себя чудака. (Нарцисс)
2. Из-под снега расцветает
Раньше всех весну встречает. (Подснежник)
3. На длинном стебле, головой качая,
Приветствует весну и солнце мая. (Тюльпан)
4. Королева цветников
В окружении шипов. (Роза)
5. Что ждёт меня, пока не знаю –
Сорву цветок и погадаю. (Ромашка)
6. Голубой цветок – малютка
Ну конечно - … (Незабудка)
7. На зелёном шнурочке
Белые звоночки. (Ландыш)
IV. Сообщение темы и цели урока.
У. Сегодня мы будем выполнять аппликацию из соломки “Цветок”.
Солома, остающаяся после уборки урожая, самый доступный и красивый материал для поделок, а где её можно увидеть или найти?
Д. На поле.
У. Что такое поле? Назовите растения поля.
Дети отвечают на вопросы.
У. Давайте посмотрим на гербарий растений поля – это овёс, пшеница, рожь, просо, ячмень, тимофеевка, мятлик, рис.
Д. Подготовленные дети делают краткие сообщения о этих растениях.
У. Соломина – это стебель без корня и колоса, а когда много стеблей, то мы говорим – солома или соломка.
V. Выставка изделий из соломки.
У. Из соломки этих растений делают шкатулки, шляпы, подставки, сумки, вазочки, игрушки, корзины, мебель и другие изделия.
Работа с соломой требует определённой обработки. Расскажите. Что вы делали с соломой по этапам, пользуясь алгоритмом работы (I - II.).
Д. Дети кратко рассказывают.
VI. Работа с шаблонами.
Д. Читают хором.
Вот помощники мои
Их как хочешь поверни.
Хочешь эдак, хочешь так –
Не обидятся никак.
У. Помните об экономии материала, о рациональной разметке.
Дети под тихую музыку работают самостоятельно, пользуясь алгоритмом работы (III) , но учитель контролирует и помогает.
- группа детей работает по готовым шаблонам,
- группа делает сама шаблоны и ими пользуется.
Д. Читают хором.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся-
Бабочка кружит и вьётся.
VIII. Работа с ножницами.
У. Вспомним правила работы с ножницами.
Д. Читают хором.
С ножницами не шути,
Зря в руках их не крути
И, держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа –
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
У. Нужно резать аккуратно, точно по линии.
Дети вырезают детали.
IX. Работа с клеем
(дети составляют композицию и приклеивают к основе) под музыку.X. Выставка детских работ. Подведение итогов.
У. Чему учились на уроке?
Что нового узнали о растениях поля?
К какому празднику выполняли аппликацию?
Дети отвечают на вопросы.
Д. Солнце светит над землёй,
Разгоняет тучи.
Улыбнёмся мы с тобой,
Миру станет лучше –
Ведь в улыбке вся краса –
Набухают почки.
Улыбнутся небеса.
Расцветут цветочки.
Подготовленный ученик читает стихотворение.
XI. Уборка рабочих мест.
У. Вот закончился урок
Всё убрать нам надо в срок.
Мусор быстро соберите.
На парте порядок наведите.
Все окончены уроки, давайте друг другу улыбнёмся. Дарите улыбки своим родителям.