Программа элктивного курса "Музыка второй половины ХХ в."

Разделы: Музыка, МХК и ИЗО


Музыка сильнее других искусств воздействует на эмоциональную сферу человека, пробуждает воображение, образное мышление. А именно неразвитость этой сферы делает человека ограниченным, неспособным к творческому восприятию учебной информации и полноценному общению.

Данный курс имеет ЦЕЛЬЮ формирование понятия о музыке как об одном из видов духовного творчества, как об одном из условий развития интеллекта.

Почему мы обращаемся именно к музыке XX века? XX век называют веком музыки, предыдущее столетие – веком литературы, а эпоху Возрождения – золотым веком изобразительных искусств. Эти определения говорят о способности того или иного вида творчества точно выразить мироощущение эпохи, её духовные устремления, надежды и иллюзии. Роль музыки в культуре XX века наиболее ярко проявилась после Второй мировой войны. Никогда раньше потребность людей в музыке не была столь острой. Музыкальные направления, стили и жанры вторгались в жизнь всех без исключения поколений, национальностей, слоёв общества. А благодаря технике аудио- и видеозаписи общение с музыкой оказалось возможным в любых условиях.

Музыканты второй половины XX века ощутили тесную связь со слушателями. Они стали выразителями идей и мировоззрения своего поколения, своей общественной или этнической среды, своего религиозного или политического движения. Музыканты стремились к единению с аудиторией, нередко провоцируя её на непосредственную реакцию, заставляли слушателя вступать в живой диалог с музыкой. Именно во второй половине XX века музыканты реализовали способность музыки объединять людей, создавать у огромного количества людей одновременно единые эмоциональные порывы – как созидательные, так и разрушительные.

Кроме того, ни один другой период истории культуры не дал такого разнообразия стилей, форм, направлений в музыке, как XX век. Современная классическая музыка, джаз и рок – вот три главные ветви современной музыкальной культуры второй половины XX века. Важной сферой музыкальной жизни этого периода стала и поп-музыка. У классики, джаза и рок-музыки есть общий корень – фольклор. Поп-музыка – сложный комплекс популярных музыкальных направлений и индустрии развлечений.

Молодым людям необходимо разбираться во всём многообразии и богатстве современной музыки. Традиционная школьная программа такой возможности не даёт.

ЗАДАЧИ КУРСА:

  • использовать возможности музыкального искусства для художественно- творческого развития обучающихся;
  • расширять сферу духовных потребностей обучающихся;
  • воспитывать вдумчивого слушателя, прививать интерес к музыкальному искусству, эстетический вкус.
  • прививать интерес к мировым культурным ценностям;
  • развивать ассоциативное и абстрактное мышление;
  • углубить теоретические знания об искусстве: понятия жанра, образа, выразительных средств и т.д.

В результате изучения курса обучающиеся должны ЗНАТЬ:

  • направления, виды, жанры и характерные стилевые особенности музыкального искусства XX века;
  • основные средства выразительности музыкального искусства;
  • знаменитых исполнителей современной музыки;
  • наиболее яркие образцы музыкального искусства XX века.

Должны УМЕТЬ:

  • слушать и понимать музыкальное произведение;
  • различать средства музыкальной выразительности;
  • выражать свои ощущения в устной и письменной речи.

Программа предусматривает проведение теоретических занятий, занятий смешанного типа (теория, слушание музыки, создание творческих работ). Курс рассчитан на 16 часов и завершается написанием и защитой рецензии или другой творческой работы.

Учебно-тематическое планирование

п/п

Наименование темы Количество час. Формы контроля
всего лекционных практических
1 Музыка XX века. Виды и жанры 1 1 -  
2 Современная классика. 3 1 2 Викторина
3 Джаз. 3 1 2 Творческая работа
4 Рок

-особенности рок-музыки

-западный рок.

-отечественный рок

-рок-опера

4.5      
0.5

1.5

1.5

1

0.5

-

-

-

-

1.5

1.5

1

 

Анализ

Дискуссия

5 Другие направления и формы музыки XX века. 1   1  
6 Музыка для кино. 1   1 Викторина
7 Поп-музыка 1   1 Составление концертной программы
8 Защита творческих работ 1.5 - 1.5 Творческая работа
Всего 16 3.5 12.5  

Содержание программы

ТЕМА 1. Особенности музыкального искусства XX века. Виды и жанры. Своеобразие и разнообразие. Время и музыка. Традиции и современность.

ТЕМА 2. Современная классика. Классический музыкальный авангард. Классический музыкальный авангард в России. Музыка С. Прокофьева, Д. Шостаковича,  Г. Свиридова, Р. Щедрина, А. Шнитке.

ТЕМА 3. Джаз. Истоки. История возникновения этого музыкального направления;   характерные особенности; средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных  инструментов и др.; Импровизация. Американский джаз. Отличительные особенности  отечественного джаза. Новый джаз: симфо-джаз, джаз-рок.

ТЕМА 4. Особенности рок-музыки, её направления. Истоки рока. Ритм-энд-блюз. Кантри.   Британский бит. Кантри-рок и фолк-рок. Психоделия. Хард-рок. Арт-рок.   Хэви-метал.Западные рок-группы. Биттлз, Роллинг-Стоунз, Пинк Флойд и др., их  влияние на музыку XX века, на мышление человека XX века. Отечественный рок, его  особенности, отличие от западного рока. Рок-опера, как синтетический жанр.

ТЕМА 5. Этническая музыка. “Новая волна”. Рэп. Рейв. Альтернативная музыка.

ТЕМА 6. Функции музыки в кино. Драматизм в музыке. Музыка – фон. Музыка – внутренний монолог. Музыка в отечественном кино.

ТЕМА 7. Поп-музыка 50 – 60-х годов. Твист. Поп-музыка 70-х годов. Поп-музыка 80-х годов. Французская эстрада. Поп-музыка США. Итальянская эстрада. Шведская волна.  Отечественная эстрада. Поп-музыка 90-х годов.

ТЕМА 8. Защита творческих работ: стенгазет, альбомов, афиш, рецензий, программ, эссе, стихов, этюдов (письменных, живописных, пластических и т.д.).

Примерные темы итоговых творческих работ:

- Стенгазета (творческие биографии рок-групп, занимательные истории и интересные факты из жизни звёзд в области искусства, ребусы, рисунки, фотографии из журналов,  раскрытие значений различных специальных терминов, отражения проблем  подросткового восприятия искусства).

- Создание афиш (для представления предстоящего прослушивания музыкального  произведения).

- Сравнительный анализ различных стилей музыки.

- Рецензирование концертов, песенного репертуара рок-групп.

- Представление и защита домашней фонотеки.

- Придумывание кроссвордов, ребусов.

- Написание мини-сочинений.

- Рецензия на музыку к кинофильму.

- Оформление альбома с рассказом о творчестве композитора – классика XX века, джазового музыканта.

- Статья об эстраде любой страны любого временного периода XX века.

- Оформление альбома с рассказом о творчестве эстрадного композитора – песенника или   эстрадного исполнителя.

Методика “Представление любимой рок-группы”.

1. Название рок-группы. Перевод названия (для иностранных групп). История появления   названия.

2. Состав группы (качественный состав: музыкальное образование участников группы,   творческие портреты).

3. Творческая биография группы.

4. Стиль исполнения рок-музыки.

5. Репертуар.

6. Что особенно привлекает в рок-группе.

7. Представление видео-, аудио-, фотоматериалов.

Методика “Рецензия на песенный репертуар рок-группы”.

  1. Принадлежность группы к тому или иному стилю (обосновать).
  2. Тематика песен группы.
  3. Проблемы, поднимающиеся в песнях.
  4. Выразительные голосовые и инструментальные приёмы, помогающие раскрыть данную проблему.
  5. Достоинства и недостатки песен.
  6. Впечатления о песенном репертуаре.

Методика “Проект программы для последующих поколений”. Учащимся предлагается составить программу по изучению музыки последующими поколениями. В программу должны войти лучшие образцы современной классики, песенные образцы, лучшие рок-группы, джазовые коллективы и исполнители, творчество которых достойно изучения потомками.

Методика “Определи стилевое направление рок-группы”. Учащимся предлагается на основе анализа музыкального репертуара рок-группы выявить характерные черты, определить в каком стиле работает группа.

Можно предложить учащимся сделать сравнительный анализ музыкальных стилей двух рок-групп, например, “Битлз” и “Дип Пёпл”, либо “Битлз” и “Роллинг Стоунз” и т.д.

Возможные формы контроля на занятиях по музыке XX века.

В процессе изучения рок-музыки ребята много слушают, поэтому для фиксирования прослушанного предлагается постепенно заполнять следующую таблицу:

Название рок-группы Стиль исполнения

группы

Название песни Авторы песни (слова, музыка) В домашнюю фонотеку
1 “Машина времени” Хард-рок “Свеча” А.Макаревич

А.Макаревич

+
2          

Такая таблица поможет школьникам определиться в своих музыкальных пристрастиях, симпатиях и антипатиях к творчеству русских и зарубежных рок-групп.

Музыкальная викторина “Всё о рок-музыке”

  1. Каковы причины появления рок-музыки?
  2. Сплав каких жанров представляет рок-н-ролл?
  3. Какую роль в развитии рок-музыки сыграл Билл Хейли?
  4. Какую роль в развитии рок-музыки сыграл Элвис Пресли?
  5. Расскажите о ритме-энд-блюзе.
  6. Расскажите о кантри-энд-вестерне.
  7. Происхождение названия группы “Битлз”.
  8. Перечислите известные вам направления рок-музыки.
  9. Панк-рок. Характерные особенности.
  10. Хард-рок. Характерные особенности.
  11. Хеви-металл. Характерные особенности.
  12. Трэш-металл. Характерные особенности.
  13. Особенности русского рока.
  14. Перечислите направления русского рока и назовите исполнителей.
  15. Назовите буквальный перевод слова “рэп”.
  16. Назовите буквальный перевод слова “панк”.
  17. Назовите представителей хард-рока в нашей стране.
  18. Назовите автора рок-оперы “Иисус Христос – суперзвезда”. Какие проблемы в ней поднимаются.
  19. Объясните значение термина “андерграунд”.
  20. Объясните значение термина “сингл”.

Музыкальная “угадай-ка”:

Определите по фрагменту песни, в каком стиле работает группа.

  1. “Битлз” (биг-бит).
  2. “Ария” (хеви-металл).
  3. “Вопли Видоплясова” (панк-рок).
  4. “Роллинг Стоунз” (Блюз-рок).
  5. “Машина времени” (хард-рок).
  6. “Металлика” (трэш-металл) и т.д.

Определите по звучащей песне название рок-группы или исполнителей.

  1. “ДДТ” - “Осень”.
  2. “Eagles” - “HOTEL CALIFORNIA”.
  3. “Status Quoi” – “In the Army Now”.
  4. “Rolling Stones” – “Angie”.
  5. “The Beatles” – “Hey Judy”.
  6. “Машина времени” - “За тех, кто в море” и т.д.

Перечень ключевых слов:

Авангард
Альтернатива
Андеграунд
Ансамбль
Ария
Арт-рок
Биг-бит
Блюз
Диксиленд
Динамика
Диско
Драматизм
Регтайм
Ритм
Ритм-энд-блюз
Рок-н-ролл
Рэггей
Рэп
Свинг
Сингл
Соул
Спиричуэл
Тембр
Твист
Гармония
Импровизация
Кантри
Лад
Мелодия
Мюзикл
“Новая волна”
Оратория
Панк
Психоделия
Психологизм
Фолк
Хард-рок
Хит
Хэви-метал
Шансон
Эстрада
Этно
Техно
Традиция
Фактура