Музыка сильнее других искусств воздействует на эмоциональную сферу человека, пробуждает воображение, образное мышление. А именно неразвитость этой сферы делает человека ограниченным, неспособным к творческому восприятию учебной информации и полноценному общению.
Данный курс имеет ЦЕЛЬЮ формирование понятия о музыке как об одном из видов духовного творчества, как об одном из условий развития интеллекта.
Почему мы обращаемся именно к музыке XX века? XX век называют веком музыки, предыдущее столетие – веком литературы, а эпоху Возрождения – золотым веком изобразительных искусств. Эти определения говорят о способности того или иного вида творчества точно выразить мироощущение эпохи, её духовные устремления, надежды и иллюзии. Роль музыки в культуре XX века наиболее ярко проявилась после Второй мировой войны. Никогда раньше потребность людей в музыке не была столь острой. Музыкальные направления, стили и жанры вторгались в жизнь всех без исключения поколений, национальностей, слоёв общества. А благодаря технике аудио- и видеозаписи общение с музыкой оказалось возможным в любых условиях.
Музыканты второй половины XX века ощутили тесную связь со слушателями. Они стали выразителями идей и мировоззрения своего поколения, своей общественной или этнической среды, своего религиозного или политического движения. Музыканты стремились к единению с аудиторией, нередко провоцируя её на непосредственную реакцию, заставляли слушателя вступать в живой диалог с музыкой. Именно во второй половине XX века музыканты реализовали способность музыки объединять людей, создавать у огромного количества людей одновременно единые эмоциональные порывы – как созидательные, так и разрушительные.
Кроме того, ни один другой период истории культуры не дал такого разнообразия стилей, форм, направлений в музыке, как XX век. Современная классическая музыка, джаз и рок – вот три главные ветви современной музыкальной культуры второй половины XX века. Важной сферой музыкальной жизни этого периода стала и поп-музыка. У классики, джаза и рок-музыки есть общий корень – фольклор. Поп-музыка – сложный комплекс популярных музыкальных направлений и индустрии развлечений.
Молодым людям необходимо разбираться во всём многообразии и богатстве современной музыки. Традиционная школьная программа такой возможности не даёт.
ЗАДАЧИ КУРСА:
В результате изучения курса обучающиеся должны
ЗНАТЬ:
Должны УМЕТЬ:
Программа предусматривает проведение теоретических занятий, занятий смешанного типа (теория, слушание музыки, создание творческих работ). Курс рассчитан на 16 часов и завершается написанием и защитой рецензии или другой творческой работы.
Учебно-тематическое планирование
№ п/п |
Наименование темы | Количество час. | Формы контроля | ||
всего | лекционных | практических | |||
1 | Музыка XX века. Виды и жанры | 1 | 1 | - | |
2 | Современная классика. | 3 | 1 | 2 | Викторина |
3 | Джаз. | 3 | 1 | 2 | Творческая работа |
4 | Рок -особенности рок-музыки -западный рок. -отечественный рок -рок-опера |
4.5 | |||
0.5 1.5 1.5 1 |
0.5 - - - |
- 1.5 1.5 1 |
Анализ Дискуссия |
||
5 | Другие направления и формы музыки XX века. | 1 | 1 | ||
6 | Музыка для кино. | 1 | 1 | Викторина | |
7 | Поп-музыка | 1 | 1 | Составление концертной программы | |
8 | Защита творческих работ | 1.5 | - | 1.5 | Творческая работа |
Всего | 16 | 3.5 | 12.5 |
Содержание программы
ТЕМА 1. Особенности музыкального искусства XX века. Виды и жанры. Своеобразие и разнообразие. Время и музыка. Традиции и современность.
ТЕМА 2. Современная классика. Классический музыкальный авангард. Классический музыкальный авангард в России. Музыка С. Прокофьева, Д. Шостаковича, Г. Свиридова, Р. Щедрина, А. Шнитке.
ТЕМА 3. Джаз. Истоки. История возникновения этого музыкального направления; характерные особенности; средства музыкальной выразительности, характерные для джаза: синкопированный ритм, преобладание духовых и ударных музыкальных инструментов и др.; Импровизация. Американский джаз. Отличительные особенности отечественного джаза. Новый джаз: симфо-джаз, джаз-рок.
ТЕМА 4. Особенности рок-музыки, её направления. Истоки рока. Ритм-энд-блюз. Кантри. Британский бит. Кантри-рок и фолк-рок. Психоделия. Хард-рок. Арт-рок. Хэви-метал.Западные рок-группы. Биттлз, Роллинг-Стоунз, Пинк Флойд и др., их влияние на музыку XX века, на мышление человека XX века. Отечественный рок, его особенности, отличие от западного рока. Рок-опера, как синтетический жанр.
ТЕМА 5. Этническая музыка. “Новая волна”. Рэп. Рейв. Альтернативная музыка.
ТЕМА 6. Функции музыки в кино. Драматизм в музыке. Музыка – фон. Музыка – внутренний монолог. Музыка в отечественном кино.
ТЕМА 7. Поп-музыка 50 – 60-х годов. Твист. Поп-музыка 70-х годов. Поп-музыка 80-х годов. Французская эстрада. Поп-музыка США. Итальянская эстрада. Шведская волна. Отечественная эстрада. Поп-музыка 90-х годов.
ТЕМА 8. Защита творческих работ: стенгазет, альбомов, афиш, рецензий, программ, эссе, стихов, этюдов (письменных, живописных, пластических и т.д.).
Примерные темы итоговых творческих работ:
- Стенгазета (творческие биографии рок-групп, занимательные истории и интересные факты из жизни звёзд в области искусства, ребусы, рисунки, фотографии из журналов, раскрытие значений различных специальных терминов, отражения проблем подросткового восприятия искусства).
- Создание афиш (для представления предстоящего прослушивания музыкального произведения).
- Сравнительный анализ различных стилей музыки.
- Рецензирование концертов, песенного репертуара рок-групп.
- Представление и защита домашней фонотеки.
- Придумывание кроссвордов, ребусов.
- Написание мини-сочинений.
- Рецензия на музыку к кинофильму.
- Оформление альбома с рассказом о творчестве композитора – классика XX века, джазового музыканта.
- Статья об эстраде любой страны любого временного периода XX века.
- Оформление альбома с рассказом о творчестве эстрадного композитора – песенника или эстрадного исполнителя.
Методика “Представление любимой рок-группы”.
1. Название рок-группы. Перевод названия (для иностранных групп). История появления названия.
2. Состав группы (качественный состав: музыкальное образование участников группы, творческие портреты).
3. Творческая биография группы.
4. Стиль исполнения рок-музыки.
5. Репертуар.
6. Что особенно привлекает в рок-группе.
7. Представление видео-, аудио-, фотоматериалов.
Методика “Рецензия на песенный репертуар рок-группы”.
- Принадлежность группы к тому или иному стилю (обосновать).
- Тематика песен группы.
- Проблемы, поднимающиеся в песнях.
- Выразительные голосовые и инструментальные приёмы, помогающие раскрыть данную проблему.
- Достоинства и недостатки песен.
- Впечатления о песенном репертуаре.
Методика “Проект программы для последующих поколений”. Учащимся предлагается составить программу по изучению музыки последующими поколениями. В программу должны войти лучшие образцы современной классики, песенные образцы, лучшие рок-группы, джазовые коллективы и исполнители, творчество которых достойно изучения потомками.
Методика “Определи стилевое направление рок-группы”. Учащимся предлагается на основе анализа музыкального репертуара рок-группы выявить характерные черты, определить в каком стиле работает группа.
Можно предложить учащимся сделать сравнительный анализ музыкальных стилей двух рок-групп, например, “Битлз” и “Дип Пёпл”, либо “Битлз” и “Роллинг Стоунз” и т.д.
Возможные формы контроля на занятиях по музыке XX века.
В процессе изучения рок-музыки ребята много слушают, поэтому для фиксирования прослушанного предлагается постепенно заполнять следующую таблицу:
№ | Название рок-группы | Стиль исполнения группы |
Название песни | Авторы песни (слова, музыка) | В домашнюю фонотеку |
1 | “Машина времени” | Хард-рок | “Свеча” | А.Макаревич А.Макаревич |
+ |
2 |
Такая таблица поможет школьникам определиться в своих музыкальных пристрастиях, симпатиях и антипатиях к творчеству русских и зарубежных рок-групп.
Музыкальная викторина “Всё о рок-музыке”
Музыкальная “угадай-ка”:
Определите по фрагменту песни, в каком стиле работает группа.
- “Битлз” (биг-бит).
- “Ария” (хеви-металл).
- “Вопли Видоплясова” (панк-рок).
- “Роллинг Стоунз” (Блюз-рок).
- “Машина времени” (хард-рок).
- “Металлика” (трэш-металл) и т.д.
Определите по звучащей песне название рок-группы или исполнителей.
- “ДДТ” - “Осень”.
- “Eagles” - “HOTEL CALIFORNIA”.
- “Status Quoi” – “In the Army Now”.
- “Rolling Stones” – “Angie”.
- “The Beatles” – “Hey Judy”.
- “Машина времени” - “За тех, кто в море” и т.д.
Перечень ключевых слов:
Авангард
Альтернатива
Андеграунд
Ансамбль
Ария
Арт-рок
Биг-бит
Блюз
Диксиленд
Динамика
Диско
Драматизм
Регтайм
Ритм
Ритм-энд-блюз
Рок-н-ролл
Рэггей
Рэп
Свинг
Сингл
Соул
Спиричуэл
Тембр
Твист
Гармония
Импровизация
Кантри
Лад
Мелодия
Мюзикл
“Новая волна”
Оратория
Панк
Психоделия
Психологизм
Фолк
Хард-рок
Хит
Хэви-метал
Шансон
Эстрада
Этно
Техно
Традиция
Фактура