Область информационных технологий является основой индустрии обработки информации – важнейшего сектора общественного производства, оказывающего глубокое воздействие на темпы и характер развития современного общества. Цель педагога – не только дать знания, но и помочь каждому студенту в познании и саморазвитии. Любой преподаватель знает, что будущее потребует от наших студентов огромного запаса знаний в области современных технологий. Но подготовка молодежи к будущему заключается не только в плане “готовности работать”. Студенты должны освоить новые жизненно необходимые навыки в связи с тем, что современные технологии все глубже проникают в нашу жизнь.
Эффективным средством организации учебного процесса является применение учебного проекта. Использование проекта на уроках ориентирует студентов на широкое использование мультимедийных информационных технологий в самостоятельной и урочной деятельности. В связи с этим хочу поделиться очень интересным опытом совместной работы педагогов и студентов УГППК. Эта деятельность интересна тем, что проект можно рассматривать как совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую деятельность студентов-партнеров, имеющую общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение общего результата по решению какой-либо проблемы, значимой для участников проекта.
Для работы над проектом была создана инициативная группа студентов специальности 2302 Гостиничный сервис. Мы посмотрели различные учебные проекты, после обсуждения которых, был составлен лист планирования содержания учебного проекта и этапов его проведения. Совместная работа была проведена строго по плану. Предложенная преподавателем тема проекта "Искусство в нашей жизни" была определена разделом "Цвет в произведениях живописи" в соответствие с программой учебной дисциплины "Рисование и лепка" специальности 0309 "Технология". Целями проекта являются не только обучение и воспитание, но и расширение кругозора по этой теме, демонстрация наглядного материала, а также овладение навыками самостоятельной работы с большими объемами информации. Учебно-методический пакет, сформированный в процессе разработки проекта, состоит из информационных, методических и дидактических материалов, необходимых для последующего использования на уроках таких дисциплин, как рисование и лепка, МХК, художественное оформление в школе, индустриальная база гостиниц и туристских комплексов и во внеурочное время. Что может помочь педагогу придумать учебные задания с привлечением различных областей знания, чтобы студенты с интересом участвовали в процессе "извлечения уроков" из изучаемого материала?
Одним из решений может стать формулирование преподавателем основополагающих вопросов, ответы на которые выявляют действительное понимание студентами содержания дисциплины. В нашем случае основополагающий вопрос "Как с нами разговаривает искусство?" позволил включить студентов в самостоятельный творческий поиск.
Студентами был собран информационный материал к учебному проекту с использованием сети Интернет. С энтузиазмом ребята брали интервью у студентов разных специальностей нашего колледжа, задавая такие вопросы: "Что такое искусство?", "Необходимо ли нам искусство?", "Каким образом происходит влияние искусства на человека?" Провели анкетирование на знание достопримечательностей, музеев и театров города Уфы. В результате обработки полученных данных был создан буклет "Искусство в нашем городе". Где была изображена карта города Уфы с нанесением на ней мест расположения памятников, музеев и театров. Буклет интересен и с художественной точки зрения. Следующая студенческая работа под руководством преподавателя – мультимедийная презентация "Очарованье русского пейзажа". Поисковая работа студентов была направлена на подбор иллюстраций с картин русских художников, обращая внимание на передачу времени года, суток, настроения. Музыкальное сопровождение слайдов "Времена года" Чайковского – заслуга студентов. Презентация "Очарованье русского пейзажа" служит для привлекательности и наглядности урока.
Основную работу над творческими задачами студенты УГППК вели во внеурочное время. После уроков преподавателем были проведены консультации для студентов. Работа над творческими заданиями длилась две недели.
Результатом совместной деятельности преподавателя и студентов явилось создание веб-сайта проекта "Искусство в нашей жизни", презентация "Очарованье русского пейзажа" и буклет "Искусство в нашем городе". После защиты учебного проекта эта работа получила свидетельство Республиканского учебно-научного методического центра г. Уфы.
И завершить свой рассказ хочется словами Мо Шапиро: “Когда какой-то метод создания новых идей становится для вас привычным, работа вашего воображения становится непродуктивной. Вы уже не замечаете и не осознаете тех возможностей, которые находятся перед вами, пока кто-то другой на них не укажет.
Чтобы осознать все возможности, которые вам предоставляет жизнь, надо уметь мыслить гибко, используя все разнообразие методов, способных стимулировать творчество. Радость рождения оригинальных идей доступна каждому!”