Порядок содержания, обучения и воспитания детей и подростков в учреждении закрытого типа устанавливается с учетом индивидуальности, возраста, пола, а также психического и физического состояния и должен обеспечивать: создание условий для учебной, воспитательной и психокоррекционной работы на основе индивидуальной социально-психологической диагностики, организацию оптимального распорядка дня, включающего в себя систему оздоровительно-воспитательных мероприятий, занятие общественно полезной деятельностью, личное время воспитанников, безопасные условия проживания максимальную защищенность, социально-правовую помощь.
Основными причинами неуспеваемости, больших пробелов в знаниях учащихся, поступающих в учреждение являются в основном социально-бытовые причины: неблагополучные условия жизни. Недостойное поведение родителей, отсутствие домашнего режима, контроля, безнадзорность, непосещение школьных занятий.
Ребенок, который направляется в специальное воспитательное учреждение - проблемный. Организовать учебный процесс такого контингента учащихся очень сложно. На первых этапах обучения учителя, воспитатели, относясь с уважением к личности вновь поступившего ученика, стремятся привить внимание и интерес к предмету, дать возможность при постепенном “пошаговом” введении в образовательное пространство с преодолением пробелов в знаниях испытать ситуацию успеха. Мы выделяем основные условия, при которых возникает и развивается интерес к учению: организация обучения, при которой ученик действует активно, вовлекаясь в процесс самостоятельного поиска и “ открытия” новых знаний; разнообразие, яркость и эмоциональность учебного материала.
Самоподготовка в учреждении закрытого типа – важный этап процесса обучения, призванный формировать у учащихся навыки самостоятельности, активности, развивать познавательные способности, прививать культуру умственного труда. В государственном специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа профессиональном училище Краснодарского края созданы благоприятные условия для успешной организации всего учебного процесса. Самоподготовка включена в распорядок дня учреждения, у учащихся выработана привычка выполнять домашние задания в одно и то же время. Во время самоподготовки могут получить консультацию и помощь воспитателя.
Процесс восстановления и развития школьника как полноценного ученика в условиях ПУ идет в следующих направлениях: формирование мотивации учения как побудительной силы; развитие любознательности и познавательных интересов ребенка как основы учебной познавательной активности.
На начальном этапе приобщения учащихся к учебной деятельности воспитатель стремится, наряду с помощью и контролем, повысить уровень учебной мотивации, сгладить страх перед неудачей. Страх перед неудачей сковывает активность учеников, учебный процесс связывается у них в основном с негативными эмоциями. Следовательно, чтобы развивать мотивацию запущенного ученика процессом учения, воспитателю необходимо сначала повысить его социальный статус – поощрять успехи, пусть даже незначительные, а ошибки и неудачи обсуждать наедине.
Все школьники, поступающие в подобные учреждения, весьма чувствительны к тому, как оцениваются их знания, умения. Отрицательная отметка способна изменить отношение ученика к учителю. Поэтому перед воспитателем стоит сложная задача, так вести подготовку домашних заданий, чтобы ученик не получил отрицательной оценки учителя на уроке. Для запущенных школьников характерно обостренное чувство справедливости, они хотят быть социально независимыми и более успешными.
Формирование мотивации проходи в несколько этапов:
1 этап. Возникновение мотивации.
На этом этапе необходимо зафиксировать мотивы предыдущих достижений - “Ты выучил таблицу умножения на 2-5, но не знаешь еще на 6-9, а это понадобится на последующих уроках математики”.
2 этап. Подкрепление и усиление возникшей мотивации.
На этом этапе активизируется поиск самих учащихся, подключаем их к самоконтролю, самооценке. Подготовка материала различной трудности, привлечение дополнительных материалов при подготовке того или иного предмета, обучение различным приемам запоминания, развитие памяти, внимания, мышления, получение затем положительных оценок, рациональная похвала – все это способствует усилению возникшей мотивации.
3 этап. Мотивация завершения.
Важно, чтобы каждый ученик вышел из деятельности с положительным личным опытом, чтобы в конце самоподготовки положительная установка на дальнейшее учение, т.е. положительная мотивация перспективы. Для этого важно, чтобы оценочная деятельность самих учащихся совпадала с дифференцированной отметкой учителя. Каждый этап самоподготовки – это специфическая психологическая ситуация.
Для успешного формирования положительной мотивации к учению необходимо формирование трех компонентов – интеллектуального, эмоционального, волевого – на протяжении всего периода пребывания воспитанника. При этом через совершенствование одного из компонентов развиваются два другие. Особенно ярко это проявляется в процессе эмоционального и волевого компонентов. Например, для того, чтобы получить удовлетворение от хорошей оценки, воспитаннику надо формировать определенный уровень понятий, правил, расширять знания, хорошо выучить урок, т.е. проявить волевые усилия. Хороший результат в развитии мотивационно-волевой сферы играет наличие стенда “Банк успеха”, куда заносятся достигнутые успехи каждого, экран успеваемости.
Для развития волевого компонента воспитатель учит воспитанников осознанно принимать те или иные задания; Варьирует меру и форму помощи со стороны; осуществляет дифференцированный подход к ученикам с различным когнитивным стилем. Для импульсивных воспитанников мы рекомендуем замедление темпа подготовки домашних заданий, проговаривание учебных действий и операций. Для рефлексивных – дозирование учебной информации, ее характера.
В образовательном учреждении оправдал себя следующий алгоритм проведения самоподготовки:
1. Проведение самоподготовки в одно и то же время. Поскольку учащиеся ведут подготовку к урокам в определенное время, то у них складывается привычка вначале заниматься делом, а затем планировать занятия по интересам.
Несомненно, контролировать процесс самоподготовки легче в том случае, когда ученики готовят задания в определенной последовательности, но здесь в обязательном порядке учитываются исследования психологов об уровне работоспособности воспитанников. У некоторых учащихся уровень работоспособности более высок на начальном этапе самоподготовки, у некоторых работоспособность выше во второй половине, а на начальном этапе они нуждаются в так называемой “раскачке”. Одни учащиеся хорошо справляются с заданиями от простого к более трудному, а другие – наоборот.
2. Опыт работы в учреждении показывает, для того, чтобы осуществлять руководство процессом закрепления знаний на самоподготовке, воспитатель должен хорошо ориентироваться в учебных программах, знать требования, предъявляемы к ученику учителями-предметниками, знать индивидуальные особенности каждого воспитанника. С ОУ организовано взаимное посещение уроков и самоподготовки педагогами и воспитателями.
3. Главная цель самоподготовки – повторение и закрепление изученного на уроке материала. Воспитатель координирует объем домашнего задания по предметам, т.к. на самоподготовке время, отведенное на подготовку каждого предмета, дозировано.
4. Перед воспитателями, которые ведут самоподготовку, стоят те же задачи, что и перед учителями - предметниками: обеспечить глубокие прочные знания программного материала, развивать познавательные способности, формирование положительной мотивации к учению, обучать приемам самостоятельной работы по овладению теми или иными знаниями, умению адекватно оценивать свои возможности, работать с книгой, справочной и другой литературой, формирование культуры учебного труда. Но методы, при помощи которых эти задачи решаются, разные. Это могут быть как групповые, так и индивидуальные методы: контроль, самоконтроль, взаимопроверка, доверие, похвала, помощь воспитателя, моделирование ситуаций успеха.
5. В отличие от урока воспитатель должен стремиться создать во время этого режимного момента творческую, но близкую к домашней, психологическую обстановку.
Основные требования, предъявляемые для успешного проведении самоподготовки:
- Выполнение гигиенический требований: проветренный класс, проведение влажной уборки;
- Правильное и достаточное освещение;
- Соответствие цвета стен классного помещения для создания не раздражающей обстановки;
- Соответствие учебных парт росту учащихся;
- Закрепление рабочего места ученика, его близости или удаленности от воспитателя в соответствии с его слуха, зрения;
- Выработка правильной осанки во время сидения за партой;
- Проведение физкультминуток и перерывов после часа работы;
- Обучение правильной организации своего рабочего места;
- Заранее подготовленные наглядные материалы, необходимы учебные принадлежности;
Проведение самоподготовки
Необходимо, прежде всего, наличие плана самоподготовки, который включает следующие моменты:
I. Организационный этап. Его задача – обеспечить необходимые условия и гигиенические требования самоподгтовки, психологические настроить ученика на работу.
II. Выполнение домашнего задании по предметам.
III. Контроль за качеством подготовленных уроков, выявление пробелов в знаниях учеников, несформированности умений и навыков, их коррекция. Этап рефлексии: “Я”, “Мы”. “Дело”.
IV. Итог самоподготовки.
Перед началом самоподготовки каждый воспитатель в течение 2-3 минут с привлечение члена учебной комиссии делает анализ прошедшего учебного дня: что удалось, что нет, какие получены оценки, почему, какие получены замечания от учителей, какие случились нарушения дисциплины.
Учащиеся, знания которых оценены хорошими оценками, получают похвалу и тут же отмечается недостаточная работа на самоподготовке тех ребят, которые получили неудовлетворительные оценки, но акцентируется внимание на том, что они могут получить положительные оценки, но для этого необходимо проявить больше настойчивости, усидчивости, внимания. Полезно отметить, что не стоит отчаиваться, т.к. он уже знает часть изучаемого материала, но этого недостаточно, чтобы его знания по изучаемой теме учитель оценил положительно Анализ необходимо проводить без нотаций и нравоучений. Дети нуждаются в похвале даже по малейшему поводу. Детям нужно дать возможность почувствовать уверенность, веру в свои силы.
Следующий этап – сообщение целей и задач, стоящих перед сегодняшней самоподготовкой.
Наиболее удобный вариант выполнения домашних заданий таков:
1. Литература или устный предмет. Чтение помогает подростку включиться в работу, подготовиться к письменному заданию.
2. Русский язык.
3. Математика
4. Устные предметы, более легкие.
Но если ученик предпочитает учить уроки в другом порядке, то надо пойти ему навстречу. Порядок подготовки уроков устанавливается и в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников в соответствии с рекомендациями психолога и личными наблюдениями воспитателя. Время на подготовку каждого предмета дозировано и для наглядности воспитатель записывает его на доске. Ребята следят за течением времени по часам в классной комнате.
В 4-5 класса на доске воспитатель записывает предметы и задания по ним, которые необходимо подготовить на следующий день. Домашние задания учениками фиксируются в дневниках, которые имеются у каждого ученика, но запись на доске нужна для того, чтобы учащиеся ошибочно, по своей невнимательности не ошиблись в выборе домашнего задания.
Каждый воспитатель обязан составить план проведения самоподготовки, в котором подробно указываются цели и задачи, порядок проведения самоподготовки, необходимая индивидуальная работа.
В процессе проведения самоподготовки воспитатель по-разному контролирует подготовку каждого ученика, используя работу в парах: ребята проверяют друг друга. Хороший результат для привития навыков самостоятельной работы дает наличие группы доверия. Воспитатель делает акцент в начале самоподготовки, что сегодня доверяет самостоятельно подготовить уроки на следующий день ряду учеников, он им доверяет, надеется на получение ими хороших оценок. Ученик старается оправдать доверие воспитателя. Но торопиться с оказанием доверия не следует. Прежде, чем объявить воспитаннику, что он входит в состав группы доверия, воспитателю необходимо убедиться, что он умеет работать самостоятельно, умеет самостоятельно работать с учебником, заучивать правила, формулы, сумеет разобраться в теореме, передать содержание прочитанного, подготовиться к сочинению и написать его. Только после того, как воспитатель убедится, что ученик соответствует этим требованиям, можно доверить ему работать самостоятельно, но контроль за результатами его учебной деятельности осуществляется во время посещения уроков, смоделированных ситуаций, когда ученик должен показать свои умения и знания, не догадываясь о том, что воспитатель проверяет, можно ли его включать в “группу доверия”.
Более слабых учеников, которые еще не умеют работать самостоятельно, воспитатель контролирует сам. Для этого предлагает пересказать нужный материал, обучает приемам передачи содержания текста, проверяет заучивание правил, теорем, формул, обучает приемам работы с книгой. Художественные произведения из-за недостаточного времени, отводимого на самоподготовку, приходится читать после самоподготовки коллективно. Дети читают поочередно. Решается задача совершенствования техники чтения, развития внимания, развивается слуховая память.
Помощь воспитателя не должна сводиться только к подсказкам правильного решения, а нужно добиваться осмысления изученного.
Проверка овладения знаниями учащихся на самоподготовке не должна быть фронтальной. Результаты контроля, свои наблюдения воспитатель фиксирует в отдельной тетради индивидуальной работы. Подсказка ученику готовых решений ведет умственной лени, неспособности самостоятельно добывать знания, боязни сделать что-то неправильно, порождает иждивенчество, пассивность в овладении знаниями. Недостаточная организация самостоятельной активной работы мышления в процессе обучения обнаруживается, когда полученные знания нужно применять на практике на уроке. Поэтому перед воспитателем стоит задача формирования в зависимости от восприятия понятий.
Важным приемом в работе воспитателя на самоподготовке является применение элементов проблемности, когда учащийся, выполняя домашнее задание, сам проверяет на практике орфографическую или математическую закономерность. Проблемная ситуация – первый шаг обучения приемам самостоятельной работы, который вынуждает ученика обратиться к анализу, синтезу, сопоставлению, обобщению, но воспитатель “ведет” ученика по этой тернистой тропе, подсказывая ему последовательность добывания необходимых знаний.
Действенным методом помощи на самоподготовке, обучение умению работать в парах, привитию навыков самостоятельной работы является помощь консультантов. В число консультантов выбираются ребята, которые любят предмет, имеют хорошие знания и оценки по предмету, расширяют свой кругозор. Все вопросы, которые непонятны учащимся по тому или иному предмету они могут адресовать консультанту, однако, воспитатель, так или иначе контролирует правильность их ответа на интересующий учащихся вопрос.
Не сбрасывается со счетов и такой прием работы на самоподготовке, как взаимопомощь. Но она должна быть до определенных пределов. Нельзя допускать просто списывания.
Главным фактором продуктивности познавательной сферы является эмоциональная связь воспитателя и учеников. Воспитатель стимулирует умственную деятельность, используя речевые свойства.
Немаловажным звеном в успешном овладении учащимися приемам самостоятельной работы и развития познавательных способностей, интересов является формирование адекватной самооценки. Неадекватно завышенная самооценка может привести к новым проблемам для самого ученика и для педагогов, тогда возможно возникновение конфликтных ситуаций, когда ученик считает себя лучше знающим материал и требует более высокой оценки своих знаний на уроке. Поэтому важным компонентом деятельности воспитателя является обучение приемам самоконтроля и взаимоконтроля. Для осуществления взаимоконтроля организуется работа консультантов, роль которых выполняют учащиеся, хорошо успевающие по предмету, имеющие хорошие отметки, которые любят предмет, расширяют свой кругозор, знают программный материал по изучаемой теме.
На определенном этапе формирования навыков учебного труда можно использовать и шефскую помощь. Но опасность заключается в том, что слабый ученик у более сильного, не разобравшись в изучаемом материале, просто переписывает письменные работы, здесь нужен особый контроль со стороны воспитателя.
“Прямая помощь” со стороны воспитателя может оказываться только на начальном этапе поступления воспитанника в ОУ, как новичку, а затем идет активное обучение навыкам самостоятельной работы
Для успешной связи учителей-предметников с воспитателем и более плодотворного проведения самоподготовки в учреждении функционирует так называемая “Тетрадь связи”. В этой тетради каждый учитель-предметник записывает задания, советы по их выполнению, требования к оформлению работ.
Эта тетрадь имеет следующую форму:
Предмет |
Задание |
Примечание |
Учитель фиксирует, на кого обратить внимание, советы по выполнению задания, требования к оформлению работ. |
Свои наблюдения в процессе самоподготовки воспитатель фиксирует в специальной таблице в тетрадях индивидуальной работы:
№ п\п |
Фамилия, имя ученика |
Сформированность умений применять теоретические знания на практике. |
Прочность запоминания правил, формул, выводов (уровень развития кратковременной и кратковременной памяти) |
Умение работать с текстом, книгой, передавать содержание прочитанного |
Используемые на самоподготовкее приемы и методы |
Примечание Примечание |
Для успешного проведения самоподготовки классные кабинеты, где она проходит, оснащены необходимым оборудованием, пособиями.
И главное, в процессе проведения самоподготовки задача воспитателя научить учащихся учиться. Поэтому для учащихся разработаны памятки: “Правила выполнения письменных заданий”, “Правила работы с учебником”, “Правила запоминания”, “Правила подготовки устных предметов”.
Например, так выглядит памятка “ Правила выполнения письменных заданий”
- Повтори теоретический материал предыдущего параграфа, повтори правила;
- Выучи теоретический материал урока, который необходимо подготовить;
- Убедись, что разобрался в нем, а не просто механически заучил;
- Прочитай внимательно условие письменного задания, если не понял условие, обратись за разъяснениями к воспитателю, консультанту;
- Вспомни рекомендации учителя по выполнению письменного задания;
- Приступи к выполнению письменного задания;
- Внимательно проверь, правильно ли ты его выполнил, следовал ли необходимым требованиям, правилам.
Рекомендации по работе на самоподготовке с тревожными, неуверенными детьми
- Хвалите ученика даже за незначительный успех.
- Избегайте заданий на время.
- Сравнивайте результаты ученика только с его собственными.
- Снижайте количество замечаний.
- Обращайтесь к воспитаннику по имени.
- Не допускайте нотаций.
- Старайтесь соизмерять основные требования с требованиями учителей-предметников.
- Обговаривайте с детьми, как будет выглядеть контрольная, самостоятельная работа на уроке.
- Выберите подходящий способ проверки качества подготовки ученика к уроку в соответствии с его индивидуальными особенностями, знаниями, уровнем сформированности мотивации, познавательных способностей, навыков самостоятельной работы, самооценки.
- При общении с учителями-предметниками выработайте требования к ученику, адекватные его знаниям и возможностям.
- Чтобы задание представлялось ученику осуществимым, надо разбить его на более мелкие.
Самоподготовку ни в коем случае нельзя превращать в урок, нельзя, чтобы она была шаблоном. Каждый воспитатель должен творчески подходить к вопросу организации и проведения самоподготовки, т.к. ничто так детей не утомляет, как однообразие. И какой бы разумный порядок не был заведен в процессе проведения самоподготовки, если воспитатель не будет совершенствоваться сам, применять современные педагогические технологии, он не достигнет желаемого результата.
Используемая литература
- Монина Г., Панасюк Е. Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником. С-Петербург. Речь. 2003.
- Боденко Б.Н. Анализ психологических предпосылок неуспеваемости и способов их коррекции на начальном этапе обучения. М., 1989.
- Борисов П.П. Психофизиологические причины неуспевемости и второгодничества, пути их преодоления. Якутск. 1980.
- Локалова Н.П. Как помочь слабоуспевающему школьнику. М., 1997.
- Страхова Л.М. Воздействие эмоционального поведения учителя на развитие позначательной сферы учащихся // Учебная деятельность и развитие познавательной сферы учащихся. Волгоград, 1991.