Комбинированный урок по теме "Куда и откуда текут реки?". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока:

  • расширить знания детей о реках и морях;
  • познакомить с природными источниками воды, используемыми в быту;
  • способствовать бережному отношению к воде и водоемам.

Тип урока: комбинированный.

Задачи урока:

Образовательные:

– расширить знания детей о реках и морях;

– познакомить с природными источниками воды, используемыми быту; Развивающие:

– развивать логическое мышление детей через отгадывание загадок и решение кроссвордов;

– способствовать развитию творческих способностей учащихся. Воспитательные:

– способствовать бережному отношению к воде и водоемам

Оборудование:

– демо-слайды ИКС “ Кирилл и Мефодий”, стаканы с водой, компьютер и проектор

Ход урока

Цель урока: расширить знания детей о реках и морях; познакомить с природными источниками воды, используемыми в быту; способствовать бережному отношению к воде и водоемам. Тип урока: комбинированный. Задачи урока: Образовательные: – расширить знания детей о реках и морях; – познакомить с природными источниками воды, используемыми быту; Развивающие: – развивать логическое мышление детей через отгадывание загадок и решение кроссвордов; – способствовать развитию творческих способностей учащихся. Воспитательные: – способствовать бережному отношению к воде и водоемам

Оборудование: демо-слайды ИКС “ Кирилл и Мефодий”, стаканы с водой, компьютер и проектор Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Демонстрационный материал

1. Организационный: подготовка учащихся к работе. Учитель приветствует учащихся. Проверяет готовность учащихся к уроку. Учащиеся проверяют свою готовность к уроку под руководством учителя.  
2. Подготовка к активной учебно- познавательной деятельности: подготовка учащихся к деятельности на основном этапе урока (актуализация знаний). Дорогие исследователи. Поздравляю Вас, мы смогли найти ответы на вопросы Кто? и Что? А теперь мы с Вами приступаем к изучению нового раздела и попробуем найти ответы на вопросы; Как? Откуда? Куда? Попробуйте отгадать о чем идет речь в загадке: Течет– течет – Не вытечет. Бежит – бежит, Не выбежит. Ответы на вопросы учителя. Приложение 1: Слайд 1– “Река”
  Сегодня на уроке мы попробуем найти ответы на вопросы:

– Куда текут реки?

– Откуда в наш дом приходит вода?

   
3. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о реках и морях. – Как вы думаете, с чего начинается река?

– Как Вы думаете, а куда текут реки?

– Куда же попадает вода-путешественница? Давайте попробуем зарисовать путь реки.

Ответы на вопросы учителя. Приложение 1: Слайд 2 – “Исток” Приложение 1 Слайд 3 – “Куда текут реки?”
4. Практическая работа. – С чего начинается река?

– Куда она впадает?

Учащиеся выполняют работу и отвечают на вопросы учителя. Приложение 1: Слайд 4-Исток – Река – море.
5. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных . представлений учащихся о реках и морях. Молодцы, но все не совсем так просто. Наша Москва – река не впадает в море, она впадает в другую реку, которая называется Ока, а эта река впадает в реку, которою называют матушкой — рекой, Великой русской рекой. Что же это за река? Зоя Александрова сказала так о ней в своем стихотворении:

Вот вьюга сегодня примолкла.
Присмирев, улеглась на покой.
Просыпается солнце над Волгой,
Над великою русской рекой.

  Приложение 1: Слайд 4– Исток – Река – море.

Приложение 1: Слайд 5-“Волга”

6. Практическая работа. Давайте добавим на нашем рисунке недостающие реки.

– Какие?

Учащиеся выполняют работу и отвечают на вопросы учителя.  
7. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о реках и морях. – В каком месте река самая широкая?

– Куда впадает река?

– Чем отличается река от моря?

– Отгадайте загадку: Кругом вода, А с питьем – беда. (море).

– Почему же беда с питьем, ведь в море так много воды?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя. Приложение 1: Слайд 6-Река – море
7. Практическая работа.- – Давайте попробуем определить, в каком из стаканов морская вода, а в каком речная. У Вас на столе по два стакана и по два одинаковых предмета, попробуйте определить при помощи этих предметов, где какая вода? – Почему Вы так решили? Учащиеся выполняют работу и отвечают на вопросы учителя.  
7. Первичная проверка понимания учащимися нового материала и закрепление знаний. Установление осознанности освоения нового материала и организация деятельности учащихся по применению новых знаний. – С чего начинается река?

– Впадает ли Москва-река в море?

– Куда впадает Москва – река?

– Куда впадает Ока?

– Куда впадает Волга?

– Каких морских и речных животных Вы знаете?

Учащиеся отвечают на вопросы учителя.  
8. Физкультминутка. Давайте немного поиграем.

Море волнуется раз,
Море волнуется – два,
Море волнуется – три.
Морская фигура на месте замри.

Учитель отгадывает какую фигуру изобразили учащиеся.  
9. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о воде и ее значении в нашей жизни. Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать?
Без чего мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы не было беды
– Жить нельзя нам без (воды)

– А зачем людям нужна вода?

– А откуда она приходит к нам в дом и куда она уходит?

   
10. Практическая работа. Добавьте на своем рисунке путь воды в дом и из дома.   Приложение 1: Слайд 7– “Путь воды”
11. Усвоение новых знаний: формирование и систематизация конкретных представлений учащихся о воде и ее значении в нашей жизни. – Какая вода приходит в наш дом.?

– А всегда ли вода в реке чистая?

– А почему?

– Что же приходиться делать, чтобы вода приходила к нам чистая?

– Значит, чего не хватает на нашей схеме?

– Добавьте. А какая вода уходит из нашего дома и куда она попадает?

– Что же делать? Добавьте на нашей схеме.

  Приложение 1: Слайд 8,9,10“Очистные сооружения”
12. Закрепление полученных знаний. – С чего начинается река?

– Куда она впадает?

– Откуда в наш дом приходит вода?

– Куда она уходит?

– Зачем нужны очистные сооружения?

– Что здесь плохо? – чем грозит загрязнение рек?

– Как с этим бороться?

  Приложение 1:

Слайд 11-“Загрязнение реки”

13. Подведение итогов – С чем мы сегодня познакомились на уроке?

– Что заинтересовало вас больше всего?

Учащиеся высказывают свое мнение и делятся впечатлениями.  
14. Информация о домашнем задании и рекомендации по его выполнению. – Какие реки протекают в нашей местности, откуда и куда они текут. Учащиеся повторяют домашнее задание.  

Приложение