Цели:
- Познакомить с новым произведением А.П.Чехова “Ванька”, учить определять жанр, композицию, умению вчитываться в рассказ и анализировать его.
- Развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь.
- Воспитывать добрые чувства.
Оформление доски:
Репродукции картин В.Г.Перова
“Тройка”, В.Е.Маковского “Свидание”, Рисунки ребят к рассказу А.П.Чехова “Спать хочется” |
Ванька А.П.Чехов(1860-1904) “В детстве у меня не было детства” (А.П.Чехов) |
Словарь: подмастерье |
1. Орг. момент.
– Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.
2. Введение в тему урока:
- Посмотрите на левую часть доски и скажите что объединяет эти картины и рисунки? Какая тема? (Трудное детство)
- В чём заключается трудность? (Непосильный труд)
- А какие вы знаете художественные произведения посвященные этой теме?
(Выход на рассказы А.П.Чехова.)
- Проверка дом.задания:
Давайте рассмотрим ваши иллюстрации.
– Что хотели показать своими рисунками?
(Опрос 2-3 учеников.)
- Работа по теме урока:
- Читаем тему урока на доске. Как вы думаете, о чём мы будем читать? (Желательно спросить самых слабеньких учеников, кто наверняка не читал это произведение.)
Фонограмма рассказа (ребята следят по тексту и читают “про себя”).
Анализ первичного восприятия:
– Какие чувства испытали? Что взволновало?
Анализ произведения:
– Определите жанр. Докажите.
Рассказ – небольшое произведение,повествующее о каком –либо эпизоде из жизни героя.
- Повествовательность
- Небольшой объём
- Небольшое количество героев
- Описание одного эпизода или кратковременность
– Где и когда происходят события?
Словарная работа: (накануне урока 2 ученика получают индивидуальное задание – прочитать текст и найти “тёмные места” в рассказе т.е. непонятные по смыслу слова.Ребята должны найти значения этих слов в словарях )
Подмастерье – помощник мастера.
Образ – икона.
Рождество – праздник рождения Божества.
Шпандырь – (сапожный термин) снаряд для натяжки ткани.
Людская – помещение для слуг в барском доме.
Дворня – при крепостном праве домашняя прислуга в помещичьем доме.
Клирос – место для певчих в церкве.
Сидельцы – продавцы в лавке.
Восторг – восхищение, подъём радостных чувств.
Судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью.
Почтительный – уважительный, обходительный, вежливый.
Кадриль – пляска в четыре пары.
Кабак – питейный дом.
Вопросы самому внимательному при чтении:
- Сколько лет было Ваньке?
- Какое время живёт он у сапожника? (3 месяца)
- Какое письмо пишет деду? (поздравительное)
- Как звали собак деда? (Каштанка и Вьюн)
- До скольки считал Ванька? (до 100)
- Какой танец умел танцевать? (кадриль)
- Любимое занятие Константина Макаровича? (охота и рыбалка)
Физ минутка “Чернильное пятно”
- Сели свободно, расслабились, можете закрыть глаза и представить такую картину:за столом сидит Ванька и пишет письмо деду. По его щеке катится слеза, капает прямо на письмо и по его строкам растекается чернильное пятно… А теперь откройте глаза и скажите на что похоже это пятно? (Показ пятна).
Композиция:
1. Завязка (зачитать первых два предложения).
2. Развитие действия.
– Как развиваются события?
- Вспоминает деда и его собак.
- Жалобы на жизнь (насмешки подмастерьев, выволочка хозяев).
- Описание Москвы (речь малограмотная, простонародная).
- Счастливые моменты.
- Снова жалобы на жизнь.
Почему автор вводит в рассказ собак? (Тема побоев. “Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой”.)
Кульминация.
- Какой самый напряженный момент в рассказе? (Адрес)
3. Развязка
– Дошло письмо?
– Почему автор, сочувствуя Ваньке, выбирает именно такой конец?
(Не может сочинять исходя из своих желаний.Не во власти Чехова изменить условия жизни героя, вернуть в деревню Жизнь диктует свои законы.)
– А если бы вы встретили автора,то что бы вы сказали ему?
Вопрос самым внимательным:
– Чем заканчивается рассказ? (Многоточием)
Почему? (Недосказанность, ожидается продолжение)
(Выслушать мнения ребят.)
- В какое время написано письмо? (перед Рождеством)
- А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались.Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают! Вспомните как совсем недавно в нашем классе произошло чудо– Самойлова Карина получила письмо от настоящего Деда Мороза из Великого Устюга. (Показ письма)
- Давайте и мы представим такой поворот событий:
(Сценка “Разговор двух почтальонов”.)
1 почтальон: -Смотри какой странный адрес!
2 почтальон: Дай посмотрю.Это написал какой-нибудь шутник.Давай выбросим!
1 почтальон: – Да как-то неловко получается, ты внимательно посмотри –адрес написан детской рукой.Наверное он сирота.
2 почтальон: - Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?
1 почтальон: – Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович.Он всё и выяснит.
Автор: - К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло к дедушке Константину Макаровичу.
Домашнее задание: написать ответ деда.
-Ребята, а ведь в нашем учебнике этот рассказ дан в сокращении. У кого-либо появилось желание прочитать полный текст?
Итог: – Скажите своё мнение об уроке. С какими чувствами уходите с урока?
Литература:
- В Волина “Хрестоматия по русской литературе” Санкт-Петербург. Дидактика Плюс. 1998 г.
- Журнал “Начальная школа: плюс минус.” №!/01 г. статья В.М. Букатова “Рождественская звезда Ваньки Жукова” – с. 43-49