Урок чтения в 3-м классе по рассказу А.П. Чехова "Ванька"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  1. Познакомить с новым произведением А.П.Чехова “Ванька”, учить определять жанр, композицию, умению вчитываться в рассказ и анализировать его.
  2. Развивать словарный запас, творческие способности, память, мышление, интеллект, грамотную доказательную речь.
  3. Воспитывать добрые чувства.

Оформление доски:

Репродукции картин В.Г.Перова “Тройка”,

В.Е.Маковского “Свидание”,

Рисунки ребят к рассказу А.П.Чехова “Спать хочется”

Ванька

А.П.Чехов(1860-1904)

“В детстве у меня не было детства”

(А.П.Чехов)

Словарь:

подмастерье
образ
шпандырь
людская
дворня
клирос
трактир
сидельцы
кадриль
восторг
судорожно
почтительный

Ход:

1. Орг. момент.

– Пусть этот урок принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

2. Введение в тему урока:

  • Посмотрите на левую часть доски и скажите что объединяет эти картины и рисунки? Какая тема? (Трудное детство)
  • В чём заключается трудность? (Непосильный труд)
  • А какие вы знаете художественные произведения посвященные этой теме?

(Выход на рассказы А.П.Чехова.)

  • Проверка дом.задания:

Давайте рассмотрим ваши иллюстрации.

– Что хотели показать своими рисунками?

(Опрос 2-3 учеников.)

  • Работа по теме урока:
  • Читаем тему урока на доске. Как вы думаете, о чём мы будем читать? (Желательно спросить самых слабеньких учеников, кто наверняка не читал это произведение.)

Фонограмма рассказа (ребята следят по тексту и читают “про себя”).

Анализ первичного восприятия:

– Какие чувства испытали? Что взволновало?

Анализ произведения:

– Определите жанр. Докажите.

Рассказ – небольшое произведение,повествующее о каком –либо эпизоде из жизни героя.

  1. Повествовательность
  2. Небольшой объём
  3. Небольшое количество героев
  4. Описание одного эпизода или кратковременность

– Где и когда происходят события?

Словарная работа: (накануне урока 2 ученика получают индивидуальное задание – прочитать текст и найти “тёмные места” в рассказе т.е. непонятные по смыслу слова.Ребята должны найти значения этих слов в словарях )

Подмастерье – помощник мастера.

Образ – икона.

Рождество – праздник рождения Божества.

Шпандырь – (сапожный термин) снаряд для натяжки ткани.

Людская – помещение для слуг в барском доме.

Дворня – при крепостном праве домашняя прислуга в помещичьем доме.

Клирос – место для певчих в церкве.

Сидельцы – продавцы в лавке.

Восторг – восхищение, подъём радостных чувств.

Судорожно – напряженно, порывисто, резко, с болью.

Почтительный – уважительный, обходительный, вежливый.

Кадриль – пляска в четыре пары.

Кабак – питейный дом.

Вопросы самому внимательному при чтении:

  1. Сколько лет было Ваньке?
  2. Какое время живёт он у сапожника? (3 месяца)
  3. Какое письмо пишет деду? (поздравительное)
  4. Как звали собак деда? (Каштанка и Вьюн)
  5. До скольки считал Ванька? (до 100)
  6. Какой танец умел танцевать? (кадриль)
  7. Любимое занятие Константина Макаровича? (охота и рыбалка)

Физ минутка “Чернильное пятно”

  • Сели свободно, расслабились, можете закрыть глаза и представить такую картину:за столом сидит Ванька и пишет письмо деду. По его щеке катится слеза, капает прямо на письмо и по его строкам растекается чернильное пятно… А теперь откройте глаза и скажите на что похоже это пятно? (Показ пятна).

Композиция:

1. Завязка (зачитать первых два предложения).

2. Развитие действия.

Как развиваются события?

  • Вспоминает деда и его собак.
  • Жалобы на жизнь (насмешки подмастерьев, выволочка хозяев).
  • Описание Москвы (речь малограмотная, простонародная).
  • Счастливые моменты.
  • Снова жалобы на жизнь.

Почему автор вводит в рассказ собак? (Тема побоев. “Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой”.)

Кульминация.

  • Какой самый напряженный момент в рассказе? (Адрес)

3. Развязка

– Дошло письмо?

– Почему автор, сочувствуя Ваньке, выбирает именно такой конец?

(Не может сочинять исходя из своих желаний.Не во власти Чехова изменить условия жизни героя, вернуть в деревню Жизнь диктует свои законы.)

– А если бы вы встретили автора,то что бы вы сказали ему?

Вопрос самым внимательным:

Чем заканчивается рассказ? (Многоточием)

Почему? (Недосказанность, ожидается продолжение)

(Выслушать мнения ребят.)

  • В какое время написано письмо? (перед Рождеством)
  • А моё мнение такое: я бы хотела, чтобы все мечты сбывались.Ведь именно в светлый праздник Рождества Христова на небосклоне загорается Рождественская звезда – звезда самых заветных желаний. Чудеса бывают! Вспомните как совсем недавно в нашем классе произошло чудо– Самойлова Карина получила письмо от настоящего Деда Мороза из Великого Устюга. (Показ письма)
  • Давайте и мы представим такой поворот событий:

(Сценка “Разговор двух почтальонов”.)

1 почтальон: -Смотри какой странный адрес!

2 почтальон: Дай посмотрю.Это написал какой-нибудь шутник.Давай выбросим!

1 почтальон: – Да как-то неловко получается, ты внимательно посмотри –адрес написан детской рукой.Наверное он сирота.

2 почтальон: - Давай спросим у старосты в ближайшей деревне, а вдруг там есть Константин Макарович?

1 почтальон: – Да, ты прав. Завтра в эту деревню везёт почту Савелий Иванович.Он всё и выяснит.

Автор: - К удивлению почтовых работников, письмо Ваньки дошло к дедушке Константину Макаровичу.

Домашнее задание: написать ответ деда.

-Ребята, а ведь в нашем учебнике этот рассказ дан в сокращении. У кого-либо появилось желание прочитать полный текст?

Итог: – Скажите своё мнение об уроке. С какими чувствами уходите с урока?

Литература:

  1. В Волина “Хрестоматия по русской литературе” Санкт-Петербург. Дидактика Плюс. 1998 г.
  2. Журнал “Начальная школа: плюс минус.” №!/01 г. статья В.М. Букатова “Рождественская звезда Ваньки Жукова” – с. 43-49