Основные цели и задачи урока:
Образовательные:
- Систематизировать знания учащихся по данным темам.
- Дальнейшее развитие умений и навыков сопоставлять, анализировать и практически разрешать конкретную физическую ситуацию.
Воспитательные:
- Воспитание чувства коммуникабельности, доброжелательности, умения слушать и слышать друг друга.
План урока:
- Постановка цели и задачи урока.
- Вводный контроль.
Протон влетает в однородное электрическое поле с начальной скоростью V0 и движется вдоль линии напряженности, увеличивая свою скорость. Начальная скорость протона была направлена
1. ^
2.
3. >
4. vр Е
В каком случае положительный точечный заряд движется вдоль линии напряженности электрического поля (на него действуют только силы поля)?
- всегда;
- если линии напряженности прямые;
- если линии напряженности прямые и начальная скорость заряда параллельна им или равна нулю;
- если начальная скорость заряда перпендикулярна линиям напряженности.
Частица с зарядом +q и массой m, находящаяся в точке электрического поля с напряженностью Е и потенциалом q, имеет ускорение.
- q?/m
- m?/q
- qE/m
- mE/q
В вакууме существуют магнитное и электрическое поля, вектора Е и В которых параллельны. Влетавший под некоторым углом к направлению этих полей электрон движется:
- по окружности;
- прямолинейно с ускорением; Е
- по винтовой лестнице с увеличивающимся V0
- шагом винта;
- по винтовой лестнице с уменьшающимся В
- шагом винта;
- по сложной траектории, зависящей от значения Е и В.
Электрон влетает в однородное магнитное поле перпендикулярно силовым линиям, направленным от нас, перпендикулярно плоскости рисунка, и движется по окружности. Определите направление силы Лоренца, действующей на электрон.
1. ^
2.
3. > 4.
v + + + +
V0
+ + + + + + В
Решение типовых задач.
Электрон, ускоренный разностью потенциалов U=6кВ, влетает в однородное магнитное поле под углом ?=300 к направлению поля и начинает двигаться по спирали. Индукция магнитного поля 0,013Тл. Найти: радиус витка спирали и шаг спирали.
Определите, с какой скоростью ядро трития 1Н3 влетает в однородное магнитное поле перпендикулярно линиям магнитной индукции. Если к тому моменту, когда вектор скорости его повернулся на 30, частица прошла путь 2мм. Индукция магнитного поля 0,05Тл.
Кальциевый фотокатод(работы выхода А=4,42х10-19Дж) освещается светом с частотой 1х1015Гц. Вылетевшие из катода электроны попадают в однородное магнитное поле с индукцией В=8,3х10-4Тл перпендикулярно линиям индукции этого поля. Чему равен максимальный радиус окружности, по которой движутся электроны?
Контроль на выходе.
Данное задание состоит из трех уровней. При правильном выполнении только
I-го уровня вы получаете | - 3 балла. |
I-го и II-го уровня | - 4 балла. |
I-го, II-го и III-го уровня | - 5 баллов. |
I уровень. Электрон влетает в однородное электрическое поле напряженностью 2кВ/м перпендикулярно силовым линиям поля со скоростью 400км/с. Определите, с каким ускорением движется электрон в электрическом поле.
II уровень. Определите, какую скорость приобрел электрон через 1,7нс, когда вектор его скорости повернулся на 900?
III уровень. В тот момент, когда вектор скорости повернулся на 900, электрон влетает в область однородного магнитного поля с индукцией 0,0002Тл, перпендикулярно силовым линиям поля. Определите радиус кривизны траектории электрона.
Рефлексия. Подведение итогов урока.
Домашнее задание:
Протон влетает в область однородных сонаправленных полей -электрического и магнитного- со скоростью 500 км/с перпендикулярно силовым линиям полей. Напряженность электрического поля 20В/см. Индукция магнитного поля 0,01Тл. На какое расстояние протон переместится вдоль силовых линий за время своего первого витка?
(4,1м)
Электрон влетает в область однородных противоположно направленных полей -электрического и магнитного- со скоростью 500 м/с перпендикулярно силовым линиям полей. Напряженность электрического поля 300В/см. Индукция магнитного поля 0,002Тл. На какое расстояние переместится электрон вдоль силовых линий за время своего первого витка?
(84см)