Цели:
Образовательные:
- познакомить с понятием дроби и его содержательным смыслом;
- сформировать умения читать и записывать дробь.
Развивающие:
- развитие речи;
- формирование умений сравнивать, обобщать факты и
- понятия;
- развитие у учащихся самостоятельности;
- развитие внимательности при поиске ошибок.
Воспитательные:
- воспитание чувства само- и взаимоуважения;
- развитие сотрудничества при работе в парах;
- воспитание интереса к истории математики как науки.
Формы организации познавательной деятельности:
- фронтальная, работа в парах, индивидуальная.
Использование пед. технологий:
- приёмы разноуровневого обучения; идея историзма в обучении математике;
- технология интенсификации обучения на основе слайдовой презентации.
Оборудование: мультимедийный проектор; индивидуальные карточки для самостоятельной работы, презентация урока (Приложение 1).
Ход урока:
I. Проверка домашнего задания.
Консультанты до урока проверили домашние работы и докладывают о их выполнении.
На доске написаны числа на шарах. Ответом к какому заданию они являются?
II. Организационный момент.
Сообщение учителем целей урока.
III. Устные упражнения: (слайд 1)
52:2 | 72:24 | 95:5 | 96:3 | 84:28 |
+24 | •12 | +56 | +28 | •18 |
:25 | +34 | :3 | :4 | +46 |
•36 | :5 | -8 | •5 | :20 |
:18 | +56 | •3 | :25 | •3 |
IV. Изучение нового материала. ( слайды 2, 3)
Вступление учителя.
Вы знаете, что кроме натуральных чисел, есть и другие числа – дроби. Дроби возникают, когда натуральное число делят на равные части – доли. Самая известная доля – это, конечно, половина. Слова с приставкой “пол” можно услышать, пожалуй, каждый день: полчаса, полкилограмма, полбулки и т.д.
Назовите ещё несколько слов с этой приставкой.
Но есть и другие употребительные доли. Например, четверть, десятая, сотая.
Когда образуются доли? Тогда, когда один предмет (торт, плитка шоколада, лист бумаги) или единица измерения (час, килограмм) делятся на равные части. Доля – это каждая из равных частей единицы. Название доли зависит от того, на сколько равных частей разделили единицу (работа по слайду 3).
б) Определение дроби, запись дроби (слайды 4,5).
Что показывает числитель и знаменатель дроби?
V. Физминутка.
VI. Первичная проверка понимания, закрепление знаний.
1. Фронтальная работа ( слайд 6)
Какой дробью выразим закрашенную часть фигуры?
Ответ ученика: фигура разделена на 4 равные части, каждая часть составляет фигуры. Закрашено 3 части, они составляют фигуры.
Слайд 7. Прочитайте обыкновенные дроби, назовите числитель и знаменатель.
2. Работа с учебником.
3. Работа в парах по карточкам (разноуровневые задания)
Вариант А
1. Какая часть фигуры закрашена?
2. Начертите прямоугольник со сторонами 2 и 3 см. Разделите его на 6 долей и закрасьте прямоугольника.
Начертите прямоугольника.
Вариант B
1. Какая часть фигуры закрашена?
2. Начертите квадрат со стороной 4 см. Разделите его на 4 равные части. Закрасьте квадрата.
Дополнительные задания.
1. Придумайте три дроби и запишите их на листочке словами. Предложите соседу записать их цифрами. Проверьте, правильно ли он выполнил задание.
2. Запишите дробь, у которой
а) числитель равен значению выражения 5883: 37 – 2852: 46, а знаменатель – значению выражения 43 (95 – 32) : 21;
б) числитель равен 23, а знаменатель на 21 больше.
3. Целое разделено на 20 равных частей. Как называются 1, 3, 7, 10 таких частей.
VII.Сведения из истории математики о возникновении дробей.
Выступления учащихся.
В самых древних дошедших до нас письменных источниках – вавилонских глиняных табличках и египетских папирусах- встречаются не только целые числа. но и дроби. Дроби были нужны для измерения различных величин в случаях, когда единица измерения не укладывалась в измеряемой величине целое число раз. Тогда вводили новую, меньшую единицу измерения. Названия этих единиц измерения стали первыми названиями дробей. В греческих сочинениях по математике дробей не встречалось. Греческие учёные считали, что математика должна заниматься только целыми числами. Впервые в привычном для нас виде дроби стали записывать индусы около 1500 лет назад, но они не использовали черту между числителем и знаменателем. Черту стали употреблять только с XVI века.
VIII. Итог урока (слайд 8 с опорным конспектом).
IX. Инструктаж домашнего задания.