Метод проектов на уроках информатики

Разделы: Информатика, Внеклассная работа


Процесс информатизации общества становится все более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создать условия для формирования такой личности. И это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым и относится метод проектов.

Создание проектов на уроках информатики:

  • создает устойчивую положительную мотивацию к изучению соответствующего материала и самостоятельному решению прикладных задач;
  • формирует чувство ответственности за выполняемый объем работ;
  • создает условия для отношений сотрудничества между учащимися;
  • формирует навыки применения программного обеспечения в разных прикладных областях;
  • способствует развитию творческого подхода к решению задач и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения;
  • позволяет создать реально полученный продукт (проект).

Проект “5 по информатике – миф или реальность?”

Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость.

Участники: учащиеся 11-го класса.

Вид проекта по доминирующей деятельности: творческий с элементами исследования.

По содержанию: монопредметный.

По количеству учащихся: групповой.

По времени проведения: 2 -3 урока и внеурочная деятельность учащихся.

Этапы работы над проектом:

  1. Постановка проблемы
  2. Обсуждение
  3. Деление на группы
  4. Работа по группам
  5. Оформление результатов
  6. Защита проектов
  7. Подведение итогов

Аннотация: Данный проект является заключительным этапом изучения нескольких тем курса информатики, например, первого полугодия. Основной проблемный вопрос является достаточно актуальным для учащихся: “Почему не у всех 5 по информатике?”. Предлагается проанализировать данную ситуацию. В результате создаются три группы учащихся.

1 группа продумывает вопросы анкеты, проводит анкетирование всех учащихся, производит обработку результатов. В итоге выявляются самые интересные, сложные, полезные из изученных тем. Результаты оформляются в виде таблиц и диаграмм, созданных в приложении Microsoft Excel.

2 группа подбирает соответствующий материал (фотографии, интервью, статистические данные) и создает буклет в приложении Microsoft Publisher.

3 группа Каждый выбирает одну из изученных тем курса, готовит по ней 10 вопросов, возможно в творческом варианте. Оформляет их в виде страницы в Microsoft Word, в результате получается книга.

4 группа (4 учащихся) Под руководством учителя разрабатывают презентацию в приложении Microsoft PowerPoint по аналогу телевизионной передачи “Своя игра”. При этом используются готовые вопросы 3 группы. (Приложение1).

На этапе защиты каждая группа представляет свои проекты. По проекту 4 группы проводится коллективная игра с использованием мультимедиа проектора.

При подведении итогов анализируются листы контроля проектной деятельности учащихся и паспорт учебного проекта.

Создание таких проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.

Анкета

  1. Какая тема больше всего понравилась за период обучения? Почему?
  2. Какую тему хотели бы изучить более подробно?
  3. Какая тема не понравилась? Почему?
  4. Какая тема вызвала затруднения?
  5. С какими трудностями столкнулись при изучении материала?
  6. Велика ли, по вашему мнению, нагрузка по предмету?
  7. Какие темы, на ваш взгляд, были изучены зря и не пригодятся в дальнейшем?

Паспорт учебного проекта

  • Тема или название проекта:
  • Авторы проекта:
  • Класс:
  • Научный руководитель (учитель):
  • Тип проекта (интегративный, предметный):
  • Форма проекта:
  • Краткое описание проекта (возможности использования, особенности проекта и т. д.):
  • Цели проекта:
  • Программно-техническое обеспечение, необходимое для проекта:
  • Техническое оснащение:
  • Программное обеспечение:
  • Печатные материалы:
  • Интернет-ресурсы:

Лист контроля прогресса проектной деятельности

  1. Эффективно ли ты использовал отведенное время?
  2. В чем сильные, в чем слабые стороны твоего проекта?
  3. Если бы этот проект ты выполнял снова, то какие ты внес бы изменения в свою работу?
  4. Легко ли ты решал возникающие проблемы?
  5. Уложился ли ты в отведенные сроки?
  6. Каково твое мнение о других проектах?

Системы счисления

Творческое название: “Она в 101 класс ходила…”

  1. Как называется система счисления, в которой количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе? (позиционная)
  2. Как называется система счисления, в которой количественное значение цифры не зависит от ее положения в числе? (непозиционная)
  3. В какой форме (свернутой или развернутой) записано число 555? (свернутая)
  4. Какое основание у пятеричной системы счисления? (пять)
  5. Сколько разрядов имеет число 100,011? (шесть)
  6. Как обозначается число 100 в римской системе счисления? (С)
  7. Каково минимальное основание системы счисления, если в ней записаны числа: 257, 111 и 300? (восемь)
  8. В какой системе счисления верно равенство: 2*2=100? (шестеричная)
  9. Заполните пропуски. В какой системе счисления написаны числа?
    5*55+*327=*16*4
    (5255+4327=11604; восьмеричная система счисления)
  10. Заполните пропуски. В какой системе счисления написаны числа?
    153*-*42=674
    (1536 - 742=674; восьмеричная система счисления)

<Рисунок1>

 Технология обработки графической информации.

“МИР ГРАФИКИ В ИНФОРМАТИКЕ”

  1. Что такое графический редактор? (Графический редактор – это программа для создания, редактирования и просмотра графических изображений).
  2. Что такое пространственная дискретизация? (Изображение разбивается на отдельные маленькие фрагменты (точки) и каждому из них присваивается значение его цвета (код цвета).
  3. Чем определяется качество изображения? (Разрешающей способностью экрана и глубиной цвета).
  4. По какой формуле можно вычислить количество цветов, отображаемых на экране монитора? (N=, где I – глубина цвета в битах ).
  5. Какой объём памяти займёт цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение размером 10x10? (100 байт).
  6. Из какого количества точек состоит 256-цветный рисунок, содержащий 120 байт информации? (Из 120 точек).
  7. Что такое пиксель? (Пиксель – это минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом).
  8. Воспроизведение скольких цветов обеспечивает компьютер при глубине цвета 4 бита? (16 цветов).
  9. В чём заключается недостаток растровых изображений? (Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию. При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооружённым глазом).
  10. В чём заключается достоинство векторной графики? (Файлы, хранящие векторные графические изображения, имеют сравнительно небольшой объём. Важно также, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества).

<Рисунок2>

Пример буклета

<Рисунок3>

<Рисунок4>