Процесс информатизации общества становится все более динамичным и выдвигает новые требования к воспитанию и обучению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы его граждане были способны самостоятельно, активно действовать, принимать решения, гибко адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Современная школа должна создать условия для формирования такой личности. И это задача не столько содержания образования, сколько используемых технологий обучения, к которым и относится метод проектов.
Создание проектов на уроках информатики:
- создает устойчивую положительную мотивацию к изучению соответствующего материала и самостоятельному решению прикладных задач;
- формирует чувство ответственности за выполняемый объем работ;
- создает условия для отношений сотрудничества между учащимися;
- формирует навыки применения программного обеспечения в разных прикладных областях;
- способствует развитию творческого подхода к решению задач и формированию умений поиска и выбора оптимального их решения;
- позволяет создать реально полученный продукт (проект).
Проект “5 по информатике – миф или реальность?”
Скажи мне, и я забуду.
Покажи мне, - я смогу запомнить.
Позволь мне это сделать самому,
И это станет моим навсегда.
Древняя мудрость.
Участники: учащиеся 11-го класса.
Вид проекта по доминирующей деятельности: творческий с элементами исследования.
По содержанию: монопредметный.
По количеству учащихся: групповой.
По времени проведения: 2 -3 урока и внеурочная деятельность учащихся.
Этапы работы над проектом:
- Постановка проблемы
- Обсуждение
- Деление на группы
- Работа по группам
- Оформление результатов
- Защита проектов
- Подведение итогов
Аннотация: Данный проект является заключительным этапом изучения нескольких тем курса информатики, например, первого полугодия. Основной проблемный вопрос является достаточно актуальным для учащихся: “Почему не у всех 5 по информатике?”. Предлагается проанализировать данную ситуацию. В результате создаются три группы учащихся.
1 группа продумывает вопросы анкеты, проводит анкетирование всех учащихся, производит обработку результатов. В итоге выявляются самые интересные, сложные, полезные из изученных тем. Результаты оформляются в виде таблиц и диаграмм, созданных в приложении Microsoft Excel.
2 группа подбирает соответствующий материал (фотографии, интервью, статистические данные) и создает буклет в приложении Microsoft Publisher.
3 группа Каждый выбирает одну из изученных тем курса, готовит по ней 10 вопросов, возможно в творческом варианте. Оформляет их в виде страницы в Microsoft Word, в результате получается книга.
4 группа (4 учащихся) Под руководством учителя разрабатывают презентацию в приложении Microsoft PowerPoint по аналогу телевизионной передачи “Своя игра”. При этом используются готовые вопросы 3 группы. (Приложение1).
На этапе защиты каждая группа представляет свои проекты. По проекту 4 группы проводится коллективная игра с использованием мультимедиа проектора.
При подведении итогов анализируются листы контроля проектной деятельности учащихся и паспорт учебного проекта.
Создание таких проектов позволяет учащимся в полной мере раскрыть свои творческие способности. Работа над проектом вырабатывает устойчивые интересы, постоянную потребность в творческих поисках, ибо вне деятельности интересы и потребности не возникают.
Анкета
- Какая тема больше всего понравилась за период обучения? Почему?
- Какую тему хотели бы изучить более подробно?
- Какая тема не понравилась? Почему?
- Какая тема вызвала затруднения?
- С какими трудностями столкнулись при изучении материала?
- Велика ли, по вашему мнению, нагрузка по предмету?
- Какие темы, на ваш взгляд, были изучены зря и не пригодятся в дальнейшем?
Паспорт учебного проекта
- Тема или название проекта:
- Авторы проекта:
- Класс:
- Научный руководитель (учитель):
- Тип проекта (интегративный, предметный):
- Форма проекта:
- Краткое описание проекта (возможности использования, особенности проекта и т. д.):
- Цели проекта:
- Программно-техническое обеспечение, необходимое для проекта:
- Техническое оснащение:
- Программное обеспечение:
- Печатные материалы:
- Интернет-ресурсы:
Лист контроля прогресса проектной деятельности
- Эффективно ли ты использовал отведенное время?
- В чем сильные, в чем слабые стороны твоего проекта?
- Если бы этот проект ты выполнял снова, то какие ты внес бы изменения в свою работу?
- Легко ли ты решал возникающие проблемы?
- Уложился ли ты в отведенные сроки?
- Каково твое мнение о других проектах?
Системы счисления
Творческое название: “Она в 101 класс ходила…”
- Как называется система счисления, в которой количественное значение цифры зависит от ее позиции в числе? (позиционная)
- Как называется система счисления, в которой количественное значение цифры не зависит от ее положения в числе? (непозиционная)
- В какой форме (свернутой или развернутой) записано число 555? (свернутая)
- Какое основание у пятеричной системы счисления? (пять)
- Сколько разрядов имеет число 100,011? (шесть)
- Как обозначается число 100 в римской системе счисления? (С)
- Каково минимальное основание системы счисления, если в ней записаны числа: 257, 111 и 300? (восемь)
- В какой системе счисления верно равенство: 2*2=100? (шестеричная)
- Заполните пропуски. В какой системе счисления
написаны числа?
5*55+*327=*16*4
(5255+4327=11604; восьмеричная система счисления) - Заполните пропуски. В какой системе счисления
написаны числа?
153*-*42=674
(1536 - 742=674; восьмеричная система счисления)
Технология обработки графической информации.
“МИР ГРАФИКИ В ИНФОРМАТИКЕ”
- Что такое графический редактор? (Графический редактор – это программа для создания, редактирования и просмотра графических изображений).
- Что такое пространственная дискретизация? (Изображение разбивается на отдельные маленькие фрагменты (точки) и каждому из них присваивается значение его цвета (код цвета).
- Чем определяется качество изображения? (Разрешающей способностью экрана и глубиной цвета).
- По какой формуле можно вычислить количество цветов, отображаемых на экране монитора? (N=, где I – глубина цвета в битах ).
- Какой объём памяти займёт цветное (с палитрой из 256 цветов) растровое графическое изображение размером 10x10? (100 байт).
- Из какого количества точек состоит 256-цветный рисунок, содержащий 120 байт информации? (Из 120 точек).
- Что такое пиксель? (Пиксель – это минимальный участок изображения, цвет которого можно задать независимым образом).
- Воспроизведение скольких цветов обеспечивает компьютер при глубине цвета 4 бита? (16 цветов).
- В чём заключается недостаток растровых изображений? (Растровые изображения очень чувствительны к масштабированию. При уменьшении растрового изображения несколько соседних точек преобразуются в одну, поэтому теряется различимость мелких деталей изображения. При увеличении изображения увеличивается размер каждой точки и появляется ступенчатый эффект, который можно увидеть невооружённым глазом).
- В чём заключается достоинство векторной графики? (Файлы, хранящие векторные графические изображения, имеют сравнительно небольшой объём. Важно также, что векторные графические изображения могут быть увеличены или уменьшены без потери качества).
Пример буклета