Тип урока:
Урок изучения нового материала.
Метод:
Проблемно-поисковый.
Форма учебной деятельности учащихся:
Индивидуальная.
Цели урока:
Образовательный аспект:
- помочь учащимся самостоятельно узнать функции преобразования типов данных в языке программирования Basic;
- научить учащихся работать с таблицей кодов ASCII;
- сформировать у учащихся умения по применению функций преобразования типов данных при составлении программ на языке программирования Visual Basic.
Воспитательный аспект:
- формирование таких качеств личности, как воля, усидчивость, оптимизм.
Развивающий аспект:
- развивать умения самостоятельно добывать знания, анализировать, сравнивать, выделять главное, делать выводы;
- содействовать развитию умений осуществлять самоконтроль, самокоррекцию учебной деятельности;
- обеспечить развитие у школьников умения ставить перед собой цель.
Валеологический аспект:
- установка и поддержание благоприятного психологического микроклимата на уроке;
- снижение степени утомляемости учащихся на уроке, недопущение форм сильного и выраженного утомления.
Источники информации:
- Рабочая тетрадь ученика;
- Раздаточный материал (карточка 1, см. файл Приложение 1)
- Компьютерная презентация.
Оборудование:
- Компьютеры с установленной и загруженной операционной системой Windows и пакетом Microsoft Office;
- Мультимедиа-проектор и экран;
- Компьютерная презентация (см. файл Приложение 2);
- Карточки с теоретическим материалом и заданиями (см. файл Приложение 1);
- Рабочие тетради.
План урока:
- Организационный момент.
- Мотивация.
- Актуализация знаний.
- ИНМ и первичное закрепление полученных знаний.
- Рефлексия.
- Подведение итогов урока и информация о домашнем задании.
Подготовительный этап:
Для применения дифференциации методов обучения в зависимости от когнитивного стиля ученика на уроке, в классе были проведены различные наблюдения и тестирование учащихся. В результате определен психологический тип каждого учащегося. Таким образом, были выявлены 2 (всего же их выделяют четыре) психологических типа учащихся: полезависимые импульсивные и поленезависимые рефлексивные подготовить на карточках теоретический материал и задания для учащихся (см. файл Приложение1)
на компьютере учителя подготовить презентацию на урок (см. файл Приложение2).
Оформление кабинета:
Установлен мультимедиа-проектор, экран. На экран спроецирован 1 слайд презентации (см. файл Приложение2).
Ход урока
Организационный момент
Учитель: Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Я надеюсь, что наше сотрудничество будет плодотворным.
Мотивация
На экране при помощи мультимедиа-проектора спроецировано несколько чисел (см. 1 слайд презентации, файл Приложение2).
Учитель: Ребята, посмотрите на экран, и скажите, что вы видите?
- Числа! Цифры! Код! (разные предположения учащихся).
Учитель: Совершенно верно, это код! А раз так, то можно сделать вывод, что здесь что-то закодировано. Может быть это число, а может быть здесь закодирована фраза. А как вы считаете, можно ли нам расшифровать данный код?
- Можно! (разные предположения учащихся).
Учитель: (Обобщая ответы учащихся) Да! Верно, можно произвести декодирование. Каким образом?
- С помощью специальных программ, функций (другие предположения учащихся).
Учитель: (Обобщая ответы учащихся, подводит учащихся к формулированию темы урока) Итак, можно расшифровать этот код при помощи специальных программ, а также, зная нужную функцию. Таким образом, как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Ученики высказывают свои предположения и сами формулируют тему урока: “Функции преобразования типов данных в языке программирования Visual Basic”.
Учитель: Совершенно верно! (учитель формулирует тему урока и проецирует ее на экран при помощи мультимедиа-проектора (2 слайд презентации, см. файл Приложение 2)).
Откроем тетради и запишем тему урока в тетради. Итак, записав тему урока, определим, какова цель нашего урока, какие знания и умения нам нужно получить?
- Ученики высказывают свои предположения и сами выводят цель урока.
Актуализация знаний
Учитель: Какие знания нам нужны для достижения цели урока?
- Ученики высказывают свои предположения.
Учитель: Верно! Нужно знать типы данных. Какие же типы данных вы знаете?
- Числовые, символьные (строковые).
Учитель: Правильно! Какие функции мы с вами уже знаем?
- Математические, строковые.
Учитель: Хорошо! А теперь посмотрите на экран и попробуйте сопоставить номер инструмента с номером верного названия инструмента, например 1-3. Время на выполнение 10 секунд (учитель проецирует на экране 3 слайд презентации, см. файл Приложение 2).
- Учащиеся письменно выполняют задание.
Учитель: Время вышло. Ребята, а сейчас посмотрите на экран и сверьте свои ответы с правильными ответами (учитель проецирует на экране правильные ответы (4 слайд презентации, см. файл Приложение 2)).
- Учащиеся делают самопроверку.
Учитель: У всех верно? Молодцы! Именно эти инструменты вы будете использовать сегодня на уроке при разработке программ.
ИНМ и первичное закрепление полученных знаний.
Учитель: Итак, вспомнив основные инструменты, давайте узнаем, с помощью каких функций можно преобразовать данные одного типа в другой. Я предлагаю вам это сделать самостоятельно! Для самостоятельного изучения материала я рекомендую действовать по плану (см. файл Приложение 1, карточка 2), который я вам раздаю (учитель раздает учащимся карточки с теоретическим материалом (см. файл Приложение 1, карточка 1) и дифференцированные планы работы в зависимости от когнитивного стиля ученика.) Ознакомьтесь, пожалуйста, с этим планом. Вопросы есть? Если нет, то приступайте к работе. Желаю удачи!
Далее роль учителя - консультирующая. Учащиеся выполняют задания индивидуализировано – каждый по своему учебному плану, в зависимости от когнитивного стиля ученика. Учитель помогает каждому ученику по мере необходимости.
Рефлексия
Учитель: Итак, ребята, закончите работу и вернитесь за парты. Давайте обобщим полученные знания. Посмотрите на экран (учитель проецирует на экран 5 слайд презентации, см. файл Приложение 2).
Что это за символы? Что они обозначают? Для чего нужна таблица ASCII?
- ответы учащихся.
Учитель: Правильно! Скажите, а что за функция на следующем слайде? Что означают эти функции? (учитель проецирует на экран 6 и 7 слайды презентации, см. файл Приложение2).
- ответы учащихся.
Учитель: Молодцы! А теперь скажите, (учитель проецирует на экран 8 слайд презентации, см. файл Приложение2) где верно на слайде записаны функции?
- ответы учащихся (учитель выслушивает версии ребят - верные и неверные, обсуждаются все варианты ответов учащихся, совместно с ребятами делает выводы, находят “истину”).
Учитель: А теперь давайте вернемся ко 2 заданию, которое вы выполняли самостоятельно. Что нужно было сделать?
- ученики отвечают.
Учитель: Все справились? Все. Тогда давайте сверим ваши ответы с моими ответами, которые вы видите на экране (учитель проецирует на экране 9 слайд презентации, см. файл Приложение2).
- ученики сравнивают свои ответы с правильными (самопроверка)
Учитель: У всех верно? (учитель выявляет ошибки учащихся, совместно с ребятами находит “истину”). Хорошо! Сейчас, ребята, посмотрите на следующий слайд (учитель проецирует на экране 10 слайд презентации, см. файл Приложение 2)
и скажите, сможем ли решить проблему, которая возникла перед нами в начале урока?
- ученики отвечают (Да!)
Учитель: Каким образом?
- предположения учеников.
Учитель: Верно! Можно воспользоваться таблицей ASCII, а можно использовать наши программы с функциями! Тогда давайте сядем за компьютеры и расшифруем этот код. Для более быстрой работы каждый из вас расшифрует лишь по 2 числовых кода. Время на выполнения задания полминуты.
- ученики выполняют декодирование.
Учитель: Итак, время вышло. Давайте соберем полученное сообщение.
- ученики собирают сообщение и говорят свой ответ учителю.
Учитель: Верно! Это слово ОБРАЗОВАНИЕ. Молодцы!
Подведение итогов урока и информация о домашнем задании
Учитель: Итак, ребята, давайте подведем итог нашего урока. Какова была цель урока?
- ученики отвечают.
Учитель: Может ли каждый из вас сказать, что он добился цели урока. Да! Что вы узнали на уроке? (учитель выслушивает ответы учеников) Хорошо! А показался ли вам материал сложным? Почему сложным или несложным? Что, по вашему мнению, вам помогло справиться с материалом и достичь цели урока? Что понравилось (не понравилось) на уроке и почему, что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому?
- ученики отвечают, рассуждают.
Учитель: Хорошо. А теперь давайте ознакомимся с домашним заданием. (учитель раздает карточки с домашним заданием (см. файл Приложение 1, карточка 3), аргументирует его).
Учитель: Итак, наш урок закончен. Спасибо за урок! До свидания!