Урок русского языка по теме "Фразеологизм и слово"

Разделы: Начальная школа


Триединая цель урока:

Образовательная:

1. Учить распознавать значения фразеологизмов;
2. Дать представление о том, что внутри фразеологизма самостоятельное значение слов теряется.

Развивающая:

3. Развивать речь учащихся, вводя в словарный запас фразеологизмы;
4. Развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы;
5. Развивать самосознание детей через самооценку и взаимооценку.

Воспитательная:

6. Воспитывать интерес к русскому языку;
7. Прививать навыки общения.

 Оборудование урока:

  1. Кластер «В стране Лексике»:
    синонимы
    антонимы
    омонимы
    многозначные слова
    фразеологизмы
  2. Тема урока; главный вопрос: сохраняется или теряется?
  3. Фразеологизмы в предложениях:
    Заруби себе на носу: обязательно мой руки перед едой.
    Коля испугался и побежал, только пятки засверкали.
    Бабушка обрадовалась моему приезду, но сказала, что я приехал как снег на голову.
  4. Фразеологические словари.
  5. Веселые картинки по фразеологизмам:
    как две капли воды
    лодыря гонять
    вставлять палки в колеса
    водить за нос
    кот наплакал
    на седьмом небе
  6. Групповые задания для работы с фразеологизмами:
    Найдите фразеологизм для этого рисунка.
    Подумайте над его значением и подберите синоним.
    Придумайте и запишите предложение, используя этот фразеологизм (с красной строки).
    Докажите, что самостоятельное значение слов внутри фразеологизма потерялось.
  7. Магнитофон, музыкальный диск с инструментальной музыкой.
  8. Для творческой работы – фразеологизмы:
    выше нос
    заруби на носу
    повесить нос
    хоть кровь из носу
    Девиз для оптимистов.
  9. Слова:
    Если
    то
    хоть
    Для синквейна слова:
    яркие образные устные орфографические украшают помогают не разделяют доказывают пишутся сочетание

Ход урока

I Настрой на урок

- Сегодня на урок русского языка к нам пришли гости. А это здорово, когда приходят гости: можно показать самое лучшее, на что вы способны! Вы уже их поприветствовали? Улыбнулись добрыми улыбками?

- Тогда встаньте ровно, потянитесь к солнышку! Возьмем у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного оптимистического настроения!

II Актуализация знаний.

1. – Поиграем с буквами. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее науку о значении слов (КАСКЕЛИ)

2. Минутка чистописания.

– Ура! Мы снова в чудной стране под названием ЛЕКСИКА! (Открываю кластер)

Предлагаю красиво написать это слово, обводя каждую букву и соединяя их безотрывно. Посмотрите, как я это сделаю. Попробуйте так же. Полюбуйтесь своей работой! А слово-то какое красивое!

Теперь разделите слово на слоги. Сколько получилось? Какие слоги?

Посмотрите, как я отделю каждый слог. Что заметили? Нравится? А вы сможете так?

(Дети пишут.)

3. – Запишите число – 18 апреля. Классная работа.

4. Составление кластера.

- Слова – строительный материал языка, из них в стране Лексике созданы целые города. Хотите узнать их названия? В этом нам поможет игра «Проверь себя», в ней будет 5 вопросов.

1) Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению (антонимы).
2) Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и близкие по значению (синонимы).
3) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
4) Слова, которые имеют 2 и более значений (многозначные слова).
5) Устойчивые сочетания слов.

(После записи детьми каждого ответа): - Какой ответ записал ты? (Открываю верный ответ на кластере.) – Действительно, антонимы! Отметьте карандашом правильность ответа знаками + -.

(После всех вопросов).

- Оцените свои знания. Кто поставил высокую оценку?

III Постановка и решение учебной задачи.

1. Объявление темы урока и постановка учебной задачи.

- Предлагаю сегодня отправиться в город под названием Фразеологизмы и объявляю темы урока (читают дети с доски).

-По первой теме мы продолжим знакомство с устройством нашего языка и будем учиться распознавать значения фразеологизмов. Нам предстоит увлекательная работа!

- А по второй мы вместе попробуем ответить на такой серьезный вопрос: сохраняется ли самостоятельное значение слова внутри фразеологизма или теряется? (Подчеркнутые слова на доске).

- Может быть, у вас уже есть предположения? (Дети высказывают свои мысли.)

2. Решение учебной задачи.

А) - Выполняя следующие задания, мы определим, кто из них был прав.

(На доске на полосках бумаги – фразеологизмы).

-заруби на носу

-только пятки засверкали

-как снег на голову

- Прочитайте фразеологизмы. Значение какого из них вы можете объяснить?

(Если дети объясняют, говорю):

-Откроем предложение с этим фразеологизмом и проверим, так ли это.

- Прочитайте предложение и попробуйте заменить фразеологизм одним словом.

(Если дети не могут объяснить, говорю):

- Может быть, предложения нам помогут? Прочитайте предложение и замените фразеологизм одним словом.

Б) (При разборе фразеологизма ЗАРУБИ СЕБЕ НА НОСУ) –

этимологическая справка

- Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают делать на собственном носу зарубки. Напрасный страх: слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как ни странно, оно значит «памятная дощечка». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Вот такие дощечки и звались «носами».

В) - Если вместо фразеологизма можно сказать проще, зачем такие сочетания существуют в русском языке?

(Если дети не отвечают, тогда вопрос):

- Какое из предложений: с фразеологизмом или без него более яркое, выразительное?

- Что помогло ему стать таким? Конечно, фразеологизмы делают нашу речь интересной, образной.

Г) - Спишите третье предложение.

- Проверьте правильность написания, подчеркнув все встреченные орфограммы.

- Назовите слова, в которых подчеркнули букву, обозначающую проверяемую безударную гласную в корне (носу, обязательно, едой). Как проверить ее?

Д) - Каждое слово в нашей речи имеет свое значение.

- Например, какое значение имеет слово СНЕГ? ГОЛОВА?

- Сохраняется ли значение этих слов во фразеологизме?

- Проверим другие слова: НОС, ЗАРУБИ.

- Сохраняется ли их значение во фразеологизме?

- Может быть, кто-нибудь уже сможет ответить на вопрос урока?

Е) - На странице 94 найдите рубрику «Обрати внимание!» Прочитайте. Совпадает ли наш вывод с утверждением автора учебника? Что же вы узнали из прочитанного?

- Как узнать значение фразеологизма, если оно не известно?

Ж) Фразеологические словари. Знакомство.

- Как ими пользоваться? Содержание по алфавиту.

IV Физминутка.

Игра на внимание.

Выполняя команды по рядам, дети имитируют движения животных:

-зайчики
-лягушки
-аисты
-лошадки
-раки
-птицы
-курочки

V Первичное закрепление новых знаний.

- Поднимите руки, кому нравится заниматься изучением фразеологизмов?

1. Работа в группах с фразеологическими словарями.

- Предлагаю объединиться в группы для продолжения знакомства с фразеологизмами.

- Оказывается, можно еще рисовать веселые картинки, используя фразеологизмы. Такие картинки, нарисованные моими бывшими учениками, когда они учились во втором классе, лежат у вас на партах. А на шкафах я прикрепила полоски бумаги с фразеологизмами. Задания для работы с ними – на отдельных листках.

1) Найдите фразеологизм для этого рисунка.
2) В словаре найдите его значение и подберите синоним.
3) Придумайте и запишите предложение, используя этот фразеологизм.
4) Обменяйтесь тетрадями и проверьте ошибки у соседа.

Защита групповых ответов.

Представитель группы выходит к доске и вслух проговаривает выполнение заданий.

- Кто хотел бы попробовать дома нарисовать веселые картинки, используя фразеологизмы?

Домашнее задание по выбору.

- На стр. 95 учебника есть упр.3. Прочитайте задание.

Вам можно выполнить его в тетради, как вы чаще всего и делаете, а можно вместо этого нарисовать веселую картинку, используя любой фразеологизм из этого упражнения.

VI Физминутка.

Под спокойную музыку.
- Мы спокойно отдыхаем,
сном волшебным засыпаем,
хорошо нам отдыхать,
но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!

VII Творческое преобразование знаний.

- В русском языке много фразеологизмов с использованием слова НОС. Какие вам уже известны?

Во фразеологическом словаре я нашла такие:

- выше нос
- заруби на носу
- повесить нос
- хоть кровь из носу
- Разберемся с их значениями.
- Что произошло со словом НОС во фразеологизме? (Его значение утратилось.)
- Предлагаю с помощью этих фразеологизмов придумать девиз для оптимистов. Кто такие оптимисты? (Оптимист – неунывающий человек, с верой и надеждой глядящий в будущее).

(На доске):

Если……………………

то………………………

хоть……………………

…………………………

- Давайте вслух хором проговорим этот девиз!

Если ты повесил нос,
то заруби себе на носу,
хоть кровь из носу,
выше нос!

VIII Подведение итогов.

- О полюбившихся фр. давайте составим СИНКВЕЙН.

Фразеологизмы

яркие образные (устные орфографические)
украшают помогают не разделяются (доказывают пишутся)
(отношение автора к теме)………………
сочетание