Триединая цель урока:
Образовательная:
1. Учить распознавать значения фразеологизмов;
2. Дать представление о том, что внутри фразеологизма самостоятельное значение слов теряется.
Развивающая:
3. Развивать речь учащихся, вводя в словарный запас фразеологизмы;
4. Развивать умение наблюдать, сравнивать и делать выводы;
5. Развивать самосознание детей через самооценку и взаимооценку.
Воспитательная:
6. Воспитывать интерес к русскому языку;
7. Прививать навыки общения.
Оборудование урока:
- Кластер «В стране Лексике»:
синонимы
антонимы
омонимы
многозначные слова
фразеологизмы - Тема урока; главный вопрос: сохраняется или теряется?
- Фразеологизмы в предложениях:
Заруби себе на носу: обязательно мой руки перед едой.
Коля испугался и побежал, только пятки засверкали.
Бабушка обрадовалась моему приезду, но сказала, что я приехал как снег на голову. - Фразеологические словари.
- Веселые картинки по фразеологизмам:
как две капли воды
лодыря гонять
вставлять палки в колеса
водить за нос
кот наплакал
на седьмом небе - Групповые задания для работы с фразеологизмами:
Найдите фразеологизм для этого рисунка.
Подумайте над его значением и подберите синоним.
Придумайте и запишите предложение, используя этот фразеологизм (с красной строки).
Докажите, что самостоятельное значение слов внутри фразеологизма потерялось. - Магнитофон, музыкальный диск с инструментальной музыкой.
- Для творческой работы – фразеологизмы:
выше нос
заруби на носу
повесить нос
хоть кровь из носу
Девиз для оптимистов. - Слова:
Если
то
хоть
Для синквейна слова:
яркие образные устные орфографические украшают помогают не разделяют доказывают пишутся сочетание
Ход урока
I Настрой на урок
- Сегодня на урок русского языка к нам пришли гости. А это здорово, когда приходят гости: можно показать самое лучшее, на что вы способны! Вы уже их поприветствовали? Улыбнулись добрыми улыбками?
- Тогда встаньте ровно, потянитесь к солнышку! Возьмем у солнышка заряд бодрости, энергии, радостного оптимистического настроения!
II Актуализация знаний.
1. – Поиграем с буквами. Переставьте буквы так, чтобы получилось слово, обозначающее науку о значении слов (КАСКЕЛИ)
2. Минутка чистописания.
– Ура! Мы снова в чудной стране под названием ЛЕКСИКА! (Открываю кластер)
Предлагаю красиво написать это слово, обводя каждую букву и соединяя их безотрывно. Посмотрите, как я это сделаю. Попробуйте так же. Полюбуйтесь своей работой! А слово-то какое красивое!
Теперь разделите слово на слоги. Сколько получилось? Какие слоги?
Посмотрите, как я отделю каждый слог. Что заметили? Нравится? А вы сможете так?
(Дети пишут.)
3. – Запишите число – 18 апреля. Классная работа.
4. Составление кластера.
- Слова – строительный материал языка, из них в стране Лексике созданы целые города. Хотите узнать их названия? В этом нам поможет игра «Проверь себя», в ней будет 5 вопросов.
1) Слова, отвечающие на один и тот же вопрос, но противоположные по значению (антонимы).
2) Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и близкие по значению (синонимы).
3) Слова, одинаковые по звучанию и написанию, но разные по значению (омонимы).
4) Слова, которые имеют 2 и более значений (многозначные слова).
5) Устойчивые сочетания слов.
(После записи детьми каждого ответа): - Какой ответ записал ты? (Открываю верный ответ на кластере.) – Действительно, антонимы! Отметьте карандашом правильность ответа знаками + -.
(После всех вопросов).
- Оцените свои знания. Кто поставил высокую оценку?
III Постановка и решение учебной задачи.
1. Объявление темы урока и постановка учебной задачи.
- Предлагаю сегодня отправиться в город под названием Фразеологизмы и объявляю темы урока (читают дети с доски).
-По первой теме мы продолжим знакомство с устройством нашего языка и будем учиться распознавать значения фразеологизмов. Нам предстоит увлекательная работа!
- А по второй мы вместе попробуем ответить на такой серьезный вопрос: сохраняется ли самостоятельное значение слова внутри фразеологизма или теряется? (Подчеркнутые слова на доске).
- Может быть, у вас уже есть предположения? (Дети высказывают свои мысли.)
2. Решение учебной задачи.
А) - Выполняя следующие задания, мы определим, кто из них был прав.
(На доске на полосках бумаги – фразеологизмы).
-заруби на носу
-только пятки засверкали
-как снег на голову
- Прочитайте фразеологизмы. Значение какого из них вы можете объяснить?
(Если дети объясняют, говорю):
-Откроем предложение с этим фразеологизмом и проверим, так ли это.
- Прочитайте предложение и попробуйте заменить фразеологизм одним словом.
(Если дети не могут объяснить, говорю):
- Может быть, предложения нам помогут? Прочитайте предложение и замените фразеологизм одним словом.
Б) (При разборе фразеологизма ЗАРУБИ СЕБЕ НА НОСУ) –
этимологическая справка
- Многим представляется, что сказано это не без жестокости: не очень-то приятно, если тебе предлагают делать на собственном носу зарубки. Напрасный страх: слово «нос» тут вовсе не означает орган обоняния. Как ни странно, оно значит «памятная дощечка». В древности неграмотные люди всюду носили с собой такие дощечки и на них делали всевозможные заметки, зарубки. Вот такие дощечки и звались «носами».
В) - Если вместо фразеологизма можно сказать проще, зачем такие сочетания существуют в русском языке?
(Если дети не отвечают, тогда вопрос):
- Какое из предложений: с фразеологизмом или без него более яркое, выразительное?
- Что помогло ему стать таким? Конечно, фразеологизмы делают нашу речь интересной, образной.
Г) - Спишите третье предложение.
- Проверьте правильность написания, подчеркнув все встреченные орфограммы.
- Назовите слова, в которых подчеркнули букву, обозначающую проверяемую безударную гласную в корне (носу, обязательно, едой). Как проверить ее?
Д) - Каждое слово в нашей речи имеет свое значение.
- Например, какое значение имеет слово СНЕГ? ГОЛОВА?
- Сохраняется ли значение этих слов во фразеологизме?
- Проверим другие слова: НОС, ЗАРУБИ.
- Сохраняется ли их значение во фразеологизме?
- Может быть, кто-нибудь уже сможет ответить на вопрос урока?
Е) - На странице 94 найдите рубрику «Обрати внимание!» Прочитайте. Совпадает ли наш вывод с утверждением автора учебника? Что же вы узнали из прочитанного?
- Как узнать значение фразеологизма, если оно не известно?
Ж) Фразеологические словари. Знакомство.
- Как ими пользоваться? Содержание по алфавиту.
IV Физминутка.
Игра на внимание.
Выполняя команды по рядам, дети имитируют движения животных:
-зайчики
-лягушки
-аисты
-лошадки
-раки
-птицы
-курочки
V Первичное закрепление новых знаний.
- Поднимите руки, кому нравится заниматься изучением фразеологизмов?
1. Работа в группах с фразеологическими словарями.
- Предлагаю объединиться в группы для продолжения знакомства с фразеологизмами.
- Оказывается, можно еще рисовать веселые картинки, используя фразеологизмы. Такие картинки, нарисованные моими бывшими учениками, когда они учились во втором классе, лежат у вас на партах. А на шкафах я прикрепила полоски бумаги с фразеологизмами. Задания для работы с ними – на отдельных листках.
1) Найдите фразеологизм для этого рисунка.
2) В словаре найдите его значение и подберите синоним.
3) Придумайте и запишите предложение, используя этот фразеологизм.
4) Обменяйтесь тетрадями и проверьте ошибки у соседа.
Защита групповых ответов.
Представитель группы выходит к доске и вслух проговаривает выполнение заданий.
- Кто хотел бы попробовать дома нарисовать веселые картинки, используя фразеологизмы?
Домашнее задание по выбору.
- На стр. 95 учебника есть упр.3. Прочитайте задание.
Вам можно выполнить его в тетради, как вы чаще всего и делаете, а можно вместо этого нарисовать веселую картинку, используя любой фразеологизм из этого упражнения.
VI Физминутка.
Под спокойную музыку.
- Мы спокойно отдыхаем,
сном волшебным засыпаем,
хорошо нам отдыхать,
но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянулись! Улыбнулись!
VII Творческое преобразование знаний.
- В русском языке много фразеологизмов с использованием слова НОС. Какие вам уже известны?
Во фразеологическом словаре я нашла такие:
- выше нос
- заруби на носу
- повесить нос
- хоть кровь из носу
- Разберемся с их значениями.
- Что произошло со словом НОС во фразеологизме?
(Его значение утратилось.)
- Предлагаю с помощью этих фразеологизмов
придумать девиз для оптимистов. Кто такие
оптимисты? (Оптимист – неунывающий человек, с
верой и надеждой глядящий в будущее).
(На доске):
Если……………………
то………………………
хоть……………………
…………………………
- Давайте вслух хором проговорим этот девиз!
Если ты повесил нос,
то заруби себе на носу,
хоть кровь из носу,
выше нос!
VIII Подведение итогов.
- О полюбившихся фр. давайте составим СИНКВЕЙН.
Фразеологизмы
яркие образные (устные орфографические)
украшают помогают не разделяются (доказывают
пишутся)
(отношение автора к теме)………………
сочетание