Создание графических примитивов в среде графического редактора Paint методом от простого к сложному

Разделы: Информатика


В соответствии с общей структурой школьного образования (начальная, основная и профильная школы) сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационных технологий. Современная школьная информатика строится на трех концентрах обучения: начальный курс (2-4 классы), основной курс (5-9 классы), профильный курс (10-11 классы). В связи со спецификой этапа основного образования как самого продолжительного в структуре основного курса информатики выделяются две последовательные части: вводная (5-6 классы) и базовая (7-9) классы.

При этом цели обучения информатике и информационным технологиям в 5-6 классах могут быть определены следующим образом:

  1. формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
  2. пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
  3. развитие творческих и познавательных способностей учащихся.

К настоящему времени в школьной информатике имеются значительные учебно-методические наработки для разных возрастных групп учащихся, изданы учебники и учебные пособия для 1(2)-4, 7(8)-9 и 10-11 классов. В то же время практически отсутствует не только учебно-методическое обеспечение, но и общие подходы к организации обучения информатике в 5—6 классах [1].

Предлагаемое учебно-методическое обеспечение обучающего модуля «Информационные технологии» решает вопрос сопровождения учебного материала по теме «Графический редактор: назначение и основные функции»

Изучение темы «Графический редактор: назначение и основные функции» в ходе обучения информатике в 5—6 классах направлено на достижение следующих целей:

  • обеспечить вхождение учащихся в информационное общество и приобщение их к информационной культуре знакомством с технологией обработки графической информации
  • освоение знаний, составляющих основу представлений о современных технологиях создания графических объектов;
  • овладение умениями работать с инструментарием, предоставляемым графическим редактором Paint;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством четко построенного поэтапного процесса приращения знаний;
  • формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности и навыков самостоятельной работы
  • выработка навыков применения полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности по предметам школьного курса.

К школьникам, в соответствии с поставленными целями, предъявляются следующие требования:

5 класс

Учащиеся должны:

  • различать растровые и векторные изображения;
  • знать основные виды графических редакторов;
  • уметь сохранять созданное изображение;
  • различать инструменты и уметь их применять для создания и редактирования рисунков;
  • подбирать жизненные объекты для работы и создавать их;
  • иметь представление о цвете фона и цвете изображения;
  • определять цвет изображения и уметь его изменять;
  • вводить графическую информацию с помощью клавиатуры и мыши;
  • уметь изменять местоположение, размеры и ориентацию объектов.

6 класс

Учащиеся должны:

  • определять минимальный набор действий необходимый для создания изображения
  • понимать смысл терминов: скопировать, вставить, вырезать, удалить;
  • предвидеть результат выполнения операций над созданным объектом
  • приводить примеры;
  • понимать и правильно применять понятие – графический примитив (объект);
  • создавать простейшие примитивы для выполнения проектных заданий;

При общем объеме курса информатики в 68 часов за два года обучения на изучение темы «Графический редактор: назначение и основные функции» отводится:

  • в 5-ом классе – 10 часов в III четверти;
  • в 6-ом классе – 7 часов в I четверти.

Поурочное планирование учебного материала

Тема урока

Практическая работа

5 класс

1

Растровая и векторная графика. Виды графических редакторов  

2

Сохранение документа. Окно графического редактора Paint  

3

Окно графического редактора Paint. Диалоговое окно Атрибуты. Редактирование изображений: отменить команду.  

4

Набор инструментов: масштаб, ластик, линия, прямоугольник, эллипс, скругленный прямоугольник 1 (2 части)

5

Набор инструментов: карандаш, кривая, многоугольник, кисть, распылитель 2 (2 части)

6

Набор инструментов: заливка, выбор цветов. Палитра. Работа с готовой раскраской 3

7

Перемещение объектов. Сборка рисунка из деталей 4

8

Копирование объектов 5

9

Надписи 6

10

Изготовление поздравительной открытки  

6 класс

11

Повторение: Изготовление рекламного продукта  

12

Работа с пунктом Горизонтального меню – Отразить/повернуть… 7

13

Работа с пунктом Горизонтального меню – Растянуть/наклонить… 8

14

Работа с пунктом Горизонтального меню – Растянуть/наклонить… 9

15

Создание графических примитивов 10

16

Создание проекта «Твори – моделируя»  

17

Создание проекта «Твори – моделируя»  

Подготовка школьников 5—6 классов по теме «Графический редактор: назначение и основные функции», в соответствии с представленными требованиями, обеспечивается учебно-методическим комплектом в состав которого входят:

  1. методическое пособие с теоретическим материалом;
  2. комплект практических работ «Создание графических объектов от простого к сложному» на CD.

В данной работе представлен комплект практических работ для 5 класса. Порядок выполнения работ предусматривает усложнение материала по мере его изучения. В табл. 1 представлены практические работы для учащихся с некоторыми пояснениями.

Таблица 1, комплект практических работ «Создание графических объектов от простого к сложному» для 5 класса

В ходе выполнения работы учащиеся усваивают понятия: толщина линии, цвет фона, цвет изображения. При выполнении заключительной части работы (корабль) ее предлагается выполнить с минимальным количеством действий.
Вторая часть работы предусматривает закрепление умения пользоваться Меню инструмента: линия, прямоугольник, эллипс, скругленный прямоугольник
В ходе выполнения работы учащиеся усваивают понятия: кривая, многоугольник. Приобретают умение пользоваться Меню инструмента: кривая, многоугольник.
Вторая часть работы предусматривает закрепление умения пользоваться Меню инструмента: кривая, многоугольник.
В ходе выполнения работы учащиеся приобретают навыки работы с пунктом Горизонтального меню – Палитра - Изменить палитру…. При затруднениях с установкой цвета учащиеся используют инструмент Выбор цветов.
В ходе выполнения работы учащиеся приобретают навыки работы с инструментами: выделение, выделение произвольной области. Учатся перемещать объекты, а также работать с прозрачным и непрозрачным фоном.
В ходе выполнения работы учащиеся приобретают навыки копирования и вставки объектов, а также закрепляют навыки по перемещению объектов и работой с фоном.
В ходе выполнения работы учащиеся приобретают навыки работы с Панелью атрибутов текста.

Практические работы для 6 класса будут представлены в 2007/2008 учебном году.

Литература

  1. Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 205 с.:илл.