В соответствии с общей структурой школьного образования (начальная, основная и профильная школы) сегодня выстраивается многоуровневая структура предмета «Информатика», который рассматривается как систематический курс, непрерывно развивающий знания школьников в области информатики и информационных технологий. Современная школьная информатика строится на трех концентрах обучения: начальный курс (2-4 классы), основной курс (5-9 классы), профильный курс (10-11 классы). В связи со спецификой этапа основного образования как самого продолжительного в структуре основного курса информатики выделяются две последовательные части: вводная (5-6 классы) и базовая (7-9) классы.
При этом цели обучения информатике и информационным технологиям в 5-6 классах могут быть определены следующим образом:
- формирование у учащихся готовности к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных и коммуникационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
- пропедевтика понятий базового курса школьной информатики;
- развитие творческих и познавательных способностей учащихся.
К настоящему времени в школьной информатике имеются значительные учебно-методические наработки для разных возрастных групп учащихся, изданы учебники и учебные пособия для 1(2)-4, 7(8)-9 и 10-11 классов. В то же время практически отсутствует не только учебно-методическое обеспечение, но и общие подходы к организации обучения информатике в 5—6 классах [1].
Предлагаемое учебно-методическое обеспечение обучающего модуля «Информационные технологии» решает вопрос сопровождения учебного материала по теме «Графический редактор: назначение и основные функции»
Изучение темы «Графический редактор: назначение и основные функции» в ходе обучения информатике в 5—6 классах направлено на достижение следующих целей:
- обеспечить вхождение учащихся в информационное общество и приобщение их к информационной культуре знакомством с технологией обработки графической информации
- освоение знаний, составляющих основу представлений о современных технологиях создания графических объектов;
- овладение умениями работать с инструментарием, предоставляемым графическим редактором Paint;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся посредством четко построенного поэтапного процесса приращения знаний;
- формирование и развитие у школьников обобщенных способов деятельности и навыков самостоятельной работы
- выработка навыков применения полученных знаний, умений и навыков в повседневной жизни, при выполнении индивидуальных и коллективных проектов, в учебной деятельности по предметам школьного курса.
К школьникам, в соответствии с поставленными целями, предъявляются следующие требования:
5 класс
Учащиеся должны:
- различать растровые и векторные изображения;
- знать основные виды графических редакторов;
- уметь сохранять созданное изображение;
- различать инструменты и уметь их применять для создания и редактирования рисунков;
- подбирать жизненные объекты для работы и создавать их;
- иметь представление о цвете фона и цвете изображения;
- определять цвет изображения и уметь его изменять;
- вводить графическую информацию с помощью клавиатуры и мыши;
- уметь изменять местоположение, размеры и ориентацию объектов.
6 класс
Учащиеся должны:
- определять минимальный набор действий необходимый для создания изображения
- понимать смысл терминов: скопировать, вставить, вырезать, удалить;
- предвидеть результат выполнения операций над созданным объектом
- приводить примеры;
- понимать и правильно применять понятие – графический примитив (объект);
- создавать простейшие примитивы для выполнения проектных заданий;
При общем объеме курса информатики в 68 часов за два года обучения на изучение темы «Графический редактор: назначение и основные функции» отводится:
- в 5-ом классе – 10 часов в III четверти;
- в 6-ом классе – 7 часов в I четверти.
Поурочное планирование учебного материала
№ |
Тема урока |
Практическая работа |
5 класс |
||
1 |
Растровая и векторная графика. Виды графических редакторов | |
2 |
Сохранение документа. Окно графического редактора Paint | |
3 |
Окно графического редактора Paint. Диалоговое окно Атрибуты. Редактирование изображений: отменить команду. | |
4 |
Набор инструментов: масштаб, ластик, линия, прямоугольник, эллипс, скругленный прямоугольник | 1 (2 части) |
5 |
Набор инструментов: карандаш, кривая, многоугольник, кисть, распылитель | 2 (2 части) |
6 |
Набор инструментов: заливка, выбор цветов. Палитра. Работа с готовой раскраской | 3 |
7 |
Перемещение объектов. Сборка рисунка из деталей | 4 |
8 |
Копирование объектов | 5 |
9 |
Надписи | 6 |
10 |
Изготовление поздравительной открытки | |
6 класс |
||
11 |
Повторение: Изготовление рекламного продукта | |
12 |
Работа с пунктом Горизонтального меню – Отразить/повернуть… | 7 |
13 |
Работа с пунктом Горизонтального меню – Растянуть/наклонить… | 8 |
14 |
Работа с пунктом Горизонтального меню – Растянуть/наклонить… | 9 |
15 |
Создание графических примитивов | 10 |
16 |
Создание проекта «Твори – моделируя» | |
17 |
Создание проекта «Твори – моделируя» |
Подготовка школьников 5—6 классов по теме «Графический редактор: назначение и основные функции», в соответствии с представленными требованиями, обеспечивается учебно-методическим комплектом в состав которого входят:
- методическое пособие с теоретическим материалом;
- комплект практических работ «Создание графических объектов от простого к сложному» на CD.
В данной работе представлен комплект практических работ для 5 класса. Порядок выполнения работ предусматривает усложнение материала по мере его изучения. В табл. 1 представлены практические работы для учащихся с некоторыми пояснениями.
Таблица 1, комплект практических работ «Создание графических объектов от простого к сложному» для 5 класса
В ходе выполнения работы учащиеся усваивают понятия: толщина линии, цвет фона, цвет изображения. При выполнении заключительной части работы (корабль) ее предлагается выполнить с минимальным количеством действий. | |
Вторая часть работы предусматривает закрепление умения пользоваться Меню инструмента: линия, прямоугольник, эллипс, скругленный прямоугольник | |
В ходе выполнения работы учащиеся усваивают понятия: кривая, многоугольник. Приобретают умение пользоваться Меню инструмента: кривая, многоугольник. | |
Вторая часть работы предусматривает закрепление умения пользоваться Меню инструмента: кривая, многоугольник. | |
В ходе выполнения работы учащиеся приобретают навыки работы с пунктом Горизонтального меню – Палитра - Изменить палитру…. При затруднениях с установкой цвета учащиеся используют инструмент Выбор цветов. | |
В ходе выполнения работы учащиеся приобретают навыки работы с инструментами: выделение, выделение произвольной области. Учатся перемещать объекты, а также работать с прозрачным и непрозрачным фоном. | |
В ходе выполнения работы учащиеся приобретают навыки копирования и вставки объектов, а также закрепляют навыки по перемещению объектов и работой с фоном. | |
В ходе выполнения работы учащиеся приобретают навыки работы с Панелью атрибутов текста. |
Практические работы для 6 класса будут представлены в 2007/2008 учебном году.
Литература
- Программы для общеобразовательных учреждений: Информатика. 2-11 классы. – М. БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005. 205 с.:илл.