Конференция детского актива "Права ребенка в новом веке"

Разделы: Общепедагогические технологии


Права ребенка в новом веке

Звучат лидерские песни

На районную конференцию детского актива прибыли делегаты из образовательных учреждений района. В конференции примут участие взрослые – наши помощники.

Для ведения конференции необходимо избрать рабочие органы: пресс-центр в количестве трех человек. Какие будут предложения по кандидатурам?

Выбор членов пресс-центра. Их утверждение.

Уважаемые члены пресс-центра, ваши задачи:

  • Фиксировать ход конференции
  • Проводить сбор текстовых выступлений делегатов
  • Определить лучшие выступления для поощрения

Для оказания помощи пресс-центру в определении лучших выступлений хочу попросить взрослых помощников.

Во время выступления участников конференции, возможно, прозвучат слова не всем понятные. Поэтому, предлагается на конференции открыть Справочное бюро. Я думаю, что и с этой работой наши взрослые друзья помогут справиться.

Итак, все организационные вопросы решены, предлагаю открыть конференцию.

Звучит гимн РФ.

Программа конференции «Права ребенка в новом веке» состоит из выступлений делегатов, а также работы юридической консультации, решении ситуаций в области правозащиты, работы проблемных центров: «Наше право», «Я и мой досуг», «Как вести за собой», «Развитие ДОО».

Конференция рассчитана на два часа, время для выступлений до 5 минут. Есть ли замечания по программе конференции?

Приступаем к работе. Уважаемые участники конференции, на успешную, плодотворную работу вас напутствует ведущий специалист управления образования.

Напутственные слова специалиста управления образования.

Как вы уже слышали, тема конференции «Права ребенка в новом веке», новом, то есть в XXI веке. Зададим себе вопрос: а что в предыдущих веках ребенок не имел никаких прав? А если имел, то какие и признавались ли они взрослыми? Проблема прав ребенка возникла на Земле давным-давно, тысячи лет назад, когда появились люди. Одновременно с ними появились Главные Вопросы по правам человека:

  1. Что люди могут делать и чего не могут?
  2. Что они обязаны делать и чего не обязаны?
  3. На что они имеют право и на что не имеют? и т.д.

Без ясного ответа на эти вопросы жизнь превращалась в сплошной кошмар и неразбериху. И люди взялись за решение этих главных вопросов в обычных беседах между собой, с помощью различных религий, путем международных переговоров и, к сожалению, в битвах и войнах, не говоря уже о самых заурядных драках…

В конце концов людям удалось решить Главные вопросы. И в 1924 году на свет появилась Всеобщая декларация прав человека. Если в точности соблюдать все, что в ней записано, то кошмар и неразбериха на Земле немедленно прекратятся. Правда, только в том случае, если соблюдать всем, всему человечеству. А чтобы соблюдать, нужно, по крайней мере, познакомиться со всеми 30-ю ее статьями. Из Всеобщей Декларации прав человека хочу сегодня остановиться лишь на первой статье, в которой говориться о том, что «все люди рождены свободными и равными в своих правах – ПРАВАХ ЧЕЛОВЕКА». Ребенок тоже человек, значит, данный документ является законом и для него. Правомочен следующий вопрос: а есть ли документ, в котором прописаны ПРАВА только для ребенка? Как вы думаете? И вы совершенно правы, такой документ есть и называется Конвенция о правах ребенка.

Данный документ был одобрен Генеральной ассамблеей ООН 20 ноября 1989 года. Над этим текстом в течение 10 лет трудились представители правительств, агентств, ООН и еще не менее 50 неправительственных организаций. Выработались общие для мирового сообщества гарантии детей от равнодушия, эксплуатации и насилия. И вовсе не случайно международную Конвенцию о правах ребенка называют «Хартией вольности для детей». В конвенции разработана на основе общечеловеческих ценностей новая этика отношения к детству.

Международная конвенция о правах ребенка вступила в силу в нашей стране 15 сентября 1990 года. И с 1991 года РФ начала приводить свое законодательство о правах ребенка в соответствии с Положениями конвенции. Конвенция обращена ко всем детям до 18 лет. В ней рассматриваются права детей с точки зрения выполнения Четырех основных задач:

  • Выживания
  • Развития
  • Защиты
  • Обеспечение активного участия детей в жизни общества

Выживание, прежде всего, рассматривается как вопрос о праве на жизнь каждого ребенка. Родившись, ребенок сразу становится гражданином своей страны, имеет право на ИМЯ, право знать своих родителей, право на их заботу, право на уровень жизни, отвечающий стандарту, то есть ребенок сыт, обут, одет, в безопасности, имеет жилище.

Чтобы обеспечить каждому шанс на развитие своих способностей, возможностей Конвенция предусматривает право ребенка на образование, отдых, развлечение, свободу выражения своих взглядов.

Многие из записанных в Конвенции положений предусматривают меры по защите детей в самых разнообразных ситуациях. Речь идет и об умственно отсталых или вообще физически неполноценных детях, о детях-сиротах, беженцах. Указывается также на то, что в некоторых случаях детей надо защищать от своих собственных родителей.

Для обеспечения активного участия детей в жизни общества, Конвенция утверждает право ребенка выражать свои убеждения и добиваться того, чтобы их учитывали при принятии решения.

Вот уже более 10 лет действует в России соглашение о правах ребенка. За это время страна значительно изменилась, пережила смену строя, войну, много потрясений, конфликтов. Растет новое поколение граждан страны, поколение людей, поколение людей, знающих себе цену, имеющих собственную позицию. Кому, как не нам знать и использовать права и свободы, гарантированные государством. Однако, как показывают опросы анкетирования, только малый процент сегодняшних детей и подростков имеют представление о правах ребенка. Кто-то что-то слышал, кто-то что-то читал, кто-то что-то видел. Поэтому, в этом учебном году районный Совет Яранского отделения КОДОО «Юность Вятского края» решил провести конференцию именно о правах ребенка, на которой кто-то из ее участников получит первоначальные сведения в области и защиты прав человека, кто-то углубит знания о правах ребенка и получит первые навыки правозащитной деятельности. Сегодня каждому из вас будет предоставлена возможность высказать свое мнение о том, как реализуются права ребенка в школе, дома, стране, проявить активность в работе проблемных центров. Хочется надеяться, что вы, ребята, как делегаты этой конференции, станете проводниками и инициаторами всеобуча о правах ребенка. А сейчас попробуем разобраться о правах ребенка в образовании, в ст. 28 говорится о том, что ребенок имеет право на бесплатное образование. Так ли это? Мы попробуем ответить на этот вопрос.

Выступление делегатов.

Вот еще один вопрос, интересен мне самой: каковы права ребенка в образовательном процессе? На данный вопрос и другие о правах ребенка в школе отвечает директор общества с ограниченной ответственностью «Юрист» Д.В. Швецов.

Работа юридической консультации

Продолжаем наш разговор. В статье 19 говорится о том, что каждый ребенок имеет право на физическую неприкосновенность. Государство защищает детей от оскорблений, грубого обращения, любого вида насилия или эксплуатации со стороны родителей, опекунов, должностных лиц. Что по этому вопросу думают делегаты МОУСОШ № 5?

Выступление делегатов.

Уважаемые участники конференции, сейчас мы хотим предоставить возможность вам попрактиковаться в правозащитной деятельности. Ваша задача: выслушать ситуацию и попытаться ответить на вопрос «Как можно защитить права молодого человека?», «Подлежат ли уголовной ответственности обидчики?»

Решение ситуаций «Подумаем. Обсудим. Найдем выход».

Ситуация:

Алло! Алло! Мы вам звонили.
Сыночка у меня избили.
Мальчишечке 12 лет.
Уже не мил весь белый свет.
Он шел со школы, вдруг напали,
Сначала деньги вымогали.
Сын не отдал, тогда они
Его во дворик завели,
Руками били и ногами.
Их четверо, и все бугаи:
Девятый и десятый класс,
Такой убьет легко за раз.
Сын месяц пролежал в больнице:
Сломали два ребра и нос,
Проблемы также с поясницей,
В Москву уж сделали запрос.
Мне подскажите, как тут быть?
Как сына можно защитить?
А хулиганов наказать.
Чтоб знали впредь как избивать?

А сейчас попробуем разобраться в статье № 24, в которой прописано, что государство обеспечивает охрану здоровья всех детей. Иными словами, можно сказать, что государство заботиться о том, что здоровые дети – здоровая нация. Выразить свою позицию по данному вопросу желают делегаты_____________

Выступление делегатов.

Конечно же, для укрепления здоровья детей в статье 26 закреплено за каждым ребенком право на социальное обеспечение, дотации родителям, льготные путевки в лагеря, санатории, бесплатное лечение. В истекшем учебном году получили право на льготные путевки во Всероссийский детский центр «Орленок» пять активистов нашего района. Своими впечатлениями об отдыхе на Черном море они сейчас поделятся.

Выступление активистов.

Продолжим знакомство с Конвенцией о правах ребенка. Если ребенок лишился семейного окружения, он имеет право на особое внимание со стороны государства. Об этом говорится в статье 20.

Выступление кандидата «Адрес прописки – детский дом» поможет разобраться в этом вопросы.

Иногда случается, что ребенок нарушает закон. Он все равно имеет право на отношение, которое позволяет развить в ребенке чувство достоинства, значимости и уважения к чужим правам. Ребенок имеет право на правовую помощь и уважение к его личной жизни при рассмотрении его уголовного дела.

А какова природа преступлений, совершаемых несовершеннолетними? По такой теме провела исследование ученица МОУСОШ № 1. Послушаем.

Выступление делегата.

Уважаемые участники конференции, вам вновь предоставляется возможность поупражняться в правозащитной деятельности. Послушайте ситуацию…

Ситуация:

Добрый день, вас беспокоит мама Миши Чигунка.
Ваш совет вдруг остановит окаянного сынка?
Мал, всего 13 лет, а проблем, так мочи нет!
С дома вещи продает или просто раздает:
Началось с велосипеда – ему деда покупал.
Не спросив у нас совета, взял на ножик обменял.
Плеер Витьке подарил, чтоб задачу он решил.
Папин новенький мафон обменял на микрофон,
Калькулятор свой продал, правд, за сколько не сказал.
Все из дома пропадает, скоро нас уж обменяет,
Просто чудо коммерсант! Нету слов, какой талант!
Говорит – имеет ПРАВО и старается для нас.
Слез тут пролито немало, может, выслушает вас?

Может ли Миша самостоятельно распоряжаться перечисленными вещами? Ответ обосновать.

Уважаемые участники конференции, мы с вами сегодня познакомились лишь с некоторыми статьями Конвенции о правах ребенка. Чтобы правильно пользоваться своими правами, надо знать их. А выполнимой Конвенцию сделает только работа наших с вами душ и ума. Права ребенка в новом веке – это права, прописанные в этом документе. Поэтому внимательно прочитайте, изучите Конвенцию самостоятельно вместе с товарищами.

Для подготовки итогового документа нашей конференции вам предлагается поработать в проблемных центрах:

  1. «Наше право»
  2. «Отдых, досуг и культурная жизнь»
  3. «Стать лидером»
  4. «Детские общественные организации»

На работу проблемных центров отводится 15-20 минут.

Наша конференция продолжает свою работу, и сейчас мы попробуем подвести итоги работы в проблемных группах.

Идет выступление спикеров проблемных групп.

Я думаю, что предложения с проблемных центров и станут решением нашей конференции.

С обращением ко взрослым о соблюдении Конвенции о правах ребенка выступают делегаты _____________

По итогам выступлений на конференции жюри приняло решение наградить наиболее активных участников и поблагодарить всех делегатов за хорошую работу.

Идет награждение участников конференции.

Все вопросы конференции исчерпаны. Есть предложение конференцию считать закрытой.

Звучит гимн РФ.