Цель:
- познакомить детей с басней;
- донести юмор и иронию басни;
- научить находить мораль-поучение в произведении;
- работать над выразительным чтением басни.
Оборудование:
- портрет И.А. Крылова;
- словарь Ожегова;
- игрушки (лебедь, рак, щука)
Ход урока
1. Организационный момент.
Раз-два-работать пора.
2. Проверка д/з.
- Начнем урок с проверки д/з.
- Какой рассказ читали? ("Бумажный змей")
- Почему он так называется?
- Прочитайте, почему мальчики не смогли запустить змей?
- Прочитайте последнее предложение.
- В чем беда мальчиков?
- Какие пословицы подходят к рассказу? Назовите. (Молодцы!)
3. Знакомство с басней.
- Мы читали рассказ. А сегодня познакомимся с новым
произведением, с басней.
В толковом словаре Ожегова басня объясняется так : (на доске)
«Басня - краткое нравоучительное стихотворение рассказ».
Басни писал Иван Андреевич Крылов, дедушка Крылов, так его называют. Крылов был добрым человеком, в жизни всего добивался сам. С детства писал. Известности добился в 20 лет. Он боролся с недостатками и пороками, которые мешают людям жить в мире и согласии. Его оружием были басни, которые учили жить по справедливости.
(Показываю детям рака, лебедя и щуку).
- Посмотрите на этих животных.
-Что можете о них сказать? (Их жизнь связана с водой).
-Кто лишний? (Лебедь, т.к. он летает, а щука и рак нет)
- Что общего у них? (Все не могут жить без воды).
- Как двигаются? (Лебедь летает, рак ползает назад, щука плавает).
А сейчас и мы подвигаемся.
Физминутка.
- Об этих животных и написал басню Крылов. Она так и называется
« Лебедь, Рак и Щука».
- Послушайте басню. (Рассказываю наизусть с обыгрыванием).
- На что похожа басня? (На сказку).
- Что здесь сказочного? (В жизни эти животные не тянут воз).
- Давайте зачитаем, какой случай описал Крылов.
« Однажды…»
- А что такое поклажа? (Груз в телеге).
- Как вы понимаете слова « Из кожи лезут вон» (Стараются изо всех сил, но ничего не получается).
- Почему же возу нет ходу?
Найдем в тексте (с карандашом в руках)
- Лебедь рвется в облака (стремительный, упрямый).
- Рак пятится назад (неповоротливый, нерасторопный).
- Щука тянет в воду (упрямо делает свое дело).
Давайте еще раз прочитаем эти слова.
- Дети, как бы вы читали басню? (не торопясь, как сказку).
- Прочитайте последние слова. (Мы не вправе осуждать чьи-то поступки, можно только понаблюдать и посмеяться).
- А почему же воз и ныне там? (Нет согласия, нет единой цели).
- А сейчас прочитайте басню про себя и найдите слово, которое подсказывает, что воз они могли свезти, отметьте это слово.
(Дети читают басню про себя).
- Какое это слово? (Товарищ).
- Подтвердите словами из басни (Когда в товарищах…).
- А можно ли героев басни назвать товарищами?
- А могли ли подружиться герои басни? (Нет, они совершенно разные, разная среда обитания).
- Бывают ли похожие случаи среди людей? (Да, когда работают недружно).
- Чем напоминает басня рассказ « Бумажный змей»?
- Кто найдет главную мысль басни? Читаем.
Вот эти слова - мораль басни, чему учит басня. Прочитайте по учебнику, что такое мораль.
- Найдите в басне слова, которые вы слышали раньше. « А воз и ныне там».
- Когда так говорят?
- Подойдут ли эти слова к героям рассказа « Бумажный змей»?
Чтение басни вслух детьми.
Обыгрывание басни.
4. Итог урока.
- С каким новым произведением познакомились на уроке?
- Что такое басня? Что обязательно есть в басне?
5. Д/з . Мне бы хотелось, чтобы басню выучили наизусть и рассказали на следующем уроке.