В нашей школе обучаются дети с различной степенью умственной отсталости. Мы работаем с самой сложной категорией - детьми с “особыми нуждами”. Каждый ребёнок в нашем классе в полном смысле “особый”: у него свой тип восприятия, памяти, внимания, характер и темперамент. Все наши дети имеют III или IV группу здоровья. Психические проявления у них выражены ярче, рельефнее по сравнению с обычными детьми.
Многие из детей отличаются низкой произвольной психической активностью, что затрудняет проведение с ними коррекционно-педагогической работы. Поэтому весь образовательный процесс направлен на стимулирование произвольной психической активности ребенка. Для этого мы проводим во внеурочное время тематические праздники, вечера развлечений, игровые занятия.
Главная цель нашей работы - помочь маленькому человеку с большими проблемами стать Человеком, которого наше общество примет.
НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА “ВОЛК И КОЗЛЯТА”
для учащихся с умеренной умственной отсталостью
Проводят совместно учитель и воспитатель
Цель: Закрепить представления о правилах безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.
Задачи:
Образовательные:
1. Закрепить представления о правилах безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми
2. Закрепить представления об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый).
3. Закрепить представления о понятиях “фрукты”, “одежда”.
4. Закрепить умение делать выбор геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник) по словесной инструкции.
5. Формировать умение воссоздать предметные картинки по типу puzzle.
Развивающие:
1. Развивать речь, мелкую и общую моторику.
2. Развивать умение радоваться успеху.
3. Развивать зрительно-двигательную координацию
4. Развивать зрительное восприятие.
Воспитательные.
1. Учить общению в коллективе, взаимодействовать друг с другом.
2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.
3. Формировать положительное отношение к учебной деятельности.
4. Формировать умение доводить работу до конца.
Оборудование:
- Куклы-рукавички “Волк”, “Овечка”, “Заяц”
- “Волшебные замки” и “ключи”
- “Чудо-бусы”
- Парта
- Надувной мяч
- Разрезные картинки типа puzzle
- Магнитофон
Действующие лица:
- Ведущий
- Мама-коза
- Козлята
- Волк
- Овечка
- Заяц
Ведущий.
В лесу на поляне построили дом,
Четыре козлёнка запрыгали в нём.
А мама их учит дружить, не шалить.
Друг другу на помощь в беде приходить.
/Козлята с мамой-козой играют в мяч/
Ведущий. Собралась однажды мама-коза на базар, купить фруктов к праздничному новогоднему столу. А козлята остались дома.
Мама-коза.
Ах, вы детушки мои, вы козлятушки,
Остаётесь дома нынче без матушки,
Незнакомым дверь не открывайте,
Песню мамочки-козы не забывайте!
Я куплю полезных фруктов - сочных, сладких,
Что б здоровыми росли мои козлятки.
Волшебные предметы оставлю в помощь вам:
Цветные чудо-бусы и ключики к замкам.
Берегите их ребята, мои шустрые козлята.
/Мама-коза дает наказания каждому козленку и уходит/
Волк. Одену-ка я костюм зайца и войду в дом.
Ведущий. Мама ушла, козлята закрыли дверь крепко – накрепко и стали водить хоровод.
/Козлята водят хоровод под песню “В лесу родилась елочка”/
Ведущий. Вдруг, раздался стук в дверь.
Козлята. Кто там?
Заяц. /грубым голосом отвечает из-за двери/
Я живу в соседнем доме и хочу испечь пирог,
Если можно, одолжите мне сметану и творог.
Кушать хотят мои зайчики -
Длинноухие девочки, мальчики.
Ведущий. Не поверили малыши незваному гостю:
Козлята.
Мы вам, дяденька, не верим,
Дверь не будем открывать,
Мы не знаем, кто за дверью,
Братцы, надо маму звать.
Мама, мамочка, смотри,
Бусы разорвались,
Нам собрать их помоги,
Что б не потерялись.
Ведущий. Испуганный волк понял, что дома коза и быстро убежал в лес, а козлята принялись собирать просыпанные бусы.
/Игра “Собери бусы/
Учащиеся по цвету нити нанизывают соответствующее колечко.
Ведущий. Пока мама ходила по рынку, волк вновь вернулся к домику, и тоненьким голоском запел грустную песенку:
Овечка.
Я бедная овечка,
С утра в лесу гуляю,
Мой дом вдали за речкой.
Как мне пройти не знаю.
Позвольте в доме вашем
Мне отдохнуть, погреться,
В лесу одной так страшно,
Что замирает сердце.
Откройте дверь, козлятки,
И мы сыграем в прятки
Ведущий. Козлята знали, что дверь никому отрывать нельзя, им мама не велела:
Мы, вам, тетенька, не верим,
Дверь не будем открывать,
Мы не знаем, кто за дверью,
Братцы, надо маму звать.
Мама, мамочка, давай
Будем одеваться.
И пойдём все вместе
Немного прогуляться.
Овечка. Неужели, опять коза дома, пора мне уходить из этого леса в соседний. Уж там-то я кого-нибудь обману.
Ведущий. Волк убежал и больше уже никогда не возвращался к домику козы. А малыши стали готовиться к прогулке и подбирать тёплую одежду.
/Игра “Собери картинку с одеждой”/
Учащиеся собирают разрезные картинки: шапку, пальто, варежки.
Ведущий. Вскоре с рынка вернулась коза с козлёнком.
Мама-коза.
Ах, вы детушки мои, вы козлятушки,
Оставались нынче дома без матушки.
Незнакомым дверь не открывали,
Песню мамочки-козы не забывали.
Есть ключи волшебные у вас,
Значит, дверь откроете сейчас.
/Игра “Подбери ключи к замочкам”/
Учащиеся подбирают к замкам ключ соответствующей геометрической формы.
Ведущий. Вот какие молодцы наши козлята. Каждый подобрал ключик к своему замочку и волшебная дверь открылась.
Мама-коза.
Покупала я бананы,
Груши тоже хороши,
И хурма ещё нужна нам,
Чтобы ели малыши.
Любят яблоки козлята,
Два кило хочу купить.
Надо яблоки помыть,
Кушать и компот варить.
/Игра “Что за фрукт?”/
Ведущий. Угостила их фруктами, и все дружно стали готовиться к празднику, разучивать новый новогодний хоровод.
/Дети совместно с родителями разучивают новогодний хоровод/
Игровое занятие “В гостях у Синей птицы ”.
для учащихся с умеренной умственной отсталостью
Проводят совместно учитель и воспитатель.
Задачи:
- Развивать координированность движений и мелкую моторику.
- Корригировать внимания, слуховой и зрительной памяти
Оборудование:
- Магнитофон
- Аудиозапись голосов птиц и ручья
- 3 миски с гречневой крупой и “золотыми” орешками
- Пальчиковая дорожка
- Разрезная картинка ворот
- “Незаконченный забор”
- Замки и ключи к ним
- Пособие “Математический сервиз”
- Цветные баранки
- Таз с холодной водой
- Полотенце, влажные салфетки
- Цветы с аромозапахом
- Наглядное пособие “Волшебная поляна”
- Пластиковые стаканы с водой, чаем, соком
Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие.
Для это нам надо пройти по дорожке. Сначала разомнем наши руки.
/Пальчиковый массаж/
- Потираем ладонь друг о друга
- Растираем запястья
- Кулак-ребро-ладонь
Теперь в путь.
Учащиеся идут по пальчиковой дорожке /приложение 1/
Стук в дверь, под музыку появляется воспитатель в костюме Синий птицы.
Я Синяя птица, сюда к вам пришла.
Хочу пригласить вас в страну Волшебства.
Узнаете много вы там обо всем.
Давайте скорее туда мы пойдем.
Учитель: Здравствуйте, Синяя птица.
Воспитатель: Здравствуйте. Я хочу пригласить вас в свою страну. На пути нам встретятся разные препятствия. Надеюсь, вы мне будете помогать?
Учитель: Но, к сожалению, мы ничего с собой не взяли.
Воспитатель: Ничего, ведь у вас всегда есть с собой ваши руки, уши, глаза, нос, рот, ноги.
/учащиеся показывают и называют у себя руки, уши, глаза, нос, рот, ноги/
Учитель: А мы знаем песню о наших помощниках.
ПЕСНЯ “ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ”
Смотрите-ка вот две руки
И правая и левая
Ла-ла-ла, ла-ла-ла.
Они в ладоши могут бить
И правая, и левая
Ла-ла-ла, ла-ла-ла.
Смотрите-ка вот уха два
И правое и левое.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла.
Они услышат, все поймут
И правое и левое
Ла-ла-ла, ла-ла-ла.
Смотрите-ка вот две ноги
И правая, и левая
Ла-ла-ла, ла-ла-ла.
Они так дружно вот идут
Ла-ла-ла, ла-ла-ла.
И правая, и левая
Ла-ла-ла, ла-ла-ла.
Воспитатель: Ребята, мы с вами очутились у ворот Волшебной страны. Чтобы попасть в Волшебную страну, надо “сложить дверь”, “подобрать ключи к замкам” и “достроить забор”.
Учащиеся выполняют задание.
Воспитатель: Вот мы и очутились в Волшебной стране. Перед нами открывается длинная дорога. Скорей за мною в путь.
/Под музыку дети “отправляются в путь”/
Ребята, посмотрите, сколько зерна оставил добрый Волшебник для птиц.
Сначала опустим наши руки в чашу с крупой. Посмотрите, какие маленькие зернышки. Потрем их между ладонями.
Они немножко колются.
В каждой чашке спрятано по одному золотому зернышку. Помогите мне найти их.
Посмотрите, на зернышки нанесены какие-то знаки.
Сложите свои зернышки в чудо корзину, они нам еще пригодятся вол время нашего путешествия. Вытрите руки влажной салфеткой.
Пора в путь.
Учитель: Знаете, уважаемая Синяя птица, пора отдохнуть. Давайте приготовим чай.
Разложим ложки к чашкам. Посчитай кружки на чашке и подбери ложку с соответствующей цифрой.
Разложить баранки по цветам на синюю и зеленую веревочки.
Воспитатель: Молодцы. Стол накрыт. И я вам приготовила чудесные напитки. Отгадайте, что налито в стаканчике /сок, вода, чай/. Пора снова отправляться в путь.
Мы с вами очутились у чудесного озера. Давайте присядем и отдохнем.
Ребята, давайте скажем какая вода. Через воду видны ракушки? /Да/
Значит вода какая? /прозрачная/
Опустите в воду пальчик.
Какие стали пальчики? /мокрые/
Воспитатель: Ребята, вода что делает? /льет воду, булькает, переливает/
Закатайте рукава и достаньте красивые ракушки со дна.
Давайте положим их в чудо корзинку и вытрем руки.
Посмотрите на золотые зерна и уведите на них таинственные знаки. Найдите цветок с таким же знаком.
Понюхайте волшебные цветы и вдохните их аромат.
В нашем чудесном саду взошло солнце и стало ласкать наши лица своими лучами.
Физминутка “Солнышка проснулось”
Солнышко проснулось,
Личико коснулось,
Лучиками повело
И погладило, погладило.
Солнышко проснулось,
К щечкам прикоснулось,
Лучиками повело
И погладило, погладило
Солнце личико согрело,
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.
Учитель: Вы знаете, уважаемая Синяя птица и вы, ребята, Солнышко зовет нас в путь. Давайте отправимся за ним
Воспитатель: Смотрите, мы очутились на волшебной поляне.
Ой, кто это?
Появляется кукла-перчатка “Петрушка” и говорит, записанным на магнитофон голосом.
Я, Петрушка,
Я веселая игрушка.
Очень хочется мне знать,
Как сказку сможете вы показать.
Учитель: Ребята, Петрушка предлагает нам стать героями сказки. Рассказать и показать ее самим.
Под музыку звучит голос, который рассказывает волшебную сказку, а учащиеся вместе с учителем и воспитателем показывают сказку.
Солнышко проснулось и выпустило желтые
лучики. На поляне распустились цветы Прилетела бабочка и замахала крыльями над цветами. Зеленые листочки потянулись к ней. По небу поплыло колючее облако. Засверкало на солнце голубое озеро. Из озера потек озорной ручеек. На дне озера появились красивые ракушки. В озере заплескалась рыбка. Проснулся могучий дуб. Рядом с дубом зажужжала и закружилась пчела. Вместе с дубом и пчелой затанцевала ромашка. Вся природа стала радоваться Солнышку |
Прикрепляются желтые прищепки к
солнышку. Учащиеся прикрепляют цветы. Ученик надевает кольцо-бабочку на палец и пролетает ее над цветами. Учащиеся прикрепляют листочки к цветам. Прикрепляются белые прищепки к облаку. Прикрепляется озеро на поляну. Ученик раскрывает озеро, а другой ребенок протягивает ручеек. Кладут ракушки в озеро. Рыбу в озеро. Ученик одевает куклу-перчатку Дуб на руку и ставит руку на край поляны. Ученик берет куклу Пчелу и водит ей около дуба. Появляется куклу-перчатку Зайца и выходит ей на поляну. Все герои танцуют на поляне. |
Учитель: А знаешь, Синяя птица. После такой чудесной сказки ноги просто рвутся в пляс. Давайте потанцуем и сыграем на музыкальных инструментах.
Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. И настала пора прощаться. Но я надеюсь, что мы с вами еще обязательно встретимся в моей Волшебной стране. До встречи.
Учитель: До свиданья!
Ребята, мы сегодня были в Волшебной стране. Нам в пути помогали… /руки, уши, глаза, нос, рот, ноги/
/Составление мнемотаблицы (Приложение 2)/.
Наше путешествие закончилось и мы все отправляемся отдыхать.