Серия игровых занятий "Обучалочка"

Разделы: Внеклассная работа


В нашей школе обучаются дети с различной степенью умственной отсталости. Мы работаем с самой сложной категорией - детьми с “особыми нуждами”. Каждый ребёнок в нашем классе в полном смысле “особый”: у него свой тип восприятия, памяти, внимания, характер и темперамент. Все наши дети имеют III или IV группу здоровья. Психические проявления у них выражены ярче, рельефнее по сравнению с обычными детьми.

Многие из детей отличаются низкой произвольной психической активностью, что затрудняет проведение с ними коррекционно-педагогической работы. Поэтому весь образовательный процесс направлен на стимулирование произвольной психической активности ребенка. Для этого мы проводим во внеурочное время тематические праздники, вечера развлечений, игровые занятия.

Главная цель нашей работы - помочь маленькому человеку с большими проблемами стать Человеком, которого наше общество примет.

НОВОГОДНЯЯ СКАЗКА “ВОЛК И КОЗЛЯТА”

для учащихся с умеренной умственной отсталостью

Проводят совместно учитель и воспитатель

Цель: Закрепить представления о правилах безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми.

Задачи:

Образовательные:

1. Закрепить представления о правилах безопасного поведения при встрече с незнакомыми людьми

2. Закрепить представления об основных цветах (красный, синий, желтый, зеленый).

3. Закрепить представления о понятиях “фрукты”, “одежда”.

4. Закрепить умение делать выбор геометрической фигуры (круг, квадрат, треугольник) по словесной инструкции.

5. Формировать умение воссоздать предметные картинки по типу puzzle.

Развивающие:

1. Развивать речь, мелкую и общую моторику.

2. Развивать умение радоваться успеху.

3. Развивать зрительно-двигательную координацию

4. Развивать зрительное восприятие.

Воспитательные.

1. Учить общению в коллективе, взаимодействовать друг с другом.

2. Воспитывать культурно-гигиенические навыки.

3. Формировать положительное отношение к учебной деятельности.

4. Формировать умение доводить работу до конца.

Оборудование:

  1. Куклы-рукавички “Волк”, “Овечка”, “Заяц”
  2. “Волшебные замки” и “ключи”
  3. “Чудо-бусы”
  4. Парта
  5. Надувной мяч
  6. Разрезные картинки типа puzzle
  7. Магнитофон

Действующие лица:

  • Ведущий
  • Мама-коза
  • Козлята
  • Волк
  • Овечка
  • Заяц

Ведущий.

В лесу на поляне построили дом,
Четыре козлёнка запрыгали в нём.
А мама их учит дружить, не шалить.
Друг другу на помощь в беде приходить.

/Козлята с мамой-козой играют в мяч/

Ведущий. Собралась однажды мама-коза на базар, купить фруктов к праздничному новогоднему столу. А козлята остались дома.

Мама-коза.

Ах, вы детушки мои, вы козлятушки,
Остаётесь дома нынче без матушки,
Незнакомым дверь не открывайте,
Песню мамочки-козы не забывайте!
Я куплю полезных фруктов - сочных, сладких,
Что б здоровыми росли мои козлятки.
Волшебные предметы оставлю в помощь вам:
Цветные чудо-бусы и ключики к замкам.
Берегите их ребята, мои шустрые козлята.

/Мама-коза дает наказания каждому козленку и уходит/

Волк. Одену-ка я костюм зайца и войду в дом.

Ведущий. Мама ушла, козлята закрыли дверь крепко – накрепко и стали водить хоровод.

/Козлята водят хоровод под песню “В лесу родилась елочка”/

Ведущий. Вдруг, раздался стук в дверь.

Козлята. Кто там?

Заяц. /грубым голосом отвечает из-за двери/

Я живу в соседнем доме и хочу испечь пирог,
Если можно, одолжите мне сметану и творог.
Кушать хотят мои зайчики -
Длинноухие девочки, мальчики.

Ведущий. Не поверили малыши незваному гостю:

Козлята.

Мы вам, дяденька, не верим,
Дверь не будем открывать,
Мы не знаем, кто за дверью,
Братцы, надо маму звать.
Мама, мамочка, смотри,
Бусы разорвались,
Нам собрать их помоги,
Что б не потерялись.

Ведущий. Испуганный волк понял, что дома коза и быстро убежал в лес, а козлята принялись собирать просыпанные бусы.

/Игра “Собери бусы/

Учащиеся по цвету нити нанизывают соответствующее колечко.

Ведущий. Пока мама ходила по рынку, волк вновь вернулся к домику, и тоненьким голоском запел грустную песенку:

Овечка.

Я бедная овечка,
С утра в лесу гуляю,
Мой дом вдали за речкой.
Как мне пройти не знаю.
Позвольте в доме вашем
Мне отдохнуть, погреться,
В лесу одной так страшно,
Что замирает сердце.
Откройте дверь, козлятки,
И мы сыграем в прятки

Ведущий. Козлята знали, что дверь никому отрывать нельзя, им мама не велела:

Мы, вам, тетенька, не верим,
Дверь не будем открывать,
Мы не знаем, кто за дверью,
Братцы, надо маму звать.
Мама, мамочка, давай
Будем одеваться.
И пойдём все вместе
Немного прогуляться.

Овечка. Неужели, опять коза дома, пора мне уходить из этого леса в соседний. Уж там-то я кого-нибудь обману.

Ведущий. Волк убежал и больше уже никогда не возвращался к домику козы. А малыши стали готовиться к прогулке и подбирать тёплую одежду.

/Игра “Собери картинку с одеждой”/

Учащиеся собирают разрезные картинки: шапку, пальто, варежки.

Ведущий. Вскоре с рынка вернулась коза с козлёнком.

Мама-коза.

Ах, вы детушки мои, вы козлятушки,
Оставались нынче дома без матушки.
Незнакомым дверь не открывали,
Песню мамочки-козы не забывали.
Есть ключи волшебные у вас,
Значит, дверь откроете сейчас.

/Игра “Подбери ключи к замочкам”/

Учащиеся подбирают к замкам ключ соответствующей геометрической формы.

Ведущий. Вот какие молодцы наши козлята. Каждый подобрал ключик к своему замочку и волшебная дверь открылась.

Мама-коза.

Покупала я бананы,
Груши тоже хороши,
И хурма ещё нужна нам,
Чтобы ели малыши.
Любят яблоки козлята,
Два кило хочу купить.
Надо яблоки помыть,
Кушать и компот варить.

/Игра “Что за фрукт?”/

Ведущий. Угостила их фруктами, и все дружно стали готовиться к празднику, разучивать новый новогодний хоровод.

/Дети совместно с родителями разучивают новогодний хоровод/

Игровое занятие “В гостях у Синей птицы ”.

для учащихся с умеренной умственной отсталостью

Проводят совместно учитель и воспитатель.

Задачи:

  • Развивать координированность движений и мелкую моторику.
  • Корригировать внимания, слуховой и зрительной памяти

Оборудование:

  • Магнитофон
  • Аудиозапись голосов птиц и ручья
  • 3 миски с гречневой крупой и “золотыми” орешками
  • Пальчиковая дорожка
  • Разрезная картинка ворот
  • “Незаконченный забор”
  • Замки и ключи к ним
  • Пособие “Математический сервиз”
  • Цветные баранки
  • Таз с холодной водой
  • Полотенце, влажные салфетки
  • Цветы с аромозапахом
  • Наглядное пособие “Волшебная поляна”
  • Пластиковые стаканы с водой, чаем, соком

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами отправляемся в сказочное путешествие.

Для это нам надо пройти по дорожке. Сначала разомнем наши руки.

/Пальчиковый массаж/

  • Потираем ладонь друг о друга
  • Растираем запястья
  • Кулак-ребро-ладонь

Теперь в путь.

Учащиеся идут по пальчиковой дорожке /приложение 1/

Стук в дверь, под музыку появляется воспитатель в костюме Синий птицы.

Я Синяя птица, сюда к вам пришла.
Хочу пригласить вас в страну Волшебства.
Узнаете много вы там обо всем.
Давайте скорее туда мы пойдем.

Учитель: Здравствуйте, Синяя птица.

Воспитатель: Здравствуйте. Я хочу пригласить вас в свою страну. На пути нам встретятся разные препятствия. Надеюсь, вы мне будете помогать?

Учитель: Но, к сожалению, мы ничего с собой не взяли.

Воспитатель: Ничего, ведь у вас всегда есть с собой ваши руки, уши, глаза, нос, рот, ноги.

/учащиеся показывают и называют у себя руки, уши, глаза, нос, рот, ноги/

Учитель: А мы знаем песню о наших помощниках.

ПЕСНЯ “ПРАВАЯ И ЛЕВАЯ”

Смотрите-ка вот две руки
И правая и левая
Ла-ла-ла, ла-ла-ла.
Они в ладоши могут бить
И правая, и левая
Ла-ла-ла, ла-ла-ла.
Смотрите-ка вот уха два
И правое и левое.
Ла-ла-ла, ла-ла-ла.
Они услышат, все поймут
И правое и левое
Ла-ла-ла, ла-ла-ла.
Смотрите-ка вот две ноги
И правая, и левая
Ла-ла-ла, ла-ла-ла.
Они так дружно вот идут
Ла-ла-ла, ла-ла-ла.
И правая, и левая
Ла-ла-ла, ла-ла-ла.

Воспитатель: Ребята, мы с вами очутились у ворот Волшебной страны. Чтобы попасть в Волшебную страну, надо “сложить дверь”, “подобрать ключи к замкам” и “достроить забор”.

Учащиеся выполняют задание.

Воспитатель: Вот мы и очутились в Волшебной стране. Перед нами открывается длинная дорога. Скорей за мною в путь.

/Под музыку дети “отправляются в путь”/

Ребята, посмотрите, сколько зерна оставил добрый Волшебник для птиц.

Сначала опустим наши руки в чашу с крупой. Посмотрите, какие маленькие зернышки. Потрем их между ладонями.

Они немножко колются.

В каждой чашке спрятано по одному золотому зернышку. Помогите мне найти их.

Посмотрите, на зернышки нанесены какие-то знаки.

Сложите свои зернышки в чудо корзину, они нам еще пригодятся вол время нашего путешествия. Вытрите руки влажной салфеткой.

Пора в путь.

Учитель: Знаете, уважаемая Синяя птица, пора отдохнуть. Давайте приготовим чай.

Разложим ложки к чашкам. Посчитай кружки на чашке и подбери ложку с соответствующей цифрой.

Разложить баранки по цветам на синюю и зеленую веревочки.

Воспитатель: Молодцы. Стол накрыт. И я вам приготовила чудесные напитки. Отгадайте, что налито в стаканчике /сок, вода, чай/. Пора снова отправляться в путь.

Мы с вами очутились у чудесного озера. Давайте присядем и отдохнем.

Ребята, давайте скажем какая вода. Через воду видны ракушки? /Да/

Значит вода какая? /прозрачная/

Опустите в воду пальчик.

Какие стали пальчики? /мокрые/

Воспитатель: Ребята, вода что делает? /льет воду, булькает, переливает/

Закатайте рукава и достаньте красивые ракушки со дна.

Давайте положим их в чудо корзинку и вытрем руки.

Посмотрите на золотые зерна и уведите на них таинственные знаки. Найдите цветок с таким же знаком.

Понюхайте волшебные цветы и вдохните их аромат.

В нашем чудесном саду взошло солнце и стало ласкать наши лица своими лучами.

Физминутка “Солнышка проснулось”

Солнышко проснулось,
Личико коснулось,
Лучиками повело
И погладило, погладило.
Солнышко проснулось,
К щечкам прикоснулось,
Лучиками повело
И погладило, погладило
Солнце личико согрело,
Потеплело, потеплело.
Наши ручки потянулись,
Наши губки улыбнулись.

Учитель: Вы знаете, уважаемая Синяя птица и вы, ребята, Солнышко зовет нас в путь. Давайте отправимся за ним

Воспитатель: Смотрите, мы очутились на волшебной поляне.

Ой, кто это?

Появляется кукла-перчатка “Петрушка” и говорит, записанным на магнитофон голосом.

Я, Петрушка,
Я веселая игрушка.
Очень хочется мне знать,
Как сказку сможете вы показать.

Учитель: Ребята, Петрушка предлагает нам стать героями сказки. Рассказать и показать ее самим.

Под музыку звучит голос, который рассказывает волшебную сказку, а учащиеся вместе с учителем и воспитателем показывают сказку.

Солнышко проснулось и выпустило желтые лучики.

На поляне распустились цветы

Прилетела бабочка и замахала крыльями над цветами.

Зеленые листочки потянулись к ней.

По небу поплыло колючее облако.

Засверкало на солнце голубое озеро.

Из озера потек озорной ручеек.

На дне озера появились красивые ракушки.

В озере заплескалась рыбка.

Проснулся могучий дуб.

Рядом с дубом зажужжала и закружилась пчела.

Вместе с дубом и пчелой затанцевала ромашка.

Вся природа стала радоваться Солнышку

Прикрепляются желтые прищепки к солнышку.

Учащиеся прикрепляют цветы.

Ученик надевает кольцо-бабочку на палец и пролетает ее над цветами.

Учащиеся прикрепляют листочки к цветам.

Прикрепляются белые прищепки к облаку.

Прикрепляется озеро на поляну.

Ученик раскрывает озеро, а другой ребенок протягивает ручеек.

Кладут ракушки в озеро.

Рыбу в озеро.

Ученик одевает куклу-перчатку Дуб на руку и ставит руку на край поляны.

Ученик берет куклу Пчелу и водит ей около дуба.

Появляется куклу-перчатку Зайца и выходит ей на поляну.

Все герои танцуют на поляне.

Учитель: А знаешь, Синяя птица. После такой чудесной сказки ноги просто рвутся в пляс. Давайте потанцуем и сыграем на музыкальных инструментах.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу. И настала пора прощаться. Но я надеюсь, что мы с вами еще обязательно встретимся в моей Волшебной стране. До встречи.

Учитель: До свиданья!

Ребята, мы сегодня были в Волшебной стране. Нам в пути помогали… /руки, уши, глаза, нос, рот, ноги/

/Составление мнемотаблицы (Приложение 2)/.

Наше путешествие закончилось и мы все отправляемся отдыхать.