МДОУ “Детский сад №4” работает в экспериментальном режиме по теме “Развитие творческого воображения, мышления и речи дошкольников средствами ОТСМ – ТРИЗ – РТВ” (общая теория сильного мышления – теория решения изобретательских задач – развитие творческого воображения).
В связи введением в штатное расписание специалистов - социального педагога, педагога психолога вопросом сопровождения воспитательно-образовательного процесса стали заниматься системно. Была создана модель “Социально-психологическое сопровождение развивающего обучения”. Цель - обеспечение всесторонней социально-психологической поддержки развития творческой личности ребенка и оказание профессиональной помощи педагогам и родителям в освоении интеллектуально формирующим технологиям.
Социально-психологическое сопровождение осуществляется по трем направлениям:
- работа с педагогами,
- работа с детьми,
- работа с родителями.
Более подробно рассмотрим направление - работа с педагогами.
Задачи:
- повышать профессиональное мастерство;
- активизировать творческий потенциал педагогов;
- формировать коммуникативную компетентность педагогов;
- создавать условия для повышения уровня комфортности в педагогической деятельности.
- создание условий для повышения правовой культуры педагогов
Этапы социально-психологического сопровождения педагогов:
1 этап: Диагностический:
- изучение эмоционального состояния коллектива (Методика “Определение социально-психологического климата в коллективе” – автор К.Ю. Белая);
- изучение уровня саморазвития педагогов (Анкета – опросник “Саморазвитие”, “Факторы стимулирующие и препятствующие Вашему обучению и развитию”);
- определение уровня развития творческих способностей (Анкета – опросник “Ваш творческий потенциал” – автор М.А. Аралова);
- определение модели взаимодействия педагогов с детьми;
- диагностика личностных особенностей педагогов (Анкета – опросник “Каков уровень вашей самооценки?” - автор А.И. Щебетенко)
Диагностическое обследование проводится 1 раз в год, обычно в мае. Это позволяет грамотно спланировать работу на следующий учебный год.
2 этап: Информационный.
На основании диагностических данных и запросов педагогов проводится:
Консультации
- “Возрастные особенности детей”;
- “Работа с детьми, имеющие разные особенности в развитии”;
- “Дети с признаками одаренности”
- “Эмоциональное развитие ребенка, его особенности”
- “Тактика и стратегия поведения взрослых в работе с г/а детьми”
- “Девочки и мальчики – два разных мира”
- “Родительские установки”
- “Защита ребенка в кругу семьи”
- “Конвенция ООН по защите прав ребенка”
- “Современная семья”
- информирование педагогов по результатам диагностического обследования и др.
Памятки, наглядная информация:
- “Возрастные особенности детей”
- “Воспитателю на заметку”
- “Правила организации рабочего дня”
- “Правила педагогической гигиены” и др.
Индивидуальные консультации:
- подбор психолого-педагогической литературы
- решение личных и педагогических ситуаций
- помощь педагогам при аттестации на категорию
3 этап: Практический:
Наш “Бомонд”, где сотрудники рассказывают о себе, обновляется один раз в два месяца
Стенд “Маленькие радости”, где сотрудники ДОУ делятся своими радостями и успехами.
Выставки:
- фотографий “Летний калейдоскоп”, где педагоги рассказывали как провели лето;
- “Наши руки не знают скуки”
Проведение культурно-массовых мероприятий: новогодние вечера для сотрудников.
Проведение тренинговых занятий с педагогами:
2004-2005 уч г. “Социально-психологический тренинг по профессионально-личностному росту педагогов ДОУ”
Цель: развитие социально-психологической компетентности педагогов в общении и формирование у них устойчивой мотивации к саморазвитию.
Задачи:
- Развивать у педагогов способности адекватного и наиболее полного познания себя и других людей.
- Развивать перцептивно-рефлексивных способностей и профессионально значимых личностных качеств (эмпатия, рефлексия).
- Актуализировать профессиональную позицию педагогов в работе с детьми, создавать условия для формирования мотивации интереса к пониманию ребенка и развитию личностной центрации на воспитаннике.
Для активизации посещаемости педагогов на каждое занятие нами (соц. педагог и педагог психолог) были придуманы и разработаны разные виды мотивации (сюрпризные моменты, которые проходили в конце занятия). Например, “Чайная церемония” - где мы рассказывали о разных видах чая, его особенностях и проходила дегустация; “Ароматерапия” - рассказывали об аромаматических средствах с элементами аромотерапии; “Музыкальная терапия” - рассказывали о влиянии музыки на эмоциональное состояние человека; “Волшебный мир цветов” - как цветы могут влиять на жилище и на человека, также был приготовлен каждому участнику сюрприз - подарены цветы.
2005-2006 уч. г. “Путь к успеху”
Цель: развитие социально-психологической компетентности педагогов в принятии себя.
Задачи:
- Повышать самооценку педагогов.
- Сплочение коллектива.
- Развитие самосознания и воли педагогов.
- Создавать условия для формирования у педагогов устойчивой мотивации к достижению целей.
На основании проведенной диагностики на личностные особенности педагогов было выявлено, что у 45% - низкая самооценка (это связано, что коллектив обновился на 30%). Нами были разработаны и проведены 9 занятий на поднятие самооценки. На каждое занятие была приготовлена новая мотивация (сюрпризные моменты, которые проходили в конце занятия). Например, “В здоровом теле – здоровый дух” - проходил совместный поход коллектива на берег реки; “Наша внешность” - где мы рассказывали об уходе за волосами, за кожей; “Все о диетах”; “Виды массажа” - рассказывали и показывали разные виды массажа; “Мужчины и женщины” - выявляли особенности взаимоотношений между женщиной и мужчиной; в конце каждого занятия выбирали “королеву дня”.
“Наше творчество” - 2006-2007 уч. г.
Цель: повышение творческого потенциала педагогов, продолжать развитие социально-психологической компетентности в принятии себя.
Занятия направлены на развитие творческого воображения, беглости и гибкости мышления. Запланированы мастер классы с педагогами, где они будут показывать свои увлечения – изонить, оригами, бисероплетение и др.
На занятиях с педагогами используются следующие методы работы:
- групповые дискуссии
- игровые методы и упражнения
- ситуационно-ролевые игры
- информирование
- диагностические процедуры
- домашние задания
приемы ТРИЗ-РТВ
Коррекционные задачи | Приемы ТРИЗ – РТВ | Некоторые игры, упражнения. Цель. |
1) Снятие психоэмоциональ-ного
напряжения. 2) Повышение уверенности. 3) Разрушение стереотипов мышления и поведения. 4) Расширение диапазона переживаемых эмоций |
1) Типовые приемы фантазирования: - увеличение – уменьшение - деление – объединение - преобразование признаков времени - оживление – окаменение - наоборот 2) Эмпатия. 3) Ассоциации. |
“На что похоже?” Цель:
Нахождение объектов, похожих внешне, но
различных по степени проявления признаков
статичности и динамичности. “Машина времени”, “Зеркало времени” Цель: Учить перемещению во времени. “Волшебник наоборот просит выполнить задание” Цель: Заменять действия на противоположные. “Я фиалка”, “Что мы делали не скажем” “Что мы видели покажем” Цель: Изобразить заданный объект, действие. |
1) Развитие социальной компетентности. 2) Формирование адекватной реакции на различные явления окружающей действительности. 3) Формирование навыков сотрудничества. |
1) Решение творческих задач (проблемные
ситуации). 2) Мозговой штурм. 3) Системный оператор. |
“Теремок”, “Мои друзья”, “Я возьму
тебя с собой” Цель: Выявление у объекта
заданного признака. “Маятник” Цель: Выделять противоречивые свойства объекта. “Фантазеры” Цель: Находить полезность в необычном свойстве конкретного объекта. “Перевертыш” Цель: Объяснять любое событие с точки зрения “Хорошо – плохо” “Аукцион” Цель: Нахождение дополнительных ресурсов предмета. |
Занятие “Познай себя”.
Цель: формирование позитивного принятия себя.
Материал и оборудование для занятия:
- бумага для записей
- цветные карандаши
- ватман
- клей
- ножницы
- журналы, картинки
Ход занятия
1. упражнение “Приветствие”
Цель: создание положительного настроя на занятие.
Ход: педагоги сидят на стульях в круге. Каждый участник по кругу должен поздороваться с соседом справа без слов, не повторяясь.
2. упражнение “Кто Я?”
Цель: формирование позитивного познания себя.
Ход: все участники делятся на две команды. Каждой команде даются бланки для групповых ответов. Так же каждому участнику понадобятся ручка и небольшие листы бумаги.
Шаг 1. запишите 10 ответов на вопрос “Кто Я?” каждый у себя на листочке.
На этот вопрос можно отвечать по-разному: женщина, гражданин, дочь, лентяйка, и т.д.
Шаг 2. затем происходит обсуждение в группе, и самые интересные ответы записываются на общем листе.
Шаг 3. каждая группа зачитывает свое решение. Происходит общее обсуждение.
Шаг 4. ведущий предлагает каждой группе выбрать любой один ответ (на пример, солнышко, или мама и т.п.), представить, что мы всегда будем только такими. Представили, а теперь запишите все “+” и “-” в две колонки на групповом листе.
Шаг 5. каждая группа зачитывает свои ответы, обсуждение.
3. упражнение “Какая Я?”
Цель: формирование позитивного познания себя.
Ход: все участники делятся на две команды. Каждой команде даются бланки для групповых ответов. Так же каждому участнику понадобятся ручка и небольшие листы бумаги.
Шаг 1. запишите 10 ответов на вопрос: “Какая Я?” каждый у себя на листочке.
На этот вопрос можно отвечать по-разному (добрая, умная), но и постарайтесь отметить то, чем вы отличаетесь от других людей, в чем ваша индивидуальность.
Шаг 2. затем происходит обсуждение в группе, и самые интересные ответы записываются на общем листе.
Шаг 3. каждая группа зачитывает свое решение. Происходит общее обсуждение.
Шаг 4. ведущий предлагает каждой группе выбрать любой один ответ (например, умная или робкая и т.п.), представить, что мы всегда будем только такими. Представили, а теперь запишите все “+” и “-” в разные колонки на групповом листе.
Шаг 5. каждая группа зачитывает свои ответы, обсуждение.
4. игра “Пересядьте все те, кто …”
Цель: снятие напряжения, поднятие эмоционального настроя.
Ход: все участники сидят кругом, а у одного нет стула - он ведущий.
Ведущий говорит: “тема занятия “Познай себя” по этому тематика инструкций на качества и эмоциональные состояния. Например, поменяются местами все те, кто иногда сердится, кто любит радоваться, кто пунктуальный и т.д.
5. игра “Нестандартное решение”
Цель: развитие творческого мышления, воображения.
Ход: группа сидит или становится в полукруг. Ведущий показывает предмет (палку, линейку, книгу и т.п.). Участники должны передавать друг другу этот предмет, наполняя его новым содержанием и обыгрывая это содержание. Например, кто-то решил обыграть линейку как скрипку. Он передает ее следующему человеку именно как скрипку, не произнося при этом ни слова. Теперь второй участник обыгрывает эту линейку, например, как ружье или кисть и т.д. важно, чтобы участники не просто делали какие-то жесты или формальные манипуляции с предметом, а передавали свое отношение к нему.
6. Коллаж “Я умею, Я могу”
Цель: поднятие самооценки у педагогов, сплочение коллектива.
Ход: участники снова делятся на две команды. Каждой команде выдаются ватман, карандаши, фломастеры, старые журналы, картинки, клей, ножницы.
Инструкция: сейчас каждая команда выберет любой образ себя (можно нарисовать или вырезать из журнала). Затем с правой стороны изобразите все то, что вы умеете. С левой стороны – что вы хотите (например, научиться что-то делать, что-то приобрести, что-то изменить и т.д.). Все это можно нарисовать или наклеить картинки. Когда все готово, каждая команда презентует.
7. рефлексия.
Цель: выявление наиболее ярких, удачных, сложных моментов занятия.
Ход: ведущий спрашивает участников
- что больше всего понравилось
- что легко получалось,
- в чем были трудности,
- что не понравилось.
Занятие “Развитие некоторых креативных способностей”
Цель: развитие беглости, гибкости мышления и воображения у педагогов.
Материал:
- мяч;
- фломастеры;
- листы;
- секундомер.
Ход занятия
1. упражнение “Назови свое имя”
Цель: создание положительного эмоционального настроя на занятие.
Инструкция: педагоги сидят на стульях в круге. Сейчас каждый по очереди, по кругу, будет называть свое имя, а также одно из своих реальных увлечений. Тот, кто будет представляться следующим, сначала повторит то, что скажет сосед, а потом расскажет о себе. Выдерживается пауза, давая возможность всем подумать, и кто готов с того начинают.
2. упражнение “Качества креативности”
Цель: осознание проявления креативности.
Инструкция: участники сидят по кругу. Сейчас бросая мяч по кругу, будем, не повторяясь, называть качества, особенности поведения, присущие креативному человеку. Все высказывания записываются на доску. В конце упражнения подводится итог основных критериев креативности.
3. игра “Апельсин”.
Цель: развитие беглости мышления.
Инструкция: давайте вообразим, что это (мяч) – апельсин. Сейчас мы будем бросать его друг другу, говоря при этом, какой апельсин бросаем. При этом постараемся не повторяться. Тренер начинает работу, называя любую характеристику, например, “сладкий”. В процессе игры обращается внимание группы на те моменты, когда происходит переход в другую содержательную плоскость. Например звучали такие характеристики как “желтый”, “оранжевый”, а следующий участник говорит: “Кубинский”. В этом случае тренер говорит: “появилась новая область – страна производитель”.
4. игра “Воздух, земля, вода”.
Цель: развитие беглости мышления.
Инструкция: сейчас мы будем бросать друг другу этот мяч. Тот, кто бросает мяч, говорит одно из трех слов: “воздух”, “земля”, “вода”, а тот, кто ловит мяч, говорит, если прозвучало слово “воздух” - название птиц, если “земля” - зверя, и если “вода” - название рыбы. Реагировать нужно как можно быстрее.
5. упражнение “Невероятная ситуация”.
Цель: развитие воображения и гибкости мышления.
Инструкция: участники разбиваются на подгруппы по 4-5 человек. Каждая подгруппа выбирает невероятную ситуацию. И нужно выделить, какие они видят плюсы, минусы и проблемные моменты в этой ситуации. Примеры невероятных ситуаций: все автомобили желтого цвета, на Земле только день, все люди на одно лицо и т.д.
6. упражнение “Рисование по кругу”.
Цель: развитие воображения и осознание барьеров проявления креативности.
Инструкция: когда я скажу “начали”, каждый из нас возьмет лист бумаги и все то, что ему потребуется для рисования. На рисование у нас будет 15 секунд. За временем буду следить я и через 15 секунд попрошу каждого передать свой лист соседу слева. После того как вы получите лист, на котором, что-то нарисовано, надо будет нарисовать еще что-то, развивая сюжет в любом направлении. Мы будем продолжать работу до тех пор, пока лист каждого не пройдет по кругу, и не вернется к Вам.
В ходе обсуждения тренер может сфокусировать внимание группы на тех моментах в развитии сюжета, которые воспринимаются участниками как неожиданные, нестандартные, необычные.
7. рефлексия.
Ведущий задает вопросы:
- Что было трудно?
- Что было легко?
- Что для вас было полезным, необычным?
Каждый участник по кругу делится своими впечатлениями. Подводится итог занятия.
Используемая литература
- Гуткович И.Я., Самойлова О.Н. “Сборник дидактических игр по формированию системного мышления дошкольников” под ред. Т.А. Сидорчук, Ульяновск 1998.
- Корзун А.В. “Веселая дидактика”, 2000.
- Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. “Развитие творческого мышления, воображения и речи дошкольников”, Ульяновск, 2003.