Кружковая работа в дошкольном учреждении

Разделы: Работа с дошкольниками


Счастлив человек, который с радостью спешит на работу, а вечером в уютный дом. А как же иначе? Ведь на рабочем месте мы проводим большую часть сознательной жизни.

Детский сад – это удивительный мир, где есть место искренности, счастью, настоящим переживаниям и огромным открытиям. Профессия музыкального руководителя позволяет помочь сделать “садовскую жизнь” озорных, степенных, шаловливых и стеснительных ребятишек ярче, интересней и познавательней. Очень много зависит от атмосферы, в которой растут дети и трудятся взрослые. В коллективе, где тепло и уютно детям, спокойно по-деловому работают педагоги. Партнерские отношения между детьми и воспитателями, воспитателями и родителями позволяют наладить успешную работу по воспитанию здоровых, физически развитых, культурных, доброжелательных детей. Роль музыкального руководителя огромна: музыкальные занятия, вечера досугов, КВНы, праздники и развлечения создают радостное настроение, развивают и расширяют впечатления детей, не назойливо прививая замечательные человеческие качества: доброту и любовь к Родине, маме, всему живому, учат заботиться о слабом и беззащитном, не боятся трудностей.

Однажды в детский сад пришли педагоги из соседней школы искусств и предложили шефский концерт силами учеников этой школы. Малыши с интересом слушали музыку, радостно делились впечатлениями. Затем такие встречи стали постоянными. Педагоги Хрипунова И.П. и Агибалова М.И. настоящие энтузиасты своего дела предложили проводить совместную работу. Из этого родилась идея кружковой работы, которую поддержала администрация детского сада и педагогический коллектив. Так в расписании появились занятия, которые проводят педагог школы искусств и музыкальный руководитель совместно. Детей набирали по желанию и с согласия родителей. Занятия проходят два раза в неделю в свободное время.

Основа этих занятий – сказка. Дети не устают слушать ее. А когда эта сказка еще и музыкальная – занятие превращается в восторг. Дети, играя и фантазируя, знакомятся с Ее Величеством – Музыкой. Узнают, где живут звуки и как они рождаются. Как связаны композитор, исполнитель и слушатель. Сколько цветов радуги - столько и нот. Вместе с Буратино шагают по музыкальной лесенке сначала вверх, затем вниз. Но вдруг Буратино начинает прыгать то вверх, то вниз, то на одной ступеньке, и рождается удивительная мелодия. Дети узнают знакомую песню и радостно называют ее.

В новой сказке мудрая Сова объясняет маленькому Слоненку, что Соловей прислал ноты. Ребятишки с интересом помогают пропеть Слоненку песню.

Но самые интересные сказки – это те, в которых дети узнают, что звуки бывают медленные, мы их называем “ту”, средние “та - та” и быстрые “ти - ти, ти ти”. Ни одно занятие не проходит без музыкальных шагов. Дети подражают животным и живо их изображают. Затем “садятся” в карусель (шест с закрепленными лентами) и начинают движение то ускоряя, то замедляя шаг. Игра может продолжаться бесконечно со сменой ритмического рисунка. Затем появляются карточки с графическим изображением нот, и дети вскоре быстро осваивают работу с ними.

Так, слушая сказки и играя, дети узнают, что такое тембр, ритм, какие звуки нас окружают (шумовые и музыкальные), что такое пауза.

В сказке “Волшебный сундучок” страшные пауки спрятали самый главный ключ, без которого нет музыки – “скрипичный”. И как дети радуются, освободив музыкальный ключ, который дарит им новые мелодии.

Новая встреча и новая сказка про двух друзей Мажора и Минора. Среди бескрайнего Музыкального океана на Музыкальном острове в Волшебной стране жили два друга - Мажор и Минор. Мажор любил веселую музыку, а Минор – грустную. Однажды друзья узнали, что Музыкальному острову угрожает опасность: злая ведьма похитила прекрасную фею Гармонию, а без нее музыкальный остров неминуемо бы затонул. Мажор и Минор спешно отправились на поиски феи Гармонии, но без помощи детей ее не победить.

На одном из первых занятий дети узнают легенду о Трех китах. Три кита в музыке – это жанры.

Дети легко узнают марш, песню, танец, слушая музыку различного характера, исполненную музыкальными инструментами и оркестрами.

И каждый раз маленькие музыканты слышат, видят и играют на детских музыкальных и шумовых инструментах. В дальнейшем дети легко узнают звучание любого инструмента на слух. Большую помощь на этом этапе оказывают воспитатели и родители, помогая изготавливать звонкие браслеты из пуговиц, пластиковые бутылочки с разными наполнителями (крупа, стружка), позволяющими извлекать звонкие и глухие звуки. Дети с удовольствием играют на инструментах, сделанных собственными руками. Силами родителей шьются сценические костюмы.

На этом этапе заканчивается первый год работы кружка и можно подвести итоги. Дети, посещающие кружок, играют не сложные мелодии, выполняют музыкальные шаги и танцевальные движения, узнали названия нот, четко различают ритмический рисунок и точно передают его, исполняя на детских музыкальных инструментах пьесы, поют, чисто интонируя мелодию, а главное изменились сами. Дети стали внимательнее, умеют сосредотачиваться, меньше отвлекаются, возникают дружеские отношения, которые помогают им стать коллективом единомышленников. Они научились слушать музыку не отвлекаясь, высказывать свое мнение, развилась речь, и обогатился словарный запас, осознанно пользуются музыкальной терминологией.

Дети, посещающие второй год кружок, (старшая группа) знают музыкальные инструменты, умеют играть на них простые ритмические и мелодические рисунки, переходят к работе над исполнением небольших пьес и песен в ансамбле. От игры на погремушках, коробочке, треугольнике, тоническом металлофоне, дети переходят к игре на трещотке, кастаньетах, румбе, маракасе, хроматическом металлофоне и ксилофоне. У каждого своя “партия”. Произведения этого ансамбля подготавливает педагог Воронежской Государственной Академии Искусств Ширяева Е.И.. Ее аранжировки отличает яркость, выразительность, простота. Пьесы, обработанные Еленой Ивановной, позволяют детям не только играть на детских музыкальных инструментах, но и петь, и танцевать. Работа в ансамбле настолько интересна детям, что занятия пролетают мгновенно. Дети с увлечением играют русские народные песни, музыкальные произведения русских композиторов (Чайковский, Глинка), песни из мультипликационных фильмов. Игра в ансамбле весьма эффективно влияет на развитие ребенка и в других видах музыкальной деятельности. Дети чище и выразительнее поют, хорошо артикулируют звуки, развивается музыкальный слух, улучшается осанка. Они с огромным желанием выступают перед воспитанниками и сотрудниками детского сада, родителями на праздниках и развлечениях, на открытых занятиях для курсов ВОИПКРО, на фестивалях детского творчества.

Прикоснувшись к музыке, почувствовав ее красоту, получив уверенность в том, что и сам ребенок может создавать ее, мы достигаем поставленной перед педагогами цели: научить ребенка любить прекрасное, а значит сделать его счастливее.

Дальнейшее музыкальное образование наших выпускников продолжается в школе искусств. Увлечение, рожденное в стенах дошкольного учреждения, перерастает в настоящее профессиональное занятие музыкой. Это дает уверенность в том, что если даже дети никогда не станут музыкантами, любовь и понимание музыки навсегда останутся в их сердцах, и будут делать их жизнь богаче и ярче.

Музыкальный руководитель “Центра развития ребенка – детский сад №189” Коминтерновского района города Воронежа Попова Нина Ивановна