Тема урока: "Память предков – великий воин…". Изобразительное искусство. 4-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 4


Идея: национально-региональный компонент на уроках искусства как эффективное средство пробуждения национального самосознания детей, развития интереса к истории Отечества, формирования эстетических представлений об ушедшей эпохе, развитие художественных способностей.

Тема. “Память предков – великий воин…”

Цели.

  • Познакомить с героическими страницами древней истории Хакасии.
  • Научить графическому изображению хакасского воина-всадника по мотивам Сулекской писаницы: древнехакасский рыцарь.
  • Воспитывать бережное отношение к наследию прошлого, интерес к культуре коренного народа.
  • Развивать художественное восприятие и навыки работы в графике (карандашный рисунок).

Оборудование: репродукции с изображением каменных стел <рис.1>, хакасских воинов далёкого прошлого <рис.2, 3>; “Хакасские наигрыши”, чатхан, исполнитель А. Саможиков; пейзажи Хакасии (мультимедийная презентация)

Ход урока

1. Вводная часть.

Звучит мелодия чатхана – народного струнного инструмента (“Хакасские наигрыши”, чатхан, исполнитель А. Саможиков), учитель читает стихотворение.

Мечи сверкают с двух сторон,
Смешавшись, кровь течёт,
А в смертный час кому нужны
Награды и почёт!
И если вы с таким трудом
Пустыню всю прошли,
Зачем доныне вспоминать
О полководце Ли?

Это стихотворение древнекитайского поэта Гао ШИ называется “Яньский напев”. В сердцах просвещённых китайцев оно отражает те чувства, которые в далёком прошлом вызвало поражение своей армии. События происходили на территории современной Хакасии. Не один раз волной по нашему краю прошли скифы, гунны, китайцы. Тысячи пленённых были угнаны в рабство в Китай. Спустя десятки лет лишь немногие смогли вернуться в родные места.

Рис. 1 Стелы Окуневской культуры. Улус Тазмин

Рассматривание пейзажей Хакасии (мультимедийная презентация из 4-х слайдов).

- Какие характерные особенности природы Хакасии вы заметили?

- Какие чувства в вас она вызывает?

- Какие приметы хакасских степей вам знакомы? (это менгиры – древние каменные изваяния).

- Всмотритесь в рисунки на стелах: о чём они рассказывают? <рис. 1>

- Оцените их художественность. К какому виду искусства можно отнести эти изображения? (графика)

- Оцените их художественн

2. Тема урока – образ героя в хакасском эпосе, наша задача – научиться изображать всадника в рисунке карандашом.

Этот образ стал темой творчества известных хакасских художников. Ричард Субраков видит его таким <Рис.2>: рассматривание графической работы “Эпический герой”.

 

Рис. 2 Р. Субраков «Эпический герой»

- Каким он предстал в его воображении? (описание внешнего вида, человеческих качеств) – В какой момент изобразил его художник?

- Что можете сказать о динамике в сюжете: какими средствами художнику удалось её передать?

- Какие приметы говорят о том, что это древнехакасский воин? (монголоидный тип лица, особенности одежды, пейзаж хакасской степи и древние менгиры – каменные изваяния).

- Почему художник избрал графику?

А теперь давайте рассмотрим другое изображение древнего воина в наскальном рисунке <Рис.3>.

 

Рис. 3 Древнехакасский рыцарь IX-XI вв. Гравировка на писанице Сулек - II на левом берегу р. Чёрный Июс

- Пожалуйста, поделитесь своими первыми впечатлениями (свободные высказывания детей).

3. Объяснение задания.

- Графически (простой карандаш) изобразите воина пешего или на коне на фоне хакасского пейзажа: что это может быть? (степь, менгиры – древние изваяния, на горизонте горы).

- На что следует обратите внимание при рисовании фигуры воина? (пропорции фигуры, ьодежда, снаряжение).

- Будьте внимательны к прорисовке деталей. Что это может быть?

- В целом как будет выглядеть композиция рисунка?

4. Инструктаж по работе с карандашом.

Сначала лёгкими линиями выполняете набросок композиции в целом – наметьте её (старайтесь на первом этапе не пользоваться ластиком). Далее продолжайте работу над фигурой воина: рисунок выполняется от общего к частному, т.е. сначала общие очертания фигуры и только потом – детали. Движения карандаша лёгкие, всё время работает глазомер. Таблицы (рис.2,3) для вас является опорой, подсказкой: в какой- то степени вы становитесь копиистами и, надеюсь, хорошими. В изображении животного, в данном случае – коня, правила те же: от общего к частному и помните о пропорциях.

Постарайтесь в работе передать национальный колорит, характер, дух того времени: воинственность, аскетизм жизни, полной героизма, испытаний и потерь, радости и побед.

5. Самостоятельная работа учащихся. Индивидуальная помощь.

6. Просмотр работ.

Обсуждение.

- Чем интересны работы?

- Что получилось и следует ещё осваивать?

- Ваше общее впечатление, чувства, мысли, суждения - расскажите (свободные высказывания детей).

Творческое домашнее задание: подготовить чтение отрывков из хакасского эпоса, которые характеризуют образ народного героя.

7. Заключение (тихо звучат наигрыши чатхана).

История любого народа драматична и полна интересных событий. История хакасского народа неоднозначна и особенно трудно поддаётся анализу. Это связано с её геополитическими особенностями - это центр Азии, где скрещивались интересы скифов, гуннов и Китая. Даже если посмотреть на изображение воина на Сулекской писанице и сопоставить его с изображением древнекитайских воинов, то отчётливо заметишь сходство в художественных традициях, исторических деталях. А если это полководец Ли Лин? Вот вам и загадка! Ведь нашли же археологи в районе реки Ташеба неподалёку от нашего города дворец, который был выстроен в китайских традициях. Но об этом уже поговорим в следующий раз.

Закончим же урок строками стихотворениия Александра Михайлова, проживающего в нашем городе Абакане.

Память предков – великий воин.
Он стоит у тех за спиной,
Кто её защитить достоин,
А для слабых – мертвец немой.

Будем же достойны этой памяти, оставившей след в истории хакасского народа, сохранившейся в хакасском эпосе, высеченной в камне и других памятниках археологии и искусства.

Примечание: на эту тему, если рассматривать её подробно во всех деталях и с привлечением исторических источников, возможно использование двух уроков.

Приложение 1

Приложение 2

Приложение 3

Приложение 4