Цель: Закрепить умение решать задачи разных типов (качественные, экспериментальные, расчетные).
Задачи:
- Повторить, закрепить знание соотношений для общего значения силы тока, напряжения и сопротивления при последовательном и параллельном соединении проводников; применение их на практике.
- Развивать графическую культуру, навыки самостоятельности и творческого мышления, умение слушать, проводить взаимооценку, двигательную сноровку.
- Воспитывать уверенность в себе при презентации своих знаний, умений, навыков, сознательное отношение к своему здоровью.
Тип урока: урок совершенствования знаний, умений, навыков.
Форма урока: урок-соревнование.
Подготовительный этап: формирование команды, формирование жюри.
Оборудование урока: комплект электроснабжения КЭФ-8, 6 лампочек каждая по 36 В, 4 ключа, соединительные провода. Кубик, на гранях которого даны задачи в виде схем; большой плакат с этими же схемами.
Ход урока
I. Организационный момент (1 мин.).
II. Этап актуализации новых знаний (2 мин.).
III. Этап закрепления новых знаний (30 мин.).
Решение задач по схемам, расположенным на гранях кубика (10 мин.);
Физкультминутка, способствующая улучшению кровообращения головного мозга (3 мин.);
Решение экспериментальных задач (7 мин.);
Самостоятельное решение расчетных задач (10 мин.).
IV. Проверка, анализ и оценка, выполненных заданий, (взаимопроверка самостоятельно решенных задач). Подведение итогов жюри (5мин.).
V. Задание на дом. Инструктаж по его выполнению (2 мин.).
I. Приветствие. Создание эмоционального настроя. Сообщение темы, цели, формы урока. Представление команд и жюри.
II.
1) Каким общим названием можно объединить следующие понятия: источник тока, потребитель электрической энергии, ключ, соединительные провода? (Электрическая цепь).
2) Как потребители электроэнергии могут быть соединены в цепь?
(Последовательно и параллельно).
3) Игрок от каждой команды получает задание: написать на доске соотношение для общего значения силы тока, напряжения, сопротивления при последовательном и параллельном соединении.
III. Игроки из двух команд по очереди кидают кубик, на гранях которого даны задачи в виде схем и выполняют выпавшие задания. За правильное решение получают очки.
2) Физминутка.
1. И.п. - сидя руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6-8 раз. Темп медленный.
2. И.п. - стоя. Сложите руки в замок, обхватите ими затылок, направьте локти вперед. Подтяните голову к локтям. Не сопротивляйтесь растягивайте шейный отдел позвоночника. Тяните ровно – так, чтобы было приятно. 10-15 секунд.
3. “Колечко” - Поочередно и как можно быстрее перебирать пальцы рук, соединяя их в кольцо с большим пальцем. Выполняется в прямом и обратном порядке, каждой рукой отдельно и вместе.
3) Решение экспериментальных задач. (Игроки из двух команд собирают цепь и чертят схему на доске. Кто быстрее соберет тот получит очки.)
1.1. Соберите цепь из трех ламп так, чтобы одним ключом можно было выключить сразу две лампы, а другим – одну. Перегорание одной лампы не должно влиять на работу другой.
В это же время остальные учащиеся решают следующие задачи. (За правильное решение команды получают дополнительные очки.)
1.2. Начертите схему электрической цепи, состоящую из четырех шестивольтовых ламп и источника тока 12В, так чтобы лампы горели нормальным накалом.
1.3. Верно ли на рисунке соединены квартиры в единую цепь? А как нужно? Сделайте правильный рисунок. Влияет ли потребление электрической энергии в соседней квартире на потребление энергии в вашей?
(На рисунке квартиры неверно соединены
в единую цепь. Нужно соединить квартиры параллельно). |
(Потребление энергии в соседней квартире не влияет на потребление энергии в моей квартире). |
4) Самостоятельное решение задач:
№65
Два последовательно соединенных проводника включены в сеть напряжения 36 В. Сопротивление первого проводника 10 Ом. Напряжение на втором проводнике 16 В. Определите силу тока в цепи, сопротивление второго проводника, общее сопротивление проводников и напряжение на первом проводнике.
№73
Два параллельно соединенных резистора подключены к сети напряжением 9В. Сопротивление первого резистора 1 Ом, сила тока во втором резисторе 1А. Определите сопротивление второго резистора, силу тока в первом резисторе, а также общее сопротивление и общую силу тока в цепи.
Учащиеся решают задачи на листочках. А два ученика решают эти же задачи на закрытых досках. Затем задачи проверяет учитель.
IV. После этого учащиеся обмениваются листочками с соседом по парте и осуществляют взаимопроверку. Листочки сдают учителю на проверку и подтверждение выставленных оценок.
Жюри подводит итоги. Называет победителя.
V. Задание на дом. §16,17 повторить. №66,68,74 стр.158.