Тема: повторение тем “Информация”, “Компьютер”, “Алгоритм”.
Тип урока: урок-повторение.
Вид: урок-игра.
Время проведения: обобщающий урок (5 класс), первый - второй урок учебного года (6 класс).
Цели урока:
- Повторить и обобщить знания
- о свойствах, видах, способах хранения, передачи и обработки информации,
- о свойствах, типах, способах построения алгоритмов,
- о принципах построения и работы компьютера.
- Развитие познавательного интереса, творческой активности учащихся.
- Развитие умения излагать свои мысли, моделировать ситуацию.
- Повторение и закрепление основного программного материала.
- Связать информатику с другими предметами.
- Воспитать уважение к сопернику, умение достойно вести спор, стойкость, волю к победе, находчивость, умение работать в команде.
Задачи урока:
Подготовительный этап
Для проведения игры-путешествия необходимо подготовить:
- задания разного уровня сложности по каждой теме;
- карту страны Информатики (на проекторе или распечатка);
- игральные кубики и фишки (для распечатанной корты);
- распределить роли между учащимися (ведущий игры, 3 смотрителя станций, 2 команды игроков с капитанами).
Действующие лица:
Ведущий
Смотритель синей станции
Смотритель зеленой станции
Смотритель красной станции
Вступление
Ведущий:
Сегодня мы отправляемся в путешествие по прекрасной и удивительной стране “Информатика”.
В это путешествие с нами отправляются наши друзья и помощники, потому что самим нам не справиться. Страна очень большая, и в ней можно заблудиться. Путешествуя, мы с вами увидим компьютерные леса, алгоритмические поля и информационные реки.
У нас есть карта, на которую нанесен маршрут с остановками. Каждая остановка – станция имеет свой цвет: зеленый, красный или синий. Цвет определяет тему, по которой вы будете отвечать смотрителю станции.
Смотритель оценит ваш правильный ответ в 8 бит, если ответите неправильно – вычтет столько бит, сколько соответствует количеству очков на кубике. Чтобы перейти на следующую станцию нужно правильно ответить на вопрос смотрителя. Если Команда, отвечавшая первой, ошибается, то право ответа переходит к другим командам. В этом случае при правильном ответе они получают сумму бит, соответствующую количеству очков на кубике, а при неправильном ее теряют.
Каждой команде я даю стартовую сумму в 32 бит. Выигрывает та команда, у которой сумма в конце игры будет больше.
(Отвечать на вопросы должны разные участники команд)
Ход игры
Очередность команд для бросания кубика определяется по результатам конкурса капитанов. Кто первый ответит на вопрос: “Сколько байт дал ведущий каждой команде?”.
Игрок перемещает фишку на первую станцию и кидает кубик. Смотритель этой станции задает командам вопрос. При первом попадании на станцию, смотритель представляет свою тему.
Красная станция “Алгоритмический берег”.
Алгоритм. Свойства алгоритма. Виды алгоритмов.
Смотритель:
Я смотритель красных станций, которые находятся на алгоритмических берегах страны Информатика.
Синяя станция “Информационная река”.
Информация. Виды информации. Информационные процессы.
Смотритель:
Я смотритель синих станций, которые плывут в информационных реках страны Информатика.
Зеленая станция “Компьютерный лес”.
Компьютер. Устройство компьютера.
Смотритель:
Я смотритель зеленых станций, которые находятся в компьютерных лесах страны Информатика. Перед тем, как задавать вопросы, я хочу вам рассказать удивительную историю вычислительной техники.
Ведущий:
Сегодня мы побывали с вами в удивительной стране Информатике, но это не последнее наше путешествие. Нас ждут великие открытия и необыкновенные приключения. Спасибо всем участникам игры, особенно игрокам победившей команды.
Вопросы-задания
Красная станция “Алгоритмический берег”.
Остановка 1.
Составьте алгоритм из данных предложений:
- Петя позавтракал.
- Закрыл дверь.
- Открыл глаза.
- Увидел машину и остановился.
- Петя проснулся.
- Пошел в школу.
- Петя благополучно дошел до школы.
- Взял портфель.
- Оделся и умылся.
- Петя перешел дорогу.
- Машина проехала.
Остановка 2.
Кузнечик выполняет команды:
Вперед 3
Назад 2
Кузнечик должен перейти из точки 0 в точку 5
Какой он должен выполнить алгоритм?
Остановка 3.
Что такое алгоритм?
Остановка 4.
Кузнечик должен перейти из точки -3 в точку 3
Какой он должен выполнить алгоритм?
Синяя станция “Информационная река”.
Остановка 1. Расшифруйте слова используя кодировочную таблицу.
Символ Код Символ Код Символ Код А 128 Л 139 Ц 150 Б 129 М 140 Ч 151 В 130 Н 141 Ш 152 Г 131 О 142 Щ 153 Д 132 П 143 Ъ 154 Е 133 Р 144 Ы 155 Ж 134 С 145 Ь 156 З 135 Т 146 Э 157 И 136 У 147 Ю 158 Й 137 Ф 148 Я 159 К 138 Х 149
Слова
140 142 141 136 146 142 144
148 128 137 139
132 136 145 143 139 133 137
140 155 152 156
Монитор, файл, дисплей, мышь
Остановка 2.
- Как называется минимальная единица измерения информации?
- Чему равен 1 байт?
- Чему равен 1 Килобайт?
- Чему равен 1 Мегабайт?
- Чему равен 1 Гигабайт?
Остановка 3.
- Что такое информация?
- Что такое информационные процессы?
Остановка 4.
Какие виды информации присутствуют на этом слайде?
Зеленая станция “Компьютерный лес”.
Остановка 1.
Монитор, оперативная память, мышь, принтер, процессор, клавиатура, сканер
Остановка 2.
- Что такое компьютер?
- Как назывались первые компьютеры?
- Что входит в минимальный состав компьютера?
Остановка 3.
3, 4, 5, 7
Остановка 4.
2, 4, 6.