Цели и задачи урока:
1. Проблема урока.
- Прочитайте, на какой вопрос мы должны будем ответить в конце урока.
- Прочитайте следующий вопрос.
2. Повторение. Проверка домашнего задания.
-Читаем:
- Какие народные приметы помогли определить направление сторон горизонта в домашнем задании в тетради?
- Что ещё нам поможет?
3. Новый материал.
- Отправляемся в …
- По нашей планете Земля.
- Зная правила ориентирования, можно с большим пониманием смотреть на глобус и географическую карту. Вы помните, что глобус – модель Земли. Поэтому, рассматривая глобус, мы как бы превращаемся в космонавтов, которые смотрят на Землю из космоса (на парте у уч-ся и на столе у учителя – глобусы). - Вы видите на глобусе очертания воды и суши. Они существуют и на Земле, только увеличенные во много раз. Бросается в глаза прежде всего, что глобус немного наклонён. Именно в таком положении Земля летит по орбите вокруг Солнца. Стержень воспроизводит земную ось, вокруг которой вращается Земля.
- Вспомним о вращении Земли.
- Прочитаем вопрос учебника – с. 77.
- Откройте тетрадь – с. 18 №34 – прочитаем.
- Найдите земную ось на глобусе. Покажите.
- Читаем в учебнике – с. 77 (после вопроса, 1 абзац).
- Покажите на карте Северный и Южный полюса.
- Мы оказались на полюсе. Каком? А вокруг?
- А теперь?
- Читаем дальше - с. 77 (последний абзац).
- с. 78 1-й вопрос.
- с. 78 2-й вопрос.
4. Физкультурная минутка.
Лети, лети лепесток
Через Запад на Восток,
Через Север, через Юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли,
Быть по-моему вели!
5. Продолжение.
- Посередине глобус пересекает горизонтальная синяя линия. Она называется экватором, что в переводе с латинского языка означает «уравнитель». Он-то и делит земной шар на два полушария – Северное и Южное. Но на Земле такой линии нет. Её вычислили математики.
- Помните, мы говорили, что при изучении природы во многих вопросах нельзя верить своим глазам?
- Полюсы есть, но их не видно! Экватор есть, но его на Земле не найти! Земная ось играет огромную роль, а попробуйте её нащупать!
- Так существуют они на самом деле или нет? Для чего же они нужны?
- Отправляемся в Западное полушарие – с. 2-3 в тетради.
- Теперь в Восточное полушарие.
- К северу и югу от экватора проходят 2 пары жирных пунктирных линий. Ближайшие к экватору называются тропиками – Северным и Южным. Они ограничивают жаркий тепловой пояс Земли. Две пунктирные жирные линии, которые находятся ближе к полюсам, называются Северным и Южным полярными кругами. Внутри них находятся холодные тепловые пояса. Между тропиками и полярными кругами в Северном и Южном полушариях находятся умеренные тепловые пояса.
- Найдём их на глобусе и на карте полушарий.
6. Игра «Разбей на группы».
- Наше маленькое путешествие подходит к концу. Посмотрю, как вы запомнили географические понятия, обозначающие на карте и глобусе.
- Поиграем:
(уч-ся выполняют задание на карточках – обозначают 1-ю и 2-ю группы)
- Проверим:
7. Итог урока. Домашнее задание.
- Хорошо потрудились! Лучшие путешественники получают на память снимок нашей планеты – Земли и отметку «5».