План-конспект урока обучения грамоте в 1-м классе по теме: "Звуки [к], [к']. Буква К, к. Закрепление изученного"

Разделы: Начальная школа


Цели и задачи:

  • закрепить ранее изученные звуки и буквы;
  • развивать зрительную память и логическое мышление;
  • воспитывать чувство прекрасного.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Работа со звуками и буквами.

Учитель: Послушайте стихотворение.

Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.

Назовите звук, который чаще всего слышали.

Дети: Звук [к].

Учитель: С какими же двумя новыми звуками мы познакомились на прошлом уроке?

Дети: Мы познакомились со звуками [к] и [ к’].

Учитель: Сейчас мы поиграем. Я называю слова, если в нем слышите звук [к] или [ к’], то вы хлопаете в ладоши.

Баклажан, арбуз, тыква, кукуруза, петрушка, дыня, горох, перец, кабачок, свекла, помидор.

Учитель: Какие это звуки? Докажите.

Дети: Звуки согласные, глухие; [к] – твердый, [ к’] – мягкий.

Учитель: Какой буквой они обозначаются?

Дети: Они обозначаются буквой

Учитель: Послушайте стихотворение про эту букву:

На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит —
Буква К на нас глядит.

Учитель: Букву мы добавили к уже изученным буквам, и сегодня на уроке будем работать со всеми известными нам звуками и буквами. А помогут нам сказочные герои.

К нам в гости пришел Незнайка <Рисунок 1> и принес нам буквы. Давайте назовем их:

а о ы и к у

Среди них есть лишняя. Помогите нашему сказочному герою найти ее.

Дети: К — согласная, Ы – не бывает заглавной, У — прописная.

Учитель: Чиполлино <Рисунок 2> приготовил нам задание. Но так как от лука, мы знаем, щиплет глазки, букву придется узнавать только при помощи рук, с закрытыми глазами.

Игра “Узнай букву на ощупь” В мешочке находятся изученные буквы, дети достают с закрытыми глазами букву и называют ее.

3. Составление и чтение слогов.

Учитель: Друзья Чиполлино, <Рисунок 5> я надеюсь, вы их узнали, так же как и мы побывали в лесу, набрали и засушили листочки. Листья какого дерева они засушили?

Дети: Листья клена.

Учитель: Давайте вместе с героями сказки составим слоги и прочитаем их.

4. Беседа по теме “Осень”. Составление и чтение слов.

Учитель: Отгадайте загадку:

Дни стали короче.
Длиннее стали ночи.
Урожай собирают.
Когда это бывает?

Дети: Осенью.

Учитель: Назовите признаки осени.

Дети: Листья краснеют, желтеют; начинается листопад; птицы собираются в стаи и улетают в теплые края; часто идет холодный дождь.

Учитель: Да, действительно, часто идет дождь.

Вот к нам забрело облачко, но оно не совсем обычное. Из него вместо капелек падают буквы. Чтобы дождик закончился, нужно составить слова.

Дети: Усы, сын, сок, сынок, косы.

Дети слова составляют на наборном полотне.

5. Физкультминутка. (Музыкальная)

6. Загадки. Слого – буквенный анализ слов - отгадок.

Учитель: Винтик и Шпунтик <Рисунок 3> любят собирать и разбирать все, что только им попадется. Они приготовил для вас загадки и просят каждое слово разбить на слоги, назвать ударный слог.

За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (лук)

Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репка)

Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда, вкусная… (картошка).

Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …(капуста).

Учитель: <Рисунок 6>. Назовите одним словом.

Дети: Это овощи.

Учитель: Составим схему последнего слова.

Один ученик работает у доски, остальные составляют схему на наборном полотне индивидуально.

Учитель: Ребята, а вы знаете, что все отгадки имеют тоже отношение к осени. Как вы думаете, почему?

Дети: Они созревают и их убирают осенью.

Учитель: Назовите овощи, которые растут на грядке? В огороде? На кусте? Назовите овощи, которые из земли вытаскивают? Копают? Срывают? Срезают?

7. Работа с учебником.

Учитель: Знайка < Рисунок 4> очень много читает, любит составлять рассказы. А как вы умеете читать? Давайте покажем Знайке.

а) Чтение слов (цепочкой).
б) Чтение предложений (индивидуально + хоровое чтение)
в) Составление рассказа по картинке.

8. Итог урока.

Какие же два звука мы сегодня закрепляли?

Какой буквой они обозначаются?

Герои каких сказок нам сегодня помогали.