Цели и задачи:
- закрепить ранее изученные звуки и буквы;
- развивать зрительную память и логическое мышление;
- воспитывать чувство прекрасного.
Ход урока
1. Организационный момент.
2. Работа со звуками и буквами.
Учитель: Послушайте стихотворение.
Кот копеек накопил,
Кошке козочку купил.
Назовите звук, который чаще всего слышали.
Дети: Звук [к].
Учитель: С какими же двумя новыми звуками мы познакомились на прошлом уроке?
Дети: Мы познакомились со звуками [к] и [ к’].
Учитель: Сейчас мы поиграем. Я называю слова, если в нем слышите звук [к] или [ к’], то вы хлопаете в ладоши.
Баклажан, арбуз, тыква, кукуруза, петрушка, дыня, горох, перец, кабачок, свекла, помидор.
Учитель: Какие это звуки? Докажите.
Дети: Звуки согласные, глухие; [к] – твердый, [ к’] – мягкий.
Учитель: Какой буквой они обозначаются?
Дети: Они обозначаются буквой
Учитель: Послушайте стихотворение про эту букву:
На прямую палочку
Справа села галочка.
Там поныне и сидит —
Буква К на нас глядит.
Учитель: Букву мы добавили к уже изученным буквам, и сегодня на уроке будем работать со всеми известными нам звуками и буквами. А помогут нам сказочные герои.
К нам в гости пришел Незнайка <Рисунок 1> и принес нам буквы. Давайте назовем их:
а | о | ы | и | к | у |
Среди них есть лишняя. Помогите нашему сказочному герою найти ее.
Дети: К — согласная, Ы – не бывает заглавной, У — прописная.
Учитель: Чиполлино <Рисунок 2> приготовил нам задание. Но так как от лука, мы знаем, щиплет глазки, букву придется узнавать только при помощи рук, с закрытыми глазами.
Игра “Узнай букву на ощупь” В мешочке находятся изученные буквы, дети достают с закрытыми глазами букву и называют ее.
3. Составление и чтение слогов.
Учитель: Друзья Чиполлино, <Рисунок 5> я надеюсь, вы их узнали, так же как и мы побывали в лесу, набрали и засушили листочки. Листья какого дерева они засушили?
Дети: Листья клена.
Учитель: Давайте вместе с героями сказки составим слоги и прочитаем их.
4. Беседа по теме “Осень”. Составление и чтение слов.
Учитель: Отгадайте загадку:
Дни стали короче.
Длиннее стали ночи.
Урожай собирают.
Когда это бывает?
Дети: Осенью.
Учитель: Назовите признаки осени.
Дети: Листья краснеют, желтеют; начинается листопад; птицы собираются в стаи и улетают в теплые края; часто идет холодный дождь.
Учитель: Да, действительно, часто идет дождь.
Вот к нам забрело облачко, но оно не совсем обычное. Из него вместо капелек падают буквы. Чтобы дождик закончился, нужно составить слова.
Дети: Усы, сын, сок, сынок, косы.
Дети слова составляют на наборном полотне.
5. Физкультминутка. (Музыкальная)
6. Загадки. Слого – буквенный анализ слов - отгадок.
Учитель: Винтик и Шпунтик <Рисунок 3> любят собирать и разбирать все, что только им попадется. Они приготовил для вас загадки и просят каждое слово разбить на слоги, назвать ударный слог.
За кудрявый хохолок
Лису из норки поволок.
На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар сладкая. (Морковь)Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а ... (лук)Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
Сладка, а не сахар,
С хвостом, а не мышь. (Репка)Кругла, рассыпчата, бела
На стол она с полей пришла.
Ты посоли ее немножко.
Ведь правда, вкусная… (картошка).Что за скрип, что за хруст?
Это что еще за куст?
Как же быть без хруста,
Если я …(капуста).
Учитель: <Рисунок 6>. Назовите одним словом.
Дети: Это овощи.
Учитель: Составим схему последнего слова.
Один ученик работает у доски, остальные составляют схему на наборном полотне индивидуально.
Учитель: Ребята, а вы знаете, что все отгадки имеют тоже отношение к осени. Как вы думаете, почему?
Дети: Они созревают и их убирают осенью.
Учитель: Назовите овощи, которые растут на грядке? В огороде? На кусте? Назовите овощи, которые из земли вытаскивают? Копают? Срывают? Срезают?
7. Работа с учебником.
Учитель: Знайка < Рисунок 4> очень много читает, любит составлять рассказы. А как вы умеете читать? Давайте покажем Знайке.
а) Чтение слов (цепочкой).
б) Чтение предложений (индивидуально + хоровое чтение)
в) Составление рассказа по картинке.
8. Итог урока.
Какие же два звука мы сегодня закрепляли?
Какой буквой они обозначаются?
Герои каких сказок нам сегодня помогали.