Образовательная цель урока: обобщение и систематизация знаний, умений, навыков учащихся при решении уравнений, развивать умение решать различные типы уравнений.
Оборудование урока: проектор, фрагменты мультфильма “Ледниковый период - 2”, карточки для индивидуальной работы, карточки для работы в группах, таблички с названиями команд.
Ход урока
Класс делиться на 4 команды. В скобках дается время фрагмента мультфильма.
Учитель. Здравствуйте, ребята, тема нашего урока решение уравнений. Но сегодня у нас необыкновенный урок. На этом уроке мы на некоторое время окажемся на месте героев всеми вами любимого мультфильма “Ледниковый период - 2”. Давайте вспомним главных героев. Ребята вспоминают героев мультфильма: тигра Диего, ленивца Сида, мамонта Мени, мамонтиху Элли.
1. Постановка цели урока.
Проецируется фрагмент мультфильма (12.29 - 13.08)
Учитель. Ребята, я думаю, что вы поняли нам необходимо спастись от наводнения и добраться до горы, на которой стоит корабль. Но это не так-то просто. Нас ждут серьезные испытания. Для этого нам необходимо повторить свойства вычитания числа из суммы, вычитания суммы из числа, а также распределительные законы умножения относительно сложения. Нам предстоит решать уравнения и задачи. Итак, вы готовы? Хорошо тогда в путь.
2. 1 этап. Математический завтрак.
Устная работа.
Учитель. Перед тем как отправиться в путь нам необходимо подкрепиться, для этого давайте вспомним все необходимые свойства. Каждая команда выбирает себе листочек, на котором записано свойство и дают полное определение. По итогам ответов командам присваивается название команды: команда Сида, команда Диего, команда Мени, команда Элли.
3. 2этап. Путь по тонкому льду.
Индивидуальная работа.
Проецируется фрагмент мультфильма (29.17 – 30.15)
Учитель. Ребята, вы все видели, что лед очень тонкий, а подо льдом плавают страшные чудовища. Нам необходимо быстро перебраться на другой берег и не попасть в зубы к хищникам. Для этого нам необходимо выполнить индивидуальную работу.
Вар -1 у:37 = 15 (х - 8)*12 = 132 4х + 3х = 84 19х – 3х + 5 = 133 |
Вар – 2 891:у = 81 (х - 4)*6 = 66 5х – 2х = 69 (9 - а) + 14 = 94 |
Вар – 3 х:17 = 34 18*(15 - х) = 216 15х + 5х = 120 у + 6у – 5 = 72 |
Вар – 4 84:х = 12 (х - 18)*17 = 408 18х + 11х = 116 7а + а – 12 = 28 |
Вар -5 У:56 = 65 14*(16 - х) = 168 21х – 12х = 126 16а – а + 5 = 50 |
Вар – 6 198:х = 18 (у - 11): 4 = 244 41а – 19а = 330 6у – у + 18 = 434 |
Вар – 7 х:47 = 423 26*(44 - х) = 78 15х + 12х = 216 2у + 7у – 12 = 69 |
По завершению работы, капитан команды отдает работы учителю на проверку.
4. 3 этап. Верный путь.
Работа в группах. Командам выдаются решенные уравнения, в которых допущены ошибки. Ребятам необходимо не только решить уравнения правильно, но и выяснить, какая ошибка была допущена.
Учитель. Ребята, вы наверное помните, что мамонтиха Элли считала себя опоссумом и поэтому она настояла продолжить путь и темной ночью. Давайте посмотрим к чему это привело. Проецируется фрагмент мультфильма (47.37 – 48.18).
Учитель. Ребята, посмотрите, до чего нас довела уверенность Элли в том, что она опоссум. Нам срочно необходимо найти правильный путь, нахватало нам еще и заблудиться.
Командам выдаются карточки с заданиями.
Найдите ошибку, допущенную в уравнении. | Запишите верное решение. |
4х – (2х + 16) = 64 4х – 2х + 16 = 64 2х + 16 = 64 2х = 64 – 16 2х = 48 х = 48:2 х = 24 |
|
(12х + 21) – 6х = 51 12х – 6х – 21 = 51 6х – 21 = 51 6х = 51 + 21 6х = 72 х = 72:6 х = 12 |
|
24:(х – 15) = 12 х – 15 = 12*24 х – 15 = 288 х = 288 + 15 х = 303 |
|
4х + 6х + 10 = 120 20х = 120 х = 120:20 х = 6 |
5. 4 этап. Привал.
Работа в группах. Каждой группе предлагается задача. Ребята решают задачи, а затем один участник из каждой команды показывает решение на доске.
Учитель. Молодцы ребята справились с заданием. Теперь не мешало бы и отдохнуть.
Задача №1.
Во время привала мамонтиха Элли приготовила 3 кг 240 гр. салата. Для приготовления салата она взяла 3 части цветков ромашки, 2 части сладких корешков и 4 части листьев одуванчика. Сколько грамм сладких корешков понадобилось для приготовления салата.
Задача № 2.
Тигр Диего и ленивец Сид отправились за веточками для костра. Сид принес в три раза меньше веточек, чем Диего, а Диего на 20 веточек больше, чем Сид. Сколько веточек принес каждый?
Задача №3.
Когда стемнело тигр Диего, ленивец Сид и мамонт Мени решили устроить соревнования, кто больше наловит светлячков. Мени поймал в 2 раза больше светлячков, чем Сид, а Диего в 4 раза больше, чем Сид. Сколько светлячков поймал Сид, если вмести, они поймали 49 светлячков.
Задача №4.
Мамонтиха Элли отправилась на рыбалку и поймала 35 рыб. Сколько она поймала окуней, если пескарей она поймала в 2 раза больше, чем окуней, а ершей в 4 раза больше, чем окуней.
5. 4 этап. Дорога через гейзеры.
Проецируется фрагмент мультфильма (59.09 – 59.46)
На доске записано 5 уравнений. Капитаны команд выходят к доске выбирают уравнение и решают. Участники команд в тетрадях решают уравнение, которое выбрал капитан.
21*5х – 11*5х = 250
25 – 10 – 10х = 159
(44х + 16) – 24х = 356
21у – (23 + 11у) = 77
5у*25 + 5у*35 = 1200
По окончанию проделанной работы проецируется последний фрагмент мультфильма
(58.42 – 59.02), где показывается, что герои добрались до корабля.
6. Подведение итогов.
Подведение итогов урока, выставление оценок.