План конспект урока риторики.
Тема: «Добрые слова – добрые дела».
Цели:
1. Формировать у детей представление о
добре и доброте, о хороших и добрых поступках;
2. развивать умения правильно оценивать
себя и других, учить видеть положительные и
отрицательные качества у людей, героев,
персонажей;
3. воспитывать такие качества личности
как доброта, щедрость и отзывчивость.
Оборудование: телевизор, видеомагнитофон,
компьютер (желательно с использованием
настенного экрана), видеокассета с записью
ералаша «Безумный день», видеописьмо от
инопланетян, фломастеры, раздаточный материал,
памятка, минимальный набор добрых слов, листы
бумаги.
ХОД УРОКА
I. Организация класса на начало урока
(Дети заходят в класс и садятся за круглый стол.)
– Добрый день! Ребята! Мы собрались здесь сегодня для того, чтобы решить одну из серьезных проблем человечества.
II. Объявление темы и целей урока
– Дело в том, что из полученной корреспонденции
нашей школы мы обнаружили необычное письмо. Это
было видеописьмо.
Посмотрите его, пожалуйста!
(Дети смотрят видеописьмо от инопланетян.)
«Письмо инопланетянина.» – Приложение 1
III. Беседа по теме урока «Добрые слова»
– Так что же, как вы думаете, не понравилось инопланетянам на нашей планете? (Люди разговаривают жестоко, грубо, ведут себя жестоко.)
– И действительно мы очень редко слышим добрые слова.
Исследование 1.
– Давайте вспомним, что еще в первой четверти я просила вас (всех желающих) написать на листах формата А4 все добрые слова, которые вы знаете. Саша была ответственной за анализ ваших работ. Саша, будь добра, напомни нам итоги нашей работы.
– Из 25 учеников нашего класса, работу пожелали выполнить – 20 человек. Самое маленькое количество слов, которое было записано – это 11, а самое большое количество – это 39 слов. Столько написала Пономарева Кристина.
– Спасибо, Саша. Нам сегодня пригодятся эти
данные. Я предлагаю представить данные, о которых
нам рассказала Саша, наглядно. Для этого вспомним
математику. Как мы можем представить 11 слов? (Отрезком.)
Сегодня я предлагаю представить количество слов
столбиками. Ну а в каком месте доски обозначить
его – я отделю поле для нашего столбика двумя
лучами. Вертикальным, на котором обозначим
количество слов и горизонтальный, на котором
будут стоять столбики.
Итак, чертим столбик из 11 слов () . Теперь отображаем рядом
среднее количество слов – 20 () и максимальное это 39 () .
Таким образом глядя на нашу схему какой вывод
можно сделать? Наш класс знает от 11 до 39 добрых
слов.
А вот Света и Таня входили в инициативно –
исследовательскую группу и наблюдали за нашей с
вами речью. Скажите нам девочки как часто мы
говорим добрые слова? (В течение всего дня
ребята, конечно говорят добрые слова, но в
основном это слова: здравствуйте, до свидания,
спасибо, пожалуйста, и реже извините. Итого, в
среднем около 5 слов. )
– Представим и это число на нашей схеме. Куда
удобнее его поставить? (Как самое маленькое в
начало) ()
– Ребята, а так же изучила много литературы о
добрых словах и узнала от руководителя клуба
«Здоровье – это родные русские слова», что в
русском языке есть около 1 тысячи 300 слов. Давайте
и это число покажем на нашем поле. ()
– А теперь посмотрите внимательно. Какой вывод можно сделать? (Умеем ли мы пользоваться добрыми словами, знаем ли мы их..)
– Так прав ли был инопланетянин? И, действительно, оказывается мы не умеем пользоваться добрыми словами и даже не все могут вспомнить какие слова начинаются со слова добро.
Исследование 2.
– Мы сейчас вспомним какие слова начинаются со
слова добро. У каждого из вас лист на котором
недописаны слова, начало у которых добро.
Попробуйте сначала вписать карандашом
самостоятельно.
Карточка
|
В помощь ученикам:
- Доброжелательность – качество человека, искреннее отношение ко всем, радость встречи со всеми.
- Добролюбие – желает всем счастья, относится ко всем людям со всей любовью и добротой.
- Добросердечность – челове6к с добрым сердцем.
- Добропорядочность – доброе отношение ко всем, без обмана.
- Добрососедство – мир между соседями
- Добросовестность – человек с доброй совестью.
– Легко ли мы справились с заданием? (Нет)
– Какой вывод мы можем сделать?
IV. Беседа по теме урока: «Добрые дела»
– Скажите, а где проявляются такие качества человека? (В жизни, в его поступках.)
– Когда мы можем сказать о нем такими словами? (Когда он совершает добрые дела.)
– А какие добрые дела совершали вы? Какие добрые дела вы хотите совершить в ближайшем будущем?
– Многие люди на земле хотят совершать добро и для этого объединяются в различные общественные организации милосердия, общественные организации и т.д.
– А сейчас я предлагаю вам разделиться на 4 группы и разыграть сценки, которые мы посмотрим и определим являются ли герои вежливыми.
1-я сценка. Мама и папа приходят вечером с работы домой, здороваются с сыном. Говорит, что скучал и что очень рад их видеть.
2-я сценка. Мама и папа приходят вечером с работы, здороваются с сыном. Он в ответ говорит: – Ага! Пока! и уходит гулять.
3-я сценка. Мальчик спрашивает у дедушки как он себя чувствует. Дед отвечает, что плохо. Бабушка просит внука сбегать в аптеку за лекарством, а внук отказывается и убегает на тренировку.
4-я сценка. Мальчик спрашивает у дедушки как он себя чувствует. Дед отвечает, что плохо. Бабушка просит внука сбегать в аптеку за лекарством и внук откладывает тренировку и идет за лекарством.
– Как чувствовали себя герои, когда к ним относились грубо?
– А что меняется, если человек становится добрым и отзывчивым?
– Представьте себя волшебником. Чтобы вы изменили в мире для того, чтобы люди стали добрыми и отзывчивыми.
– А теперь давайте посмотрим, как менялся человек в ералаше и, что его меняло?
Просмотр видеокассеты Ералаш «Безумный день».
– Почему он изменился, что его заставило.
– А чего не хватило ему даже в последней попытке? (Не хватило добрых слов и поступков. Надо было помочь собрать книги, сказать приятного аппетита, , отдать кошелек и сказать пожалуйста.)
V. Выводы по выявленной проблеме
– Итак, какой же вывод мы можем сегодня сделать? Что мы выяснили? (Мы выяснили, что школьники недостаточно знают добрых слов и не всегда совершают добрые дела.)
– Как мы младшие школьники можем повлиять на добрые дела?
(Варианты ответов детей.)
– А я предлагаю вашему вниманию памятку, которая поможет нам с вами идти по дороге добра.
(Каждому ребенку раздается памятка.)
Памятка (см. Приложение 2.)
– А еще как мы можем поспособствовать тому, чтобы люди узнали как можно больше добрых слов? Что необходимо человеку для того, чтобы он умело пользовался этими словами? (Человек должен видеть и слышать эти слова.)
– Я написала для вас на листе добрые слова. Прочтите их.
– А для того чтобы запомнить их, я предлагаю вам выбрать понравившееся для себя новое слово и написать его на карточке. И мы повесим его в классе на любое видное место, что бы все могли его видеть и прочитать.
VI. Итог урока
– И, в заключение, хочу вам прочитать строки одного стихотворения:
К словам привыкаешь день ото дня,
А они первородного смысла полны.
И когда я слышу : «Извини меня!»
Это значит…
Исключи меня из вины!
У слова есть корни и есть родня
Оно не подкидыш под сизым кустом
Когда я слышу : «Защити меня!»
Это значит укрой меня щитом!
Вслушайся! Вникни! Не позабудь!
У слова свой норов, свое нутро.
И если ты в эту проникнешь суть,
Слово тебе сотворит добро!
– Ребята, дарите всем прекрасные слова, совершайте добрые поступки и мир с радостью, услышав ваши искренние пожелания добра, тысячекратно усилит их. И вы будите приятно обрадованы, увидев прекрасные улыбки и сияющие глаза людей, которым вы подарили тепло своей души!
– Благодарю за урок! Спасибо!