Проведение предметных олимпиад в начальной школе (из опыта работы)

Разделы: Внеклассная работа


Проведение предметных олимпиад в начальной школе имеет своей целью отбор детей проявляющих себя при изучении математики и русского языка. Обосновано это было в самом начале работы тем, что среди учащихся 4-х классов города Томска проводится городской тур предметных олимпиад по русскому языку и математике. Детей на городскую олимпиаду надо готовить с целью: правильно воспринимать задания нестандартного характера повышенной трудности и преодолевать психологическую нагрузку при работе в незнакомой обстановке. И чем раньше начать такую работу, тем это будет эффективнее.
С целью выявления детей, готовых выполнять задания повышенной трудности и нестандартного характера, предлагаются в 2-4-х классах задания по русскому языку и по математике. Пример задания по русскому языку в 4 классе.

Задания для 4-х класса по русскому языку

Ф.И. _________________________________________________________

класс ________________  учитель ________________________________

1. Вставь пропущенные буквы. Поставь в словах знак ударения.

Алф…вит, д…кумент, д…суг, п…ртфель, жав…ронок, зан…та, к…лометр, кр…сивее, м…газин, п…ложить, ц…мент.

2. Подчеркни правильный вариант написания слова.

Телеграма, теллеграма, теллеграмма, телеграмма.

3. Подчеркни проверочное слово.

Тяжёлый, тяжесть, тяжело, потяжелеть.

4. Подчеркни слово без приставки.

Спор, осмотр, излом, запах.

5. Вставь в пословицы слова большой – маленький.

Даже самое ________________ дерево выросло из __________________ семени. На _____________________ челне по _________________ озеру не плавают.

6. Подчеркни в стихотворении глаголы.

Это дом или печь?
Это доменная печь!
Что умеет эта печь?
Из руды железо печь! 

Кто без кисти и белил
Крыши города белил?

7. Сколько ответов можно дать на вопрос?

Мы поедем зимой на экскурсию?

_____________________________________________________________

8. Вставь пропущенные буквы, подбери проверочные слова.

Пл…тина – _________________
Нар…дился – _________________
Посп…шил – ___________________
…довитый – _______________________

9. Подчеркнуть словосочетания, в которых есть имена существительные 1-го склонения в дательном падеже.

От пристани по Волге. На ветке сирени. По морю на пароходе. От стаи к стае.

10. Запиши множественное число имён существительных.

Стул – ___________________
Ухо – ______________________
Чудо – _________________  
Ребенок – __________________
Человек – __________________
Телёнок – __________________

11. Выдели основу предложения.

На краю леса рос высокий дуб.
Красной зорькой загорелось небо на востоке.
Метель занесла высокий дуб снегом.

12. Определи, сколько раз встречается звук [ц] в предложении.

Наша ученица Наташа Куницына собирается отправиться в Братск.
_____________________________________________________________

13. Запиши слово, в котором корень будет такой, как в слове работница, приставка – как в слове захотел, суффикс – как в слове молоток.
_______________________________

14. Что означают данные слова?

Уста – __________________________
Очи – __________________________
Перст – _________________________
Чело – __________________________

15. Закончи словосочетания.

Сидеть сложа ________________________
Гнаться за двумя _____________________
Заговаривать ________________________
Медведь на ухо ______________________

 

По результатам проведения школьного тура олимпиады по русскому языку и математике в 4 классах формируются группы для подготовки к участию в городском туре предметных олимпиад. Не всегда после проведения цикла занятий с отобранными детьми сохраняется победитель (занявший 1 место в школьном туре может совсем не выйти победителем для участия в городском туре). Это говорит о том, что специально организованные занятия с детьми помогают раскрыть скрытые возможности ребёнка и дают ему шанс проявить себя на уровне города.
Проводя предметные олимпиады в школе, решаем несколько задач.
Так через задания для учащихся 2-х классов просматриваем, насколько дети могут воспринимать нестандартные задания, проводим совместно с классными руководителями первичный отбор детей. И этих детей пока берут на заметку учителя класса и стараются проводить работу с такими детьми на уроках русского языка и математики.
После проведения школьного тура для учащихся 3-х классов, формируются группы детей, с которыми во втором полугодии учебного года проводится внеклассная работа по предмету на заданиях повышенной трудности. Занятия проводятся во внеурочное время. Группы для занятий формируются из детей разных классов.
Для учащихся 1-х классов олимпиадные задания по русскому языку и математике проводятся в мае. Цель проведения предметных олимпиад для первоклассников: проверка умения ориентироваться в заданиях и осознанности процесса чтения. Пример задания по математике для учащихся 1-го класса.

Олимпиадные задания по математике для учащихся 1-го класса.

Фамилия, имя ____________________________________ Класс _______

1. По небу летали воробей, ворона, стрекоза, ласточка и шмель. Сколько птиц летало? _______________________________________________

2. Стоит в поле дуб, а на дубе 8 веток. На каждой ветке по 2 крупные сладкие сливы. Сколько слив ты можешь собрать? ___________________________________________

3. Вставь числа и знаки математических действий так, чтобы равенство стало верным.

4. Продолжи ряд чисел:

16, 17, 18, ….
2, 4, 6, …..

5. Сколько квадратов на рисунке?

____________________________

6. Начерти три прямые линии так, чтобы они пересекались.

7. Сколько нечетных чисел находится в промежутке чисел от 3 до 17?

____________________________________________________________

8. Мама дала Серёже четыре рубля. Сколько монет и какого достоинства она могла ему дать?

___________________________________________________________________
_________________________________________________________________

9. Сколько концов у трёх с половиной палок?

__________________________________________________________________

10. Три девочки готовили ёлочные игрушки к Новому году. Втроем они работали 3 часа. Сколько часов работала каждая из них?

 

Так как в школьном туре предметных олимпиад участвуют все дети начальных классов, обучающиеся в гимназии, то и набор заданий рассчитан на всех детей.
Эта работа проводится в гимназии несколько лет. Первые два года проводились только олимпиады по русскому языку и математике. В последние годы добавилась олимпиада по литературному чтению. Пример заданий по литературному чтению для детей 4-х классов.

Литературная викторина 4-й класс

1. Сколько лет жили старик со старухой в ветхой землянке?
2. В каком городе жила семья Свансенов в повести о Малыше и Карлсоне?
3. Кто автор повестей о Незнайке и его друзьях?
4. Назовите автора, который придумал Чебурашку.
5. Что надел Рассеянный с улицы Бассейной вместо шляпы?
6. Этот поэт создал стихотворения «Парус», «Бородино», «Узник» и множество других. Был убит на дуэли.
7. Настоящее имя этого американского писателя – Сэмюэль Клеменс. Он придумал историю о приключениях двух озорников – Тома и Гека. Под каким псевдонимом мы знаем этого писателя?
8. Мы часто говорим: «Сказка дедушки Ершова». А ведь самую знаменитую сказку писатель Ершов написал, когда ему еще не исполнилось двадцати лет! Назови эту сказку.
9. Вступлением к какой поэме является знаменитое пушкинское стихотворение «У Лукоморья дуб зеленый…»?
10. Так называется и рассказ Николая Носова и стихотворение Корнея Ивановича Чуковского.
11. Этот писатель создал огромное множество рассказов и повестей о жизни животных. И даже его сказки очень познавательны: «Кто чем поет?», «Чей нос лучше?», «Хвосты» и многие другие. А еще он автор «Лесной газеты». Назовите имя и фамилию этого писателя.
12. Этот герой оказался самым большим в одной сказке и самым маленьким в другой. Назови сказки и их автора.

Проведение предметных олимпиад в начальных классах гимназии дают возможность всем обучающимся в начальных классах попробовать свои силы в выполнении заданий повышенной трудности; повышается интерес к выполнению нестандартных заданий на уроках; дети, проявившие себя в начальных классах по русскому языку и математике при переходе в среднее звено гимназии, остаются под наблюдением учителей математики и русского языка (это не отличники в общепринятом понимании).

Литература.

  1. Белицкая Н.Г, Орг А.О. «Школьные олимпиады», начальная школа, 2-4 классы. Москва, Айрис-Пресс, 2005 г.
  2. Гин С.И. «Логика», Москва, Вита-Пресс. 2001 г.
  3. Еремушкина О.А. «Школьные олимпиады для начальных классов», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2004 г.
  4. Лихтарников Л.М. «Занимательные логические задачи», Санкт-Петербург, «Лань» «МИК», 1996 г.
  5. Леватис Г.Г. «Нестандартные задачи по математике во 2 классе», Москва, «Илекса», 2002 г.
  6. Леватис Г.Г. «Нестандартные задачи по математике в 3 классе», Москва, «Илекса», 2002 г.
  7. Леватис Г.Г. «Нестандартные задачи по математике в 4 классе», Москва, «Илекса», 2003 г.
  8. Русанов В.Н. «Математические олимпиады младших школьников», Москва, «Просвещение», 1990 г.
  9. Сухин И.Г. «Занимательные материалы», Москва, «Вако», 2004 г.
  10. Труднев В.П. «Считай, смекай, отгадывай», Москва, «Просвещение», 1970 г.
  11. «Я иду на урок в начальную школу», олимпиады и интеллектуальные игры. Москва, «Первое сентября» 2000 г.