В системе воспитательного воздействия на учащихся велика роль внеклассных мероприятий на иностранном языке. Они призваны способствовать дальнейшему совершенствованию практического владения учащимися английским языком, нравственному развитию личности, составляя часть единого учебно-воспитательного процесса, дополняя и развивая учебную работу на уроке. Как показывает практика, внеклассные занятия при их правильной организации, рациональном выборе содержания, видов, метолов и приёмов их проведения помогают учителю решать важнейшие задачи образования. Особый психологический микроклимат внеклассной работы – без отрицательных эмоций, без оценок – способствует созданию атмосферы непринуждённости и раскованности, что в свою очередь содействует наиболее полной и всесторонней реализации задач образования и всестороннего развития учащихся. В условиях внеклассной работы учитель имеет возможность более системно и целенаправленно развивать и углублять некоторые из основных понятий, сообщаемых учащимся на уроке иностранного языка, совершенствовать основные речевые умения, предусмотренные программой. Знакомить учащихся с важнейшими произведениями зарубежной литературы, бытом и культурой народы, язык которого изучается.
Анализ опыта проведения внеклассной работы позволяет сформулировать некоторые принципы её организации:
- внеклассная работа должна быть органически связана с учебной работой;
- внеклассная работа по иностранному языку должна строиться на основе учёта возрастных особенностей, а так же знаний и навыков учащихся;
- внеклассная работа по иностранным языкам должна строиться на основе сочетания индивидуальной, кружковой и массовой форм;
- успех внеклассной работы находится в зависимости от того, насколько умело учитель сочетает активность и самостоятельность учащихся со своей руководящей ролью.
Известно, что старший возраст учащихся (9–11 классы) характеризуется интенсивным, физическим и умственным развитием организма, изменением процессов, происходящих в мыслительной деятельности: мышление старшеклассников лучше организовано, оно более последовательно, это возраст “умозаключений, основанных на анализе и синтезе” (В.Д. Аракин).
Внимание старшеклассников привлекают политические и исторические события в нашей стране и за рубежом, достижения науки и техники, жизнь и деятельность великих людей, молодёжи страны изучаемого языка. Все эти особенности личности старшеклассника требуют, чтобы на старшем этапе были созданы условия для творческой активности учащихся для самостоятельной работы с целью расширения и пополнения знаний в иностранном языке. Одним из самых эффективных приёмов организации внеклассной работы является участие старшеклассников в научно-практических конференциях и работа над проектами. (рис.1, рис. 2)
Рис. 1
Рис. 2
Практика показала, что в условиях внеклассной работы со старшеклассниками над проектами учитель выступает в роли консультанта, работа организуется так, что ученик трудится самостоятельно, а учитель только руководит процессом.
Интересными, на мой взгляд, стало проведение литературных гостиных Literature Palour, приуроченных ко дню рождения Роберта Бёрнса. (рис.3, рис.4) Особое внимание обращается на оформление кабинета, где проходит мероприятие. Вместе с ведущими две прекрасные Музы – Терпсихора (Terpsichore), Полигимния (Polyhymnia), чьи атрибуты бубен и лоза винограда – объявляют об открытии литературной гостиной, звучит классическая музыка, зажигаются свечи. Гостями становятся гордые Шотландцы, которые пришли в гости в национальной одежде, сказительницы Ирландии. Участники литературной гостиной становятся свидетелями встречи Роберта Бёрнса и Вальтера Скотта (сцена написана ученицей 11-го класса Саракаевой Элиной).
Рис. 3
Рис. 4
На наш взгляд, работа над стихами является одним из средств повышения интереса к иностранному языку. Эта работа доставляет ребятам эстетическое удовольствие, воспитывает художественный вкус, включает их в процесс творчества, расширяет кругозор.
В этих стихотворных переводах не всё гладко, естественно не хватает и профессионального мастерства. Но как много рассказывают они нам о ребятах и помогают лучше узнать и понять их. И, безусловно, учитель иностранного языка должен работать в тесном контакте с учителем литературы, тогда работа эта станет по-настоящему полезной и полноценной. Результатом данной внеклассной работы стал журнал “Sunrise”.
25 января, в день рождения Роберта Бёрнса провожу урок поэзии, который вызывает живой отклик у учащихся (Приложение 1). Мы готовим доклады: The lyrical self in the poetry of Burns, Burns and Marshak, Some similarities between Pushkin and Burns, Scottish festivals, читаем стихи.
Изучение традиций и обычаев страны изучаемого языка предполагает изучение и подбор большого количества материала. Наряду с, уже ставшими традиционными, праздниками – День св. Валентина, Halloween, в прошлом году в 5 “А” классе 25 декабря провели большой красочный праздник Christmas (рис.5). Ангелы возвещают о рождении Христа, дети с воодушевлением поют Jingle Bells. Появляется Лорд Беспорядок /Lord Misrule/ и его свита, разодетая в яркие платья, ленты, колокольчики. Лорд Беспорядок напоминает о приходе Рождества.
Рис. 5
Вместе с Лордом Беспорядком на праздник приходит Abbort Mork (Мнимый аббат) с Hobbie-horse и возвещает: A Merry Christmas to us all, my dears. God bless us! И вот встреча с Santa Claus. Праздник Рождества получился очень весёлый, с играми, танцами, песнями, с героями Английского народа.
Кружковая форма работы с учащимися является наиболее распространённой формой внеклассной работы. Кружковая, совместная работа захватывает и увлекает детей. Кружковая работа рассчитана на продолжительный промежуток времени и осуществляется под руководством учителя.
В целях пробуждения активности Учащихся необходимо обсуждать план работы кружка с его участниками и вносить в план работы все их разумные пожелания. Кружок иностранного языка, хотя бы частично, заменяет для учащихся ту среду иностранного языка, которая крайне необходима для активного овладения языком. Академик Щерба в своих работах по методике писал, что лучшим способом совершенствования знаний по языку является посещение страны изучаемого языка. Но так как этого сделать в массовом порядке невозможно, то хорошо создавать такую среду, атмосферу иностранного языка на занятиях кружка. Анализ опыта внеклассной работы показывает, что кружковые занятия могут следовать за тематикой классных занятий, но они не должны копировать урока; форма занятия не должна терять специфики внеклассной работы.
В начале учебного года на базе 6-го “А” класса был создан кружок:
LOGOS
L – learning
O – organizing
G – generating
О – observing
S – succeeding
Рис. 6
На первом занятии я прочитала ученикам слова Эрона Хилла:
Британия с Россией только в именах не схожи
Природа утверждает, что все нации похожи
И отдалённым братьям – делить один лишь мир
И разум человека везде – кумир.
Это стало девизом нашей работы. На одном из заседаний кружка мы совершили воображаемое путешествие в Англию XV века, и к нам на встречу пришли герои праздника: храбрый Робин Гуд и его смелые друзья. Звучали баллады о Робин Гуде, где воспевались его подвиги. Интересным получился спектакль. Перед тем, как распределить роли, провели кастинг. Ребята с удовольствием учили роли, занимались декорацией. При отборе детей на роли мы руководствуемся их желаниями и индивидуальными данными.
На мой взгляд, театр, спектакли на английском языке является замечательной школой для учащихся. Обращение к театру, как к одной из форм активной внеклассной работы стало у нас в школе всё более частым явлением. Важными факторами при подборе репертуара является соответствие предполагаемого английского текста языковым знаниям школьников и возможность массового вовлечения детей в спектакль. Ребята познают, что такое упорный труд, творческое волнение. Работая с учащимися, я всегда опираюсь на их творчество, фантазию, сообразительность.
В своей внеклассной работе по языку я обязательно привлекаю родителей. Так, в 1-м классе после 10–12 занятий в конце мая проводили КВН. Очень ребятам нравятся литературные карнавалы. “Мы идем через лес к волшебному дворцу”. Дорога интересная, хотя и трудная. Мы встречаем Трёх поросят, Красную Шапочку, Серый Волк пытается нас задержать. В лесу появляются индейцы, они танцуют и поют. Им на смену приходят гномы, которые приглашают ребят танцевать потому, что “Dancing is a language you can speak with anyone”. Наконец, мы подошли к дворцу, где нас встречает Золушка, Принц, Волшебник Изумрудного города и другие сказочные герои.
Заканчивается литературный карнавал конкурсом, где жюри зрители.
В арсенале внеклассных мероприятий по языку: встречи с Мэри Поппинс, путешествие во времени с помощью Time machine, Поле Чудес, Marry train, Magic Book.
В заключении хотелось бы сказать, как велико значение внеклассной работы по иностранному языку для воспитания устойчивого интереса к предмету, а интерес является важным стимулом в деле мобилизации учащихся на активную, целеустремлённую работу по изучению языка.
И ещё, учитель иностранного языка должен изыскивать новые виды внеклассной работы и обязательно творчески подходить к её организации.