Цели:
- Образовательные:
- познакомить со звуками [т], [т'] и их обозначением буквой Т;
- закрепить умение различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, учить читать и писать слова с буквой Т(т).
- Развивающие:
- продолжить обучение звуковому разбору слов, развивать речевую деятельность и фонематический слух, мышление и воображение, обогащать эмоциональный мир детей.
- Воспитывающие:
- воспитание культуры общения, любви к родной речи, русскому языку;
- приобщение детей к здоровому образу жизни.
Оборудование: учебник “Грамота” под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана-Граф, 2004 г., карта путешествия по городу Здоровейску, печатные слова, рисунки, магнитные буквы, аудиозапись “Для чего нужна зарядка” муз. Рыбкина.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
II. Актуализация
– Сегодня на уроке обучения грамоте мы будем вспоминать изученные звуки и буквы, делить слова на слоги, правильно ставить ударение, решать логические задачи, а так же откроем новое знание. Начнём наш урок с интеллектуальной разминки. Проведём её в виде игры.
1. Игра “Четвёртый лишний”
а) Й Р С Л – лишняя буква “с” – обозначает глухой согласный звук.
б) О И У Ы – лишняя буква “и” – обозначает мягкость согласного звука.
в) Я Е Ю Д – лишняя буква “д”, она – согласная.
г) Н О Г К – лишняя буква “о”, она – гласная.д) СЫРОК
МАСЛО
МОЛОКО
ЛИМОН
Дети: Лишнее слово молоко, в нем три слога.
Учитель: Слово здесь лишнее, но в жизни молоко – это очень полезный продукт.
2. Игра “Составь слово” из букв: Й, К, А, З, А.
Дети: З А Й К А.
Учитель: Молодцы! А вот и сам Зайка. Да он с сообщением. “К вам на урок спешил Здоровячок, но по пути его захватил в плен злодей Вирус. Он просит его освободить и даже указывает маршрут движения по городу Здоровейску, но предупреждает, что вас ждут испытания. Их надо преодолеть. Ехать придётся на трамвайчике. Здесь и билет. Приобрести его мы можем не за деньги, а за знания, за правильный ответ. Зайка согласен быть вагоновожатым.
Карта путешествия по городу Здоровейску
III. Изучение нового материала
1. Знакомство с буквой Т(т)
а) Звуко-буквенный анализ слова билет, выделение звука [т].
б) Характеристика звука [т].
– Дети, охарактеризуйте звук [т]. (Звук [т] согласный, твёрдый, глухой.)
– Молодцы!
В путь-дорогу собираемся
За Здоровячком отправляемся.
Остановка “Зоопарк”
– С каким настроением люди идут в зоопарк?
– Вот и первый житель зоопарка:
Он меньше льва, но больше кошки.
Рыжий и усатый, весь полосатый.
С виду кроток, но не верь –
Страшен в гневе этот зверь!
– Вы его узнали? Кто это?
в) Звуко-буквенный анализ слова тигр, выделение звука [т`].
– Дети, охарактеризуйте первый звук [т`] (Звук [т`] согласный, мягкий, глухой.)
– Какой буквой обозначают эти звуки? Найдите эту букву в алфавите.
2. Знакомство с буквой Т(т), стихи о букве Т(т)
Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?Стал под буквой Т трамвай:
Хочешь ехать – не зевай!Т – зовет тебя в такси.
Ты шофера попроси –
Вмиг тебя доставит он
Точно в заданный район.”
Остновка "Потрудись-ка!"
3. Работа в тетради “Грамота”( № 3, стр. 29)
Письмо печатной заглавной и строчной буквы Т(т), прописывание элементов письменной строчной буквы т.
4. Физминутка с проговариванием слов
Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В школу смело отправляйся”.
Остановка "Читалочка"
5. Чтение слогов, слов с буквой Т(т) (учебник стр. 136)
а) Прочитать по окошкам слоги с буквой Т.
– По строкам.
– По столбцам.
– Только слоги с мягким согласным звуком [т'].
б) Чтение слов по строчкам.
– По столбикам.
– Слова с буквой т.
– Слова с одним слогом.
Остановка "Спортивная"
6. Чтение предложений
Самолёт Таня Коля Утки |
делает зарядку. летит над морем. улетают на юг. рисует котенка. |
– Прочитать левый столбик слов.
– Прочитать правый столбик.
– Читаем по строке.
– Что вы думаете о прочитанном? (Здесь нет смысла.)
– Да, мы забыли прочитать задание: “Составьте предложение”.
– Кто рисует котёнка? (Таня рисует котенка.)
– Кто делает зарядку? (Коля делает зарядку. Таня делает зарядку.)
– Для чего нужна зарядка? (Ответы детей.)
7. Физминутка
Песня. Проводиться под фонограмму “Для чего нужна зарядка” муз. Рыбкина.
8. Разгадывание зашифрованных слов
– Выложите из разрезной магнитной азбуки слово корт . Объясните, что оно означает? (Спортивная площадка для игры в теннис.)
– Разгадайте зашифрованное слово. (Крот)
– Сколь слогов в слове крот?
– Какой звук последний?
9. Проговаривание
– С какой буквой познакомились?
– Что вы узнали о букве Т?
В путь-дорогу собирайся,
За Здоровячком отправляйся!
Следующая остановка – "Витаминная"
IV. Составление советов по здоровому образу жизни
– Составьте из разрезной азбуки слово (Салат)
– Почему здесь это слово? (Ответы детей.)
– Кто прочитает зашифрованное слово?
А'ТЛАС или АТЛА'С
Дети объясняют значения слов АТЛА'С и А'ТЛАС.
– Молодцы! Мы уничтожили Вирус своими знаниями и освободили Здоровячка! А какой совет даёт вам Здоровячок подскажут слова:
МОРКОВЬ
САЛАТ
ЯБЛОКО
СВЁКЛА
ЛУК
ТЫКВА
Здоровячок
– Так какой же совет даёт нам Здоровячок? (Дети высказывают свои мнения о пользе овощей и фруктов.)
V. Подведение итога урока
Оценка деятельности детей. Самооценка работы детей. В заключение урока дети читают стихи, мотивирующие на здоровый образ жизни.
Прежде чем за стол мне сесть,
Я подумаю, что съесть.Ешьте овощи и фрукты –
Они полезные продукты.Чтоб здоровым, сильным быть
Со спортом мы должны дружить.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.
Здоровье свое береги с малых лет -
Оно нас избавит от боли и бед.