Урок по проблеме "Мотивация учащихся на здоровый образ жизни" на тему: "Звуки [т], [т'], буква Т, т" (УМК "Начальная школа XXI века")

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • Образовательные:
    • познакомить со звуками [т], [т'] и их обозначением буквой Т;
    • закрепить умение различать гласные и согласные звуки, твердые и мягкие согласные звуки, учить читать и писать слова с буквой Т(т).
  • Развивающие:
    • продолжить обучение звуковому разбору слов, развивать речевую деятельность и фонематический слух, мышление и воображение, обогащать эмоциональный мир детей.
  • Воспитывающие:
    • воспитание культуры общения, любви к родной речи, русскому языку;
    • приобщение детей к здоровому образу жизни.

Оборудование: учебник “Грамота” под ред. Л.Е. Журовой. М.: Вентана-Граф, 2004 г., карта путешествия по городу Здоровейску, печатные слова, рисунки, магнитные буквы, аудиозапись “Для чего нужна зарядка” муз. Рыбкина.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Актуализация

– Сегодня на уроке обучения грамоте мы будем вспоминать изученные звуки и буквы, делить слова на слоги, правильно ставить ударение, решать логические задачи, а так же откроем новое знание. Начнём наш урок с интеллектуальной разминки. Проведём её в виде игры.

1. Игра “Четвёртый лишний”

а) Й Р С Л – лишняя буква “с” – обозначает глухой согласный звук.
б) О И У Ы – лишняя буква “и” – обозначает мягкость согласного звука.
в) Я Е Ю Д – лишняя буква “д”, она – согласная.
г) Н О Г К – лишняя буква “о”, она – гласная.

д) СЫРОК
МАСЛО
МОЛОКО
ЛИМОН

Дети: Лишнее слово молоко, в нем три слога.

Учитель: Слово здесь лишнее, но в жизни молоко – это очень полезный продукт.

2. Игра “Составь слово” из букв: Й, К, А, З, А.

Дети: З А Й К А.

Учитель: Молодцы! А вот и сам Зайка. Да он с сообщением. “К вам на урок спешил Здоровячок, но по пути его захватил в плен злодей Вирус. Он просит его освободить и даже указывает маршрут движения по городу Здоровейску, но предупреждает, что вас ждут испытания. Их надо преодолеть. Ехать придётся на трамвайчике. Здесь и билет. Приобрести его мы можем не за деньги, а за знания, за правильный ответ. Зайка согласен быть вагоновожатым.

Карта путешествия по городу Здоровейску

Карта путешествия по городу Здоровейску

III. Изучение нового материала

1. Знакомство с буквой Т(т)

а) Звуко-буквенный анализ слова билет, выделение звука [т].

б) Характеристика звука [т].

– Дети, охарактеризуйте звук [т]. (Звук [т] согласный, твёрдый, глухой.)

– Молодцы!

В путь-дорогу собираемся
За Здоровячком отправляемся.

Остановка “Зоопарк”

– С каким настроением люди идут в зоопарк?

– Вот и первый житель зоопарка:

Он меньше льва, но больше кошки.
Рыжий и усатый, весь полосатый.
С виду кроток, но не верь –
Страшен в гневе этот зверь!

– Вы его узнали? Кто это?

в) Звуко-буквенный анализ слова тигр, выделение звука [т`].

– Дети, охарактеризуйте первый звук [т`] (Звук [т`] согласный, мягкий, глухой.)

– Какой буквой обозначают эти звуки? Найдите эту букву в алфавите.

2. Знакомство с буквой Т(т), стихи о букве Т(т)

Отвечайте, кто знаток:
Это что за молоток?

Стал под буквой Т трамвай:
Хочешь ехать – не зевай!

Т – зовет тебя в такси.
Ты шофера попроси –
Вмиг тебя доставит он
Точно в заданный район.”

Остновка "Потрудись-ка!"

3. Работа в тетради “Грамота”( № 3, стр. 29)

Письмо печатной заглавной и строчной буквы Т(т), прописывание элементов письменной строчной буквы т.

4. Физминутка с проговариванием слов

Рано утром просыпайся,
Себе, людям улыбайся,
Ты зарядкой занимайся,
Обливайся, вытирайся
Всегда правильно питайся,
Аккуратно одевайся,
В школу смело отправляйся”.

Остановка "Читалочка"

5. Чтение слогов, слов с буквой Т(т) (учебник стр. 136)

а) Прочитать по окошкам слоги с буквой Т.
– По строкам.
– По столбцам.
– Только слоги с мягким согласным звуком [т'].

б) Чтение слов по строчкам.
– По столбикам.
– Слова с буквой т.
– Слова с одним слогом.

Остановка "Спортивная"

6. Чтение предложений

Самолёт
Таня
Коля
Утки
делает зарядку.
летит над морем.
улетают на юг.
рисует котенка.

– Прочитать левый столбик слов.

– Прочитать правый столбик.

– Читаем по строке.

– Что вы думаете о прочитанном? (Здесь нет смысла.)

– Да, мы забыли прочитать задание: “Составьте предложение”.

– Кто рисует котёнка? (Таня рисует котенка.)

– Кто делает зарядку? (Коля делает зарядку. Таня делает зарядку.)

– Для чего нужна зарядка? (Ответы детей.)

7. Физминутка

Песня. Проводиться под фонограмму “Для чего нужна зарядка” муз. Рыбкина.

8. Разгадывание зашифрованных слов

– Выложите из разрезной магнитной азбуки слово корт . Объясните, что оно означает? (Спортивная площадка для игры в теннис.)

– Разгадайте зашифрованное слово. (Крот)

– Сколь слогов в слове крот?

– Какой звук последний?

9. Проговаривание

– С какой буквой познакомились?

– Что вы узнали о букве Т?

В путь-дорогу собирайся,
За Здоровячком отправляйся!

Следующая остановка – "Витаминная"

IV. Составление советов по здоровому образу жизни

– Составьте из разрезной азбуки слово (Салат)

– Почему здесь это слово? (Ответы детей.)

– Кто прочитает зашифрованное слово?

А'ТЛАС или АТЛА'С

Дети объясняют значения слов АТЛА'С и А'ТЛАС.

– Молодцы! Мы уничтожили Вирус своими знаниями и освободили Здоровячка! А какой совет даёт вам Здоровячок подскажут слова:

МОРКОВЬ
САЛАТ
ЯБЛОКО
СВЁКЛА
ЛУК
ТЫКВА

Здоровячок

Здоровячок

– Так какой же совет даёт нам Здоровячок? (Дети высказывают свои мнения о пользе овощей и фруктов.)

V. Подведение итога урока

Оценка деятельности детей. Самооценка работы детей. В заключение урока дети читают стихи, мотивирующие на здоровый образ жизни.

  • Прежде чем за стол мне сесть,
    Я подумаю, что съесть.

  • Ешьте овощи и фрукты –
    Они полезные продукты.

  • Чтоб здоровым, сильным быть
    Со спортом мы должны дружить.

  • Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.

  • Здоровье свое береги с малых лет -
    Оно нас избавит от боли и бед.