Цели урока.
- Обобщить начальное представление о тексте.
- Продолжать работу над орфограммами: заглавная буква в именах собственных, перенос слов с мягким знаком в середине, оформление предложений.
- Тренировать учащихся в умении анализировать, сравнивать, обобщать.
- Развивать устную речь детей.
Оборудование:
- Картина “Зимние игры детей”.
- Образцы написания письменных букв.
- Словарные слова.
- Портреты “детского настроения”.
- Тетрадь по письму. Н.В.Нечаева, Н.К.Булычёва.
1. Организационный момент.
– Урок письма. Сегодня продолжим учиться красиво и грамотно писать, делить слова для переноса, работать с текстом и отгадывать ребусы.
2. Актуализация знаний.
– Начнём работу с игры “Дополни предложение”.
– Звуки бывают (гласные и согласные).
– Согласные бывают (твёрдые и мягкие, звонкие и глухие).
– После мягкого согласного пишутся буквы (Я, Ё, Ю, Е, И и буква Ь знак).
– Слова переносятся по (слогам).
– Имена людей пишутся с (заглавной буквы).
– Первое слово в предложении пишется с (заглавной буквы).
– В конце предложения ставим (точку).
– Молодцы. Переходим к работе по прописи с. 16.
– Но сначала скажите, о чём будем помнить во время письма.
(Тетрадь с наклоном положу,
Ручку правильно держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь).
3. Постановка проблемы.
Всему название дано
И зверю, и предмету
Вещей вокруг полным, полно –
А безымянных нету!И все, что может видеть глаз, –
Над нами, и под нами, –
И всё что в памяти у нас,
Означено словами.
– Прочитайте жужжащим чтением слова вверху страницы и представьте предметы, которые они обозначают.
(Дети читают слова: ПАЛЬТО, ИНЕЙ, Игорь, КОНЬКИ, ДОЖДЬ, СНЕГ).
– Какие слова можно объединить в группы?
(Дети объединяют в группы по значению, по наличию ь знака и т.д.).
– Выполним 1 задание. Разделим слова на слоги и выпишем те из них, которые можем перенести с одной строки на другую. (Учащиеся упражняются в делении слов на слоги и называют слова, которые можно перенести).
Запись на доске и в тетрадях – ПАЛЬ-ТО КОНЬ-КИ.
– Можно ли объединить эти слова по в одну группу?
– По какому признаку? (По переносу).
Вывод. Как можно переносить слова?
– Выполним следующее задание. Подчеркнём слова, в которых звуков меньше, чем букв. (Ребята называют слова с мягким знаком).
– Что показывает мягкий знак?(Мягкий знак указывает на мягкость согласного звука).
Вывод.
Мягкий знак, хитрый знак
Не назвать его никак.
Он не произносится,
А в слово так и просится.
– Какие из слов верхней строки спрятались на картине?
4. Работа по картине.
Открывается картина “Зимние игры детей”).
Дети называют слова снег, иней, коньки, пальто, подбирают признаки к этим предметам.
– Какое время года изображено? (Зима).
– Какие забавы зимой радуют детей? (Дети составляют предложения).
– А в каких зимних играх приняли участие вы?
– Кто любит кататься на санках? На лыжах? На коньках?
А кто лепил снеговика? Играл в снежки?
– Да, весело зимой! Особенно когда хорошая погода, ярко светит солнышко.
– Встали дети по порядку, выполним зимнюю зарядку.
5. Физкультминутка.
(Запись на магнитофоне).
Мы на лыжах в лес идём – дети показывают движение Мы взбираемся на холм – лыжника Мы немного отдохнём – руки вверх, вниз Слепим мы комочки снега – “делают” снежок Поиграем до обеда – кидаем и увёртываемся от снежков Не боимся мы мороза – хлопок по плечам Ловим снег, хлопок в ладоши – хлопки в ладоши Слепим ком большой – наклон вперёд Его покатили всей гурьбой – катим ком Руки в стороны, по швам – руки в стороны, вниз Снега хватит вам и нам. – руки в стороны, вверх, вперёд и вниз
6. Работа над предложениями и текстом.
– В следующем задании мы узнаем чем увлекался Игорь зимой.
– Прочитаем жужжащим чтением.
– Что вы узнали про Игоря?
– Что заметили в задании? (В задании все слова записаны с прописной буквы и нет знаков препинания).
– Наведём порядок с помощью простого карандаша – разобьём на предложения.
– Читаем 1 предложение. Отметим опасные места. (Первое слово в предложении пишем с заглавной буквы, в конце предложения ставим точку).
Дети читают следующее предложение и т.д.
– Сколько получилось предложений?
– Можно эти предложения назвать текстом?
– Как догадался?
(Это текст. В нём 3 предложения. Предложения связаны по смыслу, поясняют предыдущее).
7. Физкультминутка для глаз.
– Выполним задание. Спишите текст, деля его на предложения. (Дети записывают текст под управлением. Повторяем правила списывания.
– Читаем как написано, диктую себе по слогам.
– Перед письмом что проверяем?
Тетрадь правильно кладу,
Ручку правильно держу,
За посадкою слежу,
Аккуратненько пишу.
8. Проверка. Работа со словами из словаря.
В тексте встретились слова с трудным написанием.
(Открываются слова с иллюстрациями – ПАЛЬТО, КОНЬКИ).
– Кто знает значение этих слов? (Дети рассказывают о коньках и пальто. Учитель дополняет).
– Назови опасное место в слове.
– Сколько раз встретилось в тексте?
– При делении для переноса мы тоже писали их.
– Подчеркните опасную букву в словах.
Вывод. Правописание этих слов нельзя проверить, поэтому надо запомнить.
9. Отгадывание ребусов.
– А какое задание осталось на странице? (Будем отгадывать ребусы).
– Отгадав их, мы узнаем, кто ещё вместе с Игорем был на катке.
– Кто отгадал? Кто согласен? Что можно сказать о словах? (Это имена мальчиков.
Пишем с заглавной буквы).
На доске идёт запись слов с комментированием.
– Выполним задание. Подчеркнем буквы мягких согласных и буквы, которые указывают на их мягкость.
Вывод. Какие гласные указывают на мягкость согласных звуков? (Я, Ё, Е, Ю, И и буква Ь знак).
10. Итог урока.
– Чему учились? Что было интересно? Кому было трудно? Выбери портрет своего настроения на уроке. – Молодцы! Урок окончен.
Словарная работа на уроке. Коньки – узкие полозья, прикрепляемые к обуви для катания на льду.
Изгиб конька обычно украшали изображением лошадиной головы.
Коньки – вид спорта, катание, бег на таких полозьях.
Металлические коньки впервые появились почти ЗОО лет назад. Молодой царь Пётр 1 сам выковал для себя железные коньки. Их называли скороходами.
Пальто – верхняя одежда, надеваемая поверх платья, костюма.
Иней – тонкий снежный слой.