Цель урока: Познакомить с программным прикладным средством обработки числовой информации.
Ход урока
Актуализация знаний:
- С какими видами информации работают известные вам программные средства?
- Какие программные средства используются для работы с текстом?
- Перечислите известные Вам текстовые редакторы?
- Какие программные средства используются для работы с графическими объектами?
- Какие программные средства используются для работы с музыкой?
- Знакомы ли Вы с программой, которая предназначена для работы с числовой информацией?
Теоретическая часть урока
Для работы с числовой информацией (данными) используют специальную программу, называемую электронной таблицей или табличным процессором. В пакете прикладных программ MS Office табличный процессор называется Microsoft Excel. Разработаны различные версии данных программ, но основные приемы остаются неизменными. Для усвоения основных приемов работы с электронной таблицей воспользуемся нашей версией.
Запустите для просмотра презентацию “Электронные таблицы”. Изучите ее и запишите ответы на вопросы:
- для чего предназначена электронная таблица?
- что такое рабочий лист?
- что такое рабочая книга?
- что является основным элементом электронной таблицы?
- что такое имя ячейки?
- какие типы данных могут храниться в ячейке?
- как обозначается диапазон ячеек?
- какое расширение имеют файлы, созданные в среде Excel?
Практическая работа №1 “Знакомство с электронной таблицей Excel”.
1. Решите с помощью EXCEL задачу: Вычислить сумму покупки в магазине канцелярских товаров.
Для запуска программы воспользуйтесь главным меню рабочего стола Пуск/Все программы/ MS Office / MS Excel.
Далее:
- В ячейку A1 введите заголовок Стоимость покупки.
- В ячейки A2, B2, C2, D2 соответственно Товар, Цена, Количество, Стоимость.
- Чтобы увеличить ширину столбцов, выполните следующие действия: выделите всю таблицу, Формат-столбец-ширина-введите 12.
- В столбце Товар (ячейки A3, A4, A5, A6, A7) введите названия товаров, например: тетрадь, ручка, карандаш.
- В столбце Цена (ячейки B3, B4, B5, B6, B7) введите цену товаров, например: 17,78 .
- Аналогично в столбец Количество введите количество покупаемых товаров.
2. Проведем вычисления в столбце Стоимость. Для этого:
Установим курсор в ячейку D3 и введем формулу =B3*C3
(стоимость=цена*количество)
Внимание! Любая формула начинается co знака =; в имени ячейки используются только латинские буквы!
3. Выделим ячейку D3, установим курсор в правый нижний угол этой ячейки так, чтобы он принял вид “крестика” и потянем курсор вниз до ячейки D7 - распространим формулу на блок ячеек D4:D7 .
4. Вы видите, что расчет произошел автоматически, по формуле. Если установить сейчас курсор в ячейку D4, то в строке формул вы увидите =B4*C4; в ячейке D5 соответственно =B5*C5 .
5. Найдем общую стоимость покупки. Для этого в ячейку C9 введем текст Итого, а в ячейку D9 формулу для нахождения суммы. Удобнее всего это сделать с помощью автосуммирования. Найдите на панели Стандартная кнопку Автосумма, щелкните по ней, будет выделен блок ячеек D3:D7, а в ячейке D9 появится формула =СУММ(D3:D8). Осталось нажать клавишу Enter
6. Сохраните файл задачи в папке своего класса под именем Фамилия1.
7. Выполните перерасчет - измените цену и количество некоторых товаров. Вы увидите, что в программе EXCEL расчеты выполнились автоматически, по введенным вами формулам.
8. Продемонстрируйте учителю результат вашей работы и ответьте на его вопросы.
Рефлексия
- С каким программным средством мы сегодня познакомились?
- Чем отличается электронная таблица от текстового редактора?
- Какую особенность электронных таблиц Вы заметили?
Здесь нужно обратить внимание учащихся на то, что в ячейке вместо формулы появляется результат решения, о чем в теории не было сказано ни слова.
Домашнее задание.
Выучить основные понятия темы.