Цель:
- (см. Приложение 1.Слайд 2) способствовать формированию представления о композиционном построении узоров;
- продолжить формирование и развитие познавательного интереса учащихся к предмету, развитие творческих способностей учащихся, воспитание эстетического вкуса и правильного отношения к общечеловеческим ценностям.
Задачи: (см. Приложение 1. Слайд 2)
- познакомить учащихся с историей вышивки орнаментов;
- композицией построения узора;
- дать представление о композиции и орнаменте;
- научить составлению раппорта с использованием ИКТ.
Ход урока
I. Изучение нового материала
История вышивки
Рассказ учителя: Вышивание известно было в глубокой древности, колыбелью его считается Восток. Греки приписывают изобретение вышивки Минерве, Афине-Палладе. Легенда об Арахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав ее на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Манерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась, и была богинею превращена в паука.
(Заслушиваем рассказы детей об истории вышивания.)
Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, ее истории, культуры.
Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, в виде прямых полос по краю одежды. В орнаментах воплощались изображения зверей, птиц, растений.
(Заслушиваем рассказы учащихся об орнаментах других народов.)
Объяснение смысловых понятий, заложенных в изображения орнамента.
(см. Приложение 1. Слайд 3)
3. Знакомство с основными терминами. (см. Приложение 1. Слайды 4, 5)
Произведения декоративного народного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционные и современные творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции.
Композиции – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.
Форма и содержание зависят от:
- назначения изделия;
- расположения узора на изделии
- выбора цвета для его выполнения
От характера и расположения композиции зависит выбор орнамента.
Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы.
Повторяющиеся элементы в орнаменте называются раппортом.
Виды орнамента.(см. Приложение 1. Слайд 6)
Выбор орнамента зависит от характера и расположения композиции:
- для украшения середины или края изделия применяется ленточный орнамент;
- заполнить всю поверхность узором помогает сетчатый орнамент;
- хорошим украшением центральной части изделия может служить розеточный орнамент.
Для снятия, у учащихся утомления, провожу упражнения для профилактики нарушений осанки и укрепления вестибулярного аппарата. (1-3 мин)
Укрепление вестибулярного аппарата
Упражнение выполняется сидя.
1. Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.
2. Повороты головы вправо и влево до упора.
3. Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад.
Профилактика нарушений осанки
1. Исходное положение — стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.
II. Закрепление изученного материала.
Практическая работа в парах с использованием ИКТ “Составление композиций (орнамента)”. Работа в программе Paint, графический редактор 15 мин.
Целевой обход учащихся с контролем правильности выбора композиции (орнамента) в зависимости от формы и содержания.
III. Анализ и оценка урока.
Анализирую урок, отмечаю ошибки учащихся, оцениваю работу каждой пары.