Тема урока: "Вышивка" с использованием ИКТ. 6-й класс

Разделы: Технология

Класс: 6


Цель:

  • (см. Приложение 1.Слайд 2) способствовать формированию представления о композиционном построении узоров;
  • продолжить формирование и развитие познавательного интереса учащихся к предмету, развитие творческих способностей учащихся, воспитание эстетического вкуса и правильного отношения к общечеловеческим ценностям.

Задачи: (см. Приложение 1. Слайд 2)

  • познакомить учащихся с историей вышивки орнаментов;
  • композицией построения узора;
  • дать представление о композиции и орнаменте;
  • научить составлению раппорта с использованием ИКТ.

Ход урока

I. Изучение нового материала

История вышивки

Рассказ учителя: Вышивание известно было в глубокой древности, колыбелью его считается Восток. Греки приписывают изобретение вышивки Минерве, Афине-Палладе. Легенда об Арахне, подробно переданная в метаморфозах Овидия, рассказывает, что дочь красильщика Идмона в Колофоне, выучившись у богини ткать и вышивать, превзошла в этом искусстве свою преподавательницу и, вызвав ее на состязание, победила в большой вышивке, изображающей похождения богов. Манерва, рассерженная своим поражением, бросила челнок в голову соперницы; Арахна с горя повесилась, и была богинею превращена в паука.

(Заслушиваем рассказы детей об истории вышивания.)

Народные вышивки издавна славятся разнообразием и оригинальностью узоров, восхищают нас утонченностью цветовых решений. Они создавались веками и зависят от географического положения страны, ее истории, культуры.

Для русской вышивки характерны мотивы геометрического и растительного орнаментов, в виде прямых полос по краю одежды. В орнаментах воплощались изображения зверей, птиц, растений.

(Заслушиваем рассказы учащихся об орнаментах других народов.)

Объяснение смысловых понятий, заложенных в изображения орнамента.

(см. Приложение 1. Слайд 3)

3. Знакомство с основными терминами. (см. Приложение 1. Слайды 4, 5)

Произведения декоративного народного искусства хранятся во многих музеях страны и по-прежнему восхищают нас своей красотой. В наше время в вышивании прекрасно соединяются традиционные и современные творческие начала. Нынешние мастера используют старинные швы, а также создают свои новые декоративные швы, композиции.

Композиции – это объединение элементов изображения в одно художественное целое, имеющее единую форму и содержание.

Форма и содержание зависят от:

  • назначения изделия;
  • расположения узора на изделии
  • выбора цвета для его выполнения

От характера и расположения композиции зависит выбор орнамента.

Орнамент – последовательное повторение отдельных узоров или целой группы.

Повторяющиеся элементы в орнаменте называются раппортом.

Виды орнамента.(см. Приложение 1. Слайд 6)

Выбор орнамента зависит от характера и расположения композиции:

  • для украшения середины или края изделия применяется ленточный орнамент;
  • заполнить всю поверхность узором помогает сетчатый орнамент;
  • хорошим украшением центральной части изделия может служить розеточный орнамент.

Для снятия, у учащихся утомления, провожу упражнения для профилактики нарушений осанки и укрепления вестибулярного аппарата. (1-3 мин)

Укрепление вестибулярного аппарата

Упражнение выполняется сидя.

1. Наклоны головы вперед и назад до касания затылком спины.

2. Повороты головы вправо и влево до упора.

3. Круговые движения головой в трех положениях: голова прямо, голова наклонена вперед, голова запрокинута назад.

Профилактика нарушений осанки

1. Исходное положение — стоя. Правую руку поднять вверх, согнуть в локте и завести за спину. Левую руку опустить вниз, согнуть в локте и завести за спину. Коснуться или сцепить пальцы правой и левой руки у правой лопатки. Плечи слегка отвести назад, подбородок поднять и вытянуть вперед. Повторить упражнение, начиная с левой руки.

II. Закрепление изученного материала.

Практическая работа в парах с использованием ИКТ “Составление композиций (орнамента)”. Работа в программе Paint, графический редактор 15 мин.

Целевой обход учащихся с контролем правильности выбора композиции (орнамента) в зависимости от формы и содержания.

III. Анализ и оценка урока.

Анализирую урок, отмечаю ошибки учащихся, оцениваю работу каждой пары.