Программа адаптации и преемственности дошкольного и начального школьного образования

Разделы: Администрирование школы, Общепедагогические технологии


ПРОГРАММА адаптации первоклассников в условиях школы-сада, обеспечения преемственности между дошкольным и начальным звеном образования.

Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Задачи:

  1. Согласование целей и задач дошкольного и школьного начального образования.
  2. Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психо-физического развития дошкольника и младшего школьника.
  3. Обеспечение готовности педагогов дошкольных групп и начальной школы к созданию условий для развития ведущих видов деятельности каждого периода детства (игровая и учебная деятельность).
  4. Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.
  5. Обеспечивание отслеживания психофизического развития ребенка на каждом возрастном этапе.

Пояснительная записка.

Школа-детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребенка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.

Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.

С 1998 года школа-сад работает над реализацией единой Программы предшкольной подготовки и начального обучения по учебно-методическим комплексам Программы НОУ ЦРО ИНОС г. Москва, что обеспечивает преемственность и непрерывность в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.

Работа учителей начальной школы в подготовительных группах: (проведение занятий по подготовке руки к письму, английскому языку, физической культуре, изобразительной деятельности) способствуют сокращению адаптационного периода первоклассников, прививают навыки учебной деятельности.

Трудности адаптации и обучения детей в 1 классе, пути их преодоления

дискомфорт попадания в незнакомую среду процесс знакомства с учителями ослабление здоровья не владение навыками учебной деятельности самоутверждение
создание мотивации к школьному обучению знакомство с педагогами в д/саду на занятиях, в быту сохранение режима дня: утренняя прогулка, утренняя гимнастика, 3-4 разовое питание подгрупповая форма обучения, коллективная форма обучения. возврат школьника в дошкольную среду на условиях старшинства, осознание собственного роста
Знакомство дошкольников с условиями обучения, быта в школьном звене через экскурсии, занятия в классах учителя: английского языка, хореографии, музыки, изобразительной деятельности на занятиях распределение умственной нагрузки в течение дня сосредоточенность начального этапа обучения на формировании учебных навыков, выбор посильной учебной задачи возможность проявить себя в разнообразных творческих объединениях
сохранение бытовой и игровой среды в группах продленного дня предметное обучение с 3-х лет физкультминутки, тропа здоровья, офтальмологическая гимнастика, конторки для занятий стоя формирование собственно навыков учебной деятельности, развитие психических качеств личности (память, воображение, мышление) создание ситуации успешности в той среде, которая удается ребенку.
проведение учителями познавательных занятий с дошкольниками Сохранение воспитателей дошкольных групп как воспитателей ГПД обучение приемам самоконтроля осанки, зрения развитие мелкой моторики мышц рук, подготовка руки к письму участие в школьном самоуправлении
сохранение педагогов художественно- эстетического и лингвистических циклов     расширение кругозора ребенка, знакомство с простейшими социально-экономическими связями  
сохранение прогулочной площадки     формирование базиса личностной культуры ребенка  

Возможность реализации в условиях школы-сада

Режим дня учащихся начальной школы, приближенный к режиму дня дошкольников, с учетом физиологических и психологических особенностей детей младшего школьного возраста, способствует сокращению переутомления и снижению заболеваемости детей.

Совмещение режима школы-сада

время подготовительная группа 1 класс 4 класс
6. 00-7. 00 индивидуальная работа с педагогом, игровая деятельность    
7. 00-7. 40 прогулка, игра прогулка, игра прогулка, игра
7. 40-7. 50   утренняя гимнастика утренняя гимнастика
7. 50-8. 00 утренняя гимнастика    
8. 00-8. 45 учебно-развивающий блок (артикуляционная гимнастика, логопедическая разминка, психогимнастика) учебная деятельность учебная деятельность
8. 40-9. 00 завтрак завтрак завтрак
9. 00-9. 45 организованная познавательная деятельность. Развивающие игры. учебная деятельность учебная деятельность
10. 00-10. 30 занятия художественно-эстетического цикла учебная деятельность с организацией двигательной активности детей на переменах учебная деятельность с организацией двигательной активности детей на переменах
10. 30-12. 00 прогулка
11. 30-12. 30 прогулка прогулка
12. 30-13. 10 обед обед обед
13. 10-14. 00 сон самостоятельная игровая деятельность,

читальная пауза

Творческая, игровая деятельность

читальная пауза

14. 00-15. 00 сон подготовка домашнего задания (со второго полугодия) самостоятельная подготовительная деятельность
15. 00 -15. 15 полдник полдник полдник
15. 15-16. 15 групповая творческая деятельность занятия в объединениях по интересам, в спортивных секциях, индивидуальная работа с педагогами, прогулка
16. 15-16. 30 ужин ужин ужин
16. 30-17. 00 игровая деятельность игровая деятельность, занятия по интересам
17. 00-18. 00 игровая деятельность на прогулке занятия в творческих объединениях, прогулка

Основываясь на преимуществах образовательного учреждения “Начальная школа - детский сад”:

  • создаются условия для образования детей, исходя из индивидуальных особенностей их развития;
  • сокращается период адаптации учащихся 1-х классов, в созданной оптимальной учебно-воспитательной среде;
  • снимается перегрузка обучающихся и обеспечивается благоприятное развитие ребенка;
  • идет постоянный поиск и апробация технологий, форм и методов работы с учащимися, имеющих конечную цель не столько накопление знаний, умений, навыков, сколько приобретение детьми способностей к самообразованию и саморазвитию.

Учебно-воспитательный процесс, построенный с учетом индивидуальных и психологических особенностей детей, с учетом пребывания детей в школе полного дня, спланированного совместно с родителями с учетом потребностей и возможностей детей, повышает эффективность и качество образовательного процесса и, как следствие, увеличивает конкурентоспособность выпускников путем

  • Реальной разгрузки содержания общего образования;
  • Использования эффективных методов обучения;
  • Повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
  • Организации мониторинга состояния здоровья детей;
  • Улучшения организации питания обучающихся в ОУ;
  • Рационализации досуговой деятельности;

План реализации Программы преемственности.

№ п/п Направление развития Пути реализации сроки ответственный
1 Сохранение и развитие здоровья детей дошкольного и начального школьного возраста 1. Реализация единой программы “Здоровье “Балкыш”:
  • образовательная;
  • профилактическая;
  • оздоровительная;

1. 1. Диагностика здоровья детей;

1. 2. Создание здоровьеразвивающих условий через:

  • единый режим, образовательной, воспитательной, двигательной активности детей;
  • организация питания; питьевого режима;
  • соблюдение СанПиН;
  • систему работы медицинского персонала;

1. 3. Организация оздоровительной работы:

  • профилактика сколиоза;
  • профилактика заболеваний глаз;
  • профилактика желудочно-кишечного тракта;
  • профилактика психологического перегруза

1. 4. Организация физкультурных занятий, занятий двигательной активности детей.

1. 5. Просветительская работа с родителями.

постоянно Зам. директора, курирующий здоровье детей,

ст. м/с,

педагоги,

родители

2 Создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. 1. Создание единой обучающей среды посредством:
  • проведения обучающих занятий в соответствии с единым расписанием;
  • выполнение стандарта образования на всех ступенях обучения и воспитания.
постоянно Зам. директора по УР
3 Обеспечение преемственности программ 1. Выбор единой программы ИНОС г. Москва;

2. Выбор единого учебно-методического комплекса для детей дошкольного и начального школьного возраста;

3. Проведение обучающих занятий педагогами, работающими в дошкольных группах и в начальных классах:

  • изобразительная деятельность;
  • физкультурные занятия;
  • музыкальные занятия;
  • развитие элементарных математических представлений;
  • подготовка руки к письму;
  • обучение английскому языку;
постоянно Зам. директора по УР

учителя предметники

4. Сохранение и развитие национального образования и воспитания с учетом развития современных образовательных тенденций на уровне дошкольного и школьного обучения 1. Выполнение Закона “О языках” через реализацию программы “Народная педагогика” постоянно Заместитель директора по национальному образованию и воспитанию
5. Художественно-эстетическое развитие Реализация программы “Балкыш йолдызлары” (“Звезды “Балкыш”: воспитание и развитие детей через музыкальное, хореографическое, изобразительное искусство) постоянно Заместитель директора по ВР, педагоги, родители
6. Адаптация детей раннего возраста и детей первого года обучения в школе 1. Адаптация при обязательном присутствии родителей;

2. Создание психологически комфортной среды для учащихся;

3. Отслеживание результатов обученности детей в сравнении только с самим с собой.

постоянно родители,

педагоги

7. Совершенствование воспитательных программ 1. Привлечение всех детей к проведению мероприятий единого “Календаря “Балкыш” ежемесячно Заместитель директора по ВР
8. Работа с родителями 1. Привлечение родителей к образовательно-воспитательной работе через реализацию программы “Вместе! Педагог-ребенок-родитель!” постоянно родители,

педагоги

9. Обеспечение общедоступности услуг дошкольного, начального образования для всех групп населения 1. Организация групп подготовки к школе детей, не посещающих ДОУ;

2. Организация групп вечернего и кратковременного пребывания

Ноябрь-май Заместитель директора по учебной работе
10. Формирование целостной системы управления образовательно-воспитательным процессом 1. Реализация взаимодействия программ предшкольной подготовки и обучения в начальной школе;

2. Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы-сада;

3. Создание системы мониторинга эффективности современных технологий при условиях преемственности

постоянно директор