ПРОГРАММА адаптации первоклассников в условиях школы-сада, обеспечения преемственности между дошкольным и начальным звеном образования.
Цель: обеспечение преемственности и непрерывности в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Задачи:
- Согласование целей и задач дошкольного и школьного начального образования.
- Создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих сохранность и укрепление здоровья, непрерывность психо-физического развития дошкольника и младшего школьника.
- Обеспечение готовности педагогов дошкольных групп и начальной школы к созданию условий для развития ведущих видов деятельности каждого периода детства (игровая и учебная деятельность).
- Преемственность учебных планов и программ дошкольного и школьного начального образования.
- Обеспечивание отслеживания психофизического развития ребенка на каждом возрастном этапе.
Пояснительная записка.
Школа-детский сад нацелена на реализацию комплекса образовательных задач, которые исходят из двух взаимодействующих целей – подготовить ребенка дошкольного возраста к обучению в школе и в начальной школе заложить базу для дальнейшего активного обучения.
Готовность к обучению в начальной школе предполагает физиологическую зрелость и психологическую готовность, готовность к обучению в основной школе - наличие способности обучаться.
С 1998 года школа-сад работает над реализацией единой Программы предшкольной подготовки и начального обучения по учебно-методическим комплексам Программы НОУ ЦРО ИНОС г. Москва, что обеспечивает преемственность и непрерывность в организации образовательной, воспитательной, учебно-методической работы между дошкольным и начальным звеном образования.
Работа учителей начальной школы в подготовительных группах: (проведение занятий по подготовке руки к письму, английскому языку, физической культуре, изобразительной деятельности) способствуют сокращению адаптационного периода первоклассников, прививают навыки учебной деятельности.
Трудности адаптации и обучения детей в 1 классе, пути их преодоления
дискомфорт попадания в незнакомую среду | процесс знакомства с учителями | ослабление здоровья | не владение навыками учебной деятельности | самоутверждение |
создание мотивации к школьному обучению | знакомство с педагогами в д/саду на занятиях, в быту | сохранение режима дня: утренняя прогулка, утренняя гимнастика, 3-4 разовое питание | подгрупповая форма обучения, коллективная форма обучения. | возврат школьника в дошкольную среду на условиях старшинства, осознание собственного роста |
Знакомство дошкольников с условиями обучения, быта в школьном звене через экскурсии, занятия в классах | учителя: английского языка, хореографии, музыки, изобразительной деятельности на занятиях | распределение умственной нагрузки в течение дня | сосредоточенность начального этапа обучения на формировании учебных навыков, выбор посильной учебной задачи | возможность проявить себя в разнообразных творческих объединениях |
сохранение бытовой и игровой среды в группах продленного дня | предметное обучение с 3-х лет | физкультминутки, тропа здоровья, офтальмологическая гимнастика, конторки для занятий стоя | формирование собственно навыков учебной деятельности, развитие психических качеств личности (память, воображение, мышление) | создание ситуации успешности в той среде, которая удается ребенку. |
проведение учителями познавательных занятий с дошкольниками | Сохранение воспитателей дошкольных групп как воспитателей ГПД | обучение приемам самоконтроля осанки, зрения | развитие мелкой моторики мышц рук, подготовка руки к письму | участие в школьном самоуправлении |
сохранение педагогов художественно- эстетического и лингвистических циклов | расширение кругозора ребенка, знакомство с простейшими социально-экономическими связями | |||
сохранение прогулочной площадки | формирование базиса личностной культуры ребенка |
Возможность реализации в условиях школы-сада
Режим дня учащихся начальной школы, приближенный к режиму дня дошкольников, с учетом физиологических и психологических особенностей детей младшего школьного возраста, способствует сокращению переутомления и снижению заболеваемости детей.
Совмещение режима школы-сада
время | подготовительная группа | 1 класс | 4 класс | |
6. 00-7. 00 | индивидуальная работа с педагогом, игровая деятельность | |||
7. 00-7. 40 | прогулка, игра | прогулка, игра | прогулка, игра | |
7. 40-7. 50 | утренняя гимнастика | утренняя гимнастика | ||
7. 50-8. 00 | утренняя гимнастика | |||
8. 00-8. 45 | учебно-развивающий блок (артикуляционная гимнастика, логопедическая разминка, психогимнастика) | учебная деятельность | учебная деятельность | |
8. 40-9. 00 | завтрак | завтрак | завтрак | |
9. 00-9. 45 | организованная познавательная деятельность. Развивающие игры. | учебная деятельность | учебная деятельность | |
10. 00-10. 30 | занятия художественно-эстетического цикла | учебная деятельность с организацией двигательной активности детей на переменах | учебная деятельность с организацией двигательной активности детей на переменах | |
10. 30-12. 00 | прогулка | |||
11. 30-12. 30 | прогулка | прогулка | ||
12. 30-13. 10 | обед | обед | обед | |
13. 10-14. 00 | сон | самостоятельная игровая
деятельность, читальная пауза |
Творческая, игровая деятельность читальная пауза |
|
14. 00-15. 00 | сон | подготовка домашнего задания (со второго полугодия) | самостоятельная подготовительная деятельность | |
15. 00 -15. 15 | полдник | полдник | полдник | |
15. 15-16. 15 | групповая творческая деятельность | занятия в объединениях по интересам, в спортивных секциях, индивидуальная работа с педагогами, прогулка | ||
16. 15-16. 30 | ужин | ужин | ужин | |
16. 30-17. 00 | игровая деятельность | игровая деятельность, занятия по интересам | ||
17. 00-18. 00 | игровая деятельность на прогулке | занятия в творческих объединениях, прогулка |
Основываясь на преимуществах образовательного учреждения “Начальная школа - детский сад”:
- создаются условия для образования детей, исходя из индивидуальных особенностей их развития;
- сокращается период адаптации учащихся 1-х классов, в созданной оптимальной учебно-воспитательной среде;
- снимается перегрузка обучающихся и обеспечивается благоприятное развитие ребенка;
- идет постоянный поиск и апробация технологий, форм и методов работы с учащимися, имеющих конечную цель не столько накопление знаний, умений, навыков, сколько приобретение детьми способностей к самообразованию и саморазвитию.
Учебно-воспитательный процесс, построенный с учетом индивидуальных и психологических особенностей детей, с учетом пребывания детей в школе полного дня, спланированного совместно с родителями с учетом потребностей и возможностей детей, повышает эффективность и качество образовательного процесса и, как следствие, увеличивает конкурентоспособность выпускников путем
- Реальной разгрузки содержания общего образования;
- Использования эффективных методов обучения;
- Повышения удельного веса и качества занятий физической культурой;
- Организации мониторинга состояния здоровья детей;
- Улучшения организации питания обучающихся в ОУ;
- Рационализации досуговой деятельности;
План реализации Программы преемственности.
№ п/п | Направление развития | Пути реализации | сроки | ответственный |
1 | Сохранение и развитие здоровья детей дошкольного и начального школьного возраста | 1. Реализация единой программы
“Здоровье “Балкыш”:
1. 1. Диагностика здоровья детей; 1. 2. Создание здоровьеразвивающих условий через:
1. 3. Организация оздоровительной работы:
1. 4. Организация физкультурных занятий, занятий двигательной активности детей. 1. 5. Просветительская работа с родителями. |
постоянно | Зам. директора, курирующий здоровье
детей, ст. м/с, педагоги, родители |
2 | Создание условий для наиболее полного развития способностей и интересов детей дошкольного и младшего школьного возраста, в том числе с ограниченными возможностями здоровья. | 1. Создание единой обучающей среды
посредством:
|
постоянно | Зам. директора по УР |
3 | Обеспечение преемственности программ | 1. Выбор единой программы ИНОС г. Москва; 2. Выбор единого учебно-методического комплекса для детей дошкольного и начального школьного возраста; 3. Проведение обучающих занятий педагогами, работающими в дошкольных группах и в начальных классах:
|
постоянно | Зам. директора по УР учителя предметники |
4. | Сохранение и развитие национального образования и воспитания с учетом развития современных образовательных тенденций на уровне дошкольного и школьного обучения | 1. Выполнение Закона “О языках” через реализацию программы “Народная педагогика” | постоянно | Заместитель директора по национальному образованию и воспитанию |
5. | Художественно-эстетическое развитие | Реализация программы “Балкыш йолдызлары” (“Звезды “Балкыш”: воспитание и развитие детей через музыкальное, хореографическое, изобразительное искусство) | постоянно | Заместитель директора по ВР, педагоги, родители |
6. | Адаптация детей раннего возраста и детей первого года обучения в школе | 1. Адаптация при обязательном
присутствии родителей; 2. Создание психологически комфортной среды для учащихся; 3. Отслеживание результатов обученности детей в сравнении только с самим с собой. |
постоянно | родители, педагоги |
7. | Совершенствование воспитательных программ | 1. Привлечение всех детей к проведению мероприятий единого “Календаря “Балкыш” | ежемесячно | Заместитель директора по ВР |
8. | Работа с родителями | 1. Привлечение родителей к образовательно-воспитательной работе через реализацию программы “Вместе! Педагог-ребенок-родитель!” | постоянно | родители, педагоги |
9. | Обеспечение общедоступности услуг дошкольного, начального образования для всех групп населения | 1. Организация групп подготовки к школе
детей, не посещающих ДОУ; 2. Организация групп вечернего и кратковременного пребывания |
Ноябрь-май | Заместитель директора по учебной работе |
10. | Формирование целостной системы управления образовательно-воспитательным процессом | 1. Реализация взаимодействия программ
предшкольной подготовки и обучения в начальной
школе; 2. Внедрение инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс школы-сада; 3. Создание системы мониторинга эффективности современных технологий при условиях преемственности |
постоянно | директор |