I. Эмоциональная настройка. Песня из репертуара Эдит Пиаф “Нет, я ни о чем не жалею” муз. Ш.Дюмона, сл. М.Вокэра, перевод А.Владимирова в исполнении ведущего мастер-класса.
II. Вступительное слово.
Голос – главный инструмент, с помощью которого педагог доносит до слушателей учеб-ный материал. Скомканность и невнятность речи приводит к нарушению информацион-но-психологического единства, без которого невозможен контакт с аудиторией любого возраста. Процесс формирования и отточки речевого аппарата длителен и впрямую соот-носится с желанием педагога совершенствовать его. Статистика показывает, что из 1000 человек (преподавателей вузов и школ), 50% опрошенных отмечают усталость голосовых связок во время общения с аудиторией, 70% - не владеют дыханием, многие не могут оп-ределить тембровую окраску своего голоса, то есть недостаточно знают свои резервы, чем подвергают себя значительной опасности “сорвать голос”, потерять его звучность.
Голос – это уникальный, глубоко индивидуальный инструмент. Для голоса необходима постоянная “настройка”, тренировка. И сегодня я предлагаю вам, уважаемые коллеги, ряд упражнений, рекомендаций для тренировки речевого аппарата, повышения голосо-вых возможностей, формирования необходимого набора выразительных средств, без ко-торых не может состояться грамотная, красивая, ясная речь.
III. Практическая часть.
Перед каждым публичным выступлением не помешает гигиенический самомассаж, кото- рый поможет говорящему уменьшить нагрузку на мышцы лица, согнать выражение уста- лости и озабаченности, которые так портят впечатление. (Приложение 1 “Гигиенический самомассаж”). Итак, какие ощущения у вас после самомассажа? Гигиенический массаж придает телу чувство легкости и раскованности, а лицу-выражение спокойной уверен-ности.
Очень часто в ходе урока учитель прерывает фразу нелогичным дыханием, разрывает вздохами отдельные слова, испытывает чувство нехватки воздуха, а вследствие этого и сам теряет внутреннюю логику излагаемого материала, чтобы этого непроисходило необ-ходимо правильно использовать возможности дыхания. Но перед тем, как мы начнем тре-нировать наш дыхательный аппарат, попробуйте ответить на вопрос: “С какими музы-кальными инструментами можно сравнить наш речевой аппарат?” (орган, гармонь) Подобно этим инструментам он имеет “меха” - легкие, которые, расширяясь, наполня-ются воздухом, а сжимаясь, этот воздух выталкивают. Вопрос: “Какие элементы дыхания последовательно повторяются в естественной речи?” (вдох, выдох, пауза) Вопрос: “Ка-кой из этих элементов участвует в образовании звуков речи?” (выдох) Сейчас я предла-гаю вам, уважаемые коллеги, потренировать дыхательный аппарат. Во время выполнения упражнений рекомендую набирать дыхание через нос, так как дыхание через рот ведет к сиплости голоса и сухости во рту. (Приложение 2 “Упражнения для тренировки дыха-тельного аппарата”).
Итак, начальный этап освоения основных принципов дыхания пройден, а теперь перей- дем к “озвучиванию” дыхательной гимнастики, то есть будем насыщать ее речевыми комбинациями. Предлагаю разделиться на три группы (прибаутки, скороговорки, долго-говорки используются по выбору ведущего):
1 группа “Прибаутка”. Задача – каждая новая шутка требует предварительного вдоха и нового голосоведения. Следует обратить внимание на неравномерность распределения текста на каждый выдох.
2 группа “Считалка”. Задача – проговорить на одном дыхании, на фиксированном выдохе. Если сложно, можно поделить на части.
3 группа “Долгоговорка”. Задача – произнести долгоговорку на одном дыхании, но если сложно, можно делить на части, незаметно добирая дыхание.
Постоянные тренировки дыхательного аппарата позволяют не только свободно излагать материал но и обогащать речь новыми тембровыми красками, логическими и эмоцио-нальными паузами, а также помогают избежать таких профессиональных недугов как хронический бронхит и несмыкание связок.
Педагогу, как и певцу, надо быть всегда в голосе. Поэтому сейчас рассмотрим главные качества голосоведения:
1) Сила голоса – это его громкость, которая зависит от активности речевого аппарата и органов дыхания. У каждого человека своя сила голоса. Важно, чтобы каждый человек знал наивысшую громкость своего голоса, иначе форсирование голосовых связок может привести к его срыву и навсегда нарушить звучность. Вопрос: “Какими приемами, используя литературные тексты можно тренировать силу звучания голоса. Пример: четверостишие из стихотворения Ф.И.Тютчева “Люблю грозу…” (Приложение 3 “Голосоведение”).
- Имитация “эхо” ( громко, тихо)
- Вычленение отдельных слов (“грозу”, “гром”, “резвяся” и т.д.)
- Постепенное нарастание звучности (кульминация “грохочет”)
Данные упражнения помогут избегать монотонности голоса, управлять его силой и регулировать звучание.
2) Высота голоса – это его диапазон. В бытовой речи человек использует 3-4 тона, но для работы с аудиторией, особенно детской, желательно диапазон расширить. Каким приемом можно добиться расширения диапазона? Произносить тексты нараспев, поднимая или понижая высоту звука. Пример:“Горные вершины” М.Ю Лермонтова. (Приложение3 “Голосоведение”). Задача: произносить текст снизу вверх по нумерации строк интервал повышения или понижения звука – произвольный, помнить о правильном дыхании, каждый новый тон звучания требует нового вдоха.
3) Тембр голоса - это его окраска. Тембр голоса надо постоянно корректировать, обогащать, изыскивая новые резервы, заключающиеся в осмыслении произносимого текста. Давайте поработаем над обогащением тембра голоса на примере стихотворения К.Кулиева “Что тебе милей всего?” (Приложение3 “Голосоведение”) Автор обращается к различным предметам и явлениям природы и получает на свои вопросы ответы. Задача: передавать голосом характер этих предметов и явлений: обращение к сосне должно рождать ощущение высоты, к скале – твердости и могущества, к морю – необъятности, к весне – нежности и хрупкости, к зиме – холодности, к птице – возвышенности и полетности.
Для хорошо поставленного голоса характерны подвижность, благозвучность, полетность.
4) Подвижность голоса – это его гибкость, способность без усилий изменяться по силе звучания, по высоте и тембру. Подвижность голоса обеспечивает и легкость изменения темпа речи. Учитель должен соотносить содержание повествования с темповой техникой его передачи, так как резкая смена темпов всегда привлекает внимание слушателей. Предлагаю упражнения, которые могут быть отработаны на примере любого текста. (Приложение 4 “Упражнения, развивающие подвижность голоса”).
5) Благозвучность голоса – это его чистота, отсутствие неприятных призвуков. От благозвучности голоса зависит и его полетность. Вопрос: “Кто желает проверить свой голос на полетность? Попробуйте посылать отдельные слова вдаль, не выкрикивая их. Особую роль в развитии полетности голоса играют звуки (какие?) гласные. Они не должны проглатываться, а, наоборот, словно бы пропеваться, вылетать и лететь по воображаемым воздушным волнам. Опять же важно не упустить правильность дыхания (без длинного выдоха полетности не будет).Таким образом, мы разобрали главные качества звучания устной речи.
Переходим к дикции. Под хорошей дикцией подразумевается четкое и ясное произноше-ние, чистое звучание каждой гласной и согласной в отдельности, а также слов и фраз в целом. Произношение гласных требует внимания и самоконтроля. Перед работой над каждым упражнением можно сделать специальное упражнение, имитирующее зевок. Оно значительно расширяет ротоглоточную полость. При работе над дикцией полезно пользоваться зеркалом, чтобы контролировать свою мимику. (Приложение 5 “Интонационно-фонетические упражнения” упр.1,2).
Произношение согласных звуков требует особого внимания. Если при произнесении гласных струя воздуха проходит свободно, то при произнесении согласных струя выды-хаемого воздуха встречает на своем пути различные препятствия. (Приложение 5 “Интонационно-фонетические упражнения” упр.3,4).
Для тренировки дикции лучшим тренировочным материалом являются пословицы, поговорки, скороговорки.
Еще одной задачей по совершенствованию голоса педагога является соблюдение правил личной гигиены:
- предупреждение заболеваний
- отказ от вредных привычек
- температурный режим
- здоровый сон
Более подробно ознакомиться с этими правилами я предлагаю вам самостоятельно. (Приложение 6 “Советы по личной гигиене”).
В заключении коллективно исполняется песня О. Митяева “Как здорово…”
Используемая литература
- Емельянов В.В. “Фонопедический метод развития голоса”. – Л., 1991.
- Куревина О.А. Синтез искусств в эстетическом воспитании детей дошкольного и школьного возраста. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2003/
- Методика выразительного чтения. Под редакцией Т.Завадской. – М., 1977.
- Рыбникова М. Очерки по методике выразительного чтения. – М., 1963.