Путешествие в родную старину

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • Воспитание на народных традициях и на общечеловеческих ценностях.
  • Формирование гражданственности, патриотизма.
  • Развитие культурных навыков.

Оборудование: Предметы быта: сундук, туес, самовар, прялка, лапти, жбан, рубель, половик, скатерть, платки, кушаки, береста, кукла, кукла-домовой; кассета: старинные песни, русская плясовая; портрет Бабы-Яги, валенки, две гимнастические палки.

Ход занятия

Учитель выходит в сарафане:

- Здравствуйте, ребята. Приглашаю вас совершить путешествие… кто догадался, куда?

Путешествие в родную старину. Что значит, в родную старину?

А помогать путешествовать будут воспоминания наших бабушек, дедушек, прабабушек и прадедушек.

У кого есть бабушки и дедушки? А вы знаете, как они жили, чем занимались?

Для чего нужны воспоминания?

Рассказ учителя о своей бабушке.

Сегодня у нас тоже в гостях бабушка, которой много-много лет. Можно сказать, что она древняя. Беда в том, что чаще всего она бывает злая, недовольная, ругается, не любит добрых и хороших людей.

Ваши бабушки тоже такие?

Боюсь, что она может помешать нам. Кто же эта гостья?

Баба-Яга. (Открывается занавес, и появляется портрет Бабы-Яги).

Ребята, как поступим с этой гостьей?

Давайте ее оставим, может быть, оттает ее сердце, подобреет, потому что добром можно победить зло.

А мы возвращаемся к воспоминаниям.

Был у бабушки сундук. Когда приближался праздник, мы с бабушкой поднимались на чердак. Она открывала сундук, и сердце замирало.

Как вы думаете, что там было?

А у бабушки кроме одежды хранилась сломанная сережка, самодельные бусы, перстень.

Ответьте, зачем все это хранилось?

Давайте заглянем в наш сундук. Ребята, помогите разложить вещи.

Что это? Скатерть. Скатерти называли столешницами. Бедные люди пользовались грубыми полотняными скатертями. Ею накрывали стол во время обеда, а после еды или снимали, или покрывали хлеб, оставленный на столе. Праздничные скатерти украшали кистями, кружевом, бахромой, узором на ткани.

Ребята накрывают стол скатертью, ставят самовар. Полотенца вывешивают на стены.

- Раньше они вывешивались на зеркала и иконы к большим праздникам. По обычаю, полотенца являлись необходимой частью девичьего приданого. На второй день свадебного пира молодуха развешивала полотенца, чтобы все могли полюбоваться на ее работу. Ко дню своей свадьбы девушке приходилось заготавливать до ста полотенец. Полотенце выступало в качестве оберега. Не разрешалось использовать полотенце для вытирания рук, лица, пола. Для этой цели пользовались рукотерником, утиркой, утиральником.

Ребята достают половик и расстилают его на пол.

Половики изготавливались на ткацком стане, были длинны и узки. Материалом для половиков служили грубые толстые нитки, веревки, полосы из старых тряпок, иногда – растения типа рогозы, а также мочало.

Посмотрите, сколько еще старинных домашних предметов. Кто знает, как называются эти предметы быта.

Туес. В нем хранили и переносили крупу, муку, соль, питье, готовую еду, собирали ягоды.

Жбан. Он использовался для хранения и подачи на стол браги, пива, кваса, воды.

Горшок. Использовался для приготовления пищи. Горшком дорожили, старались обращаться аккуратно, если горшок давал трещину, его оплетали берестой и употребляли для хранения продуктов. Есть о горшке загадка. Был ребенок - не знал пеленок, стар стал – пеленаться стал. В крестьянском доме было около десятка и более горшков разных размеров. В поверьях русского народа горшок часто выступал как оберег.

Например, чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок.

Рубель. Его использовали для разглаживания после стирки холщовой ткани.

Лапти. Их плели из лыка липы, вяза, дуба, вереска; бересты, мочала, веревки, конского волоса.

Для каждого взрослого человека в семье нужно было 20-25 пар лаптей, ведь ходили в них круглый год: “Лапоть износишь, а с ноги не сбросишь”. Если вы хотите узнать больше об этих предметах, посетите музей, библиотеки, пообщайтесь с бабушками и дедушками. Крестьяне были очень трудолюбивые, берегли свои изделия.

Попробуем сами поработать руками. Мальчики мастерят из бересты коробочки, а девочки наряжают куклу в русскую одежду: сарафан, фартук, лапоточки, атласную ленту. А в старину работа всегда сопровождалась песней. Включается запись старинных песен. Мальчики ставят готовые изделия на стол, а девочки садят куклу на сундук.

- Умаялись работушкой. Пора и отдохнуть.

В те времена, в каждом селе были свои посиделки. Зимой – в горнице, летом – на завалинке. Собирались, чтоб себя показать и на других посмотреть. Переброситься частушкой. Посоперничать в потешках и забавах. Умением и мастерством блеснуть. Готовили к празднику и добрую одежду, по цвету яркую, декоративно украшенную. По возможности надевали украшения: бусы, корольки, сережки. Головные уборы у женщин праздничные. Обувь чаще всего была одна на все случаи жизни. Праздничный наряд мужчин состоял из яркой, вышитой рубахи с тканым поясом, новых промазанных дегтем сапог и суконных штанов.

Какие старинные праздники вы можете вспомнить?

Покров, Святки, Рождество, Масленица, Пасха, Троица, Ильин день.

Кто из вас знает, в какие игры играли ваши бабушки и дедушки?

Жмурки, булавочки, хороводы водили, пляски, соревнования устраивали.

Дети играют в жмурки, соревнуются на конях-валенках, в русской пляске. Девочки накидывают на плечи цветные платки, а мальчики подпоясываются кушаками.

Ребята, тише, кто-то под столом шуршит. Кого весельем спугнули? Это же домовой!

Вынимается кукла-домовой. А вы знаете, что в феврале именины домового. День памяти запечника, прибаутника, сверчкового заступника, покровителя домового – доброго духа дома.

Кому бабушки рассказывали о проделках домового?

Больше всего домовой любит играть вашими игрушками, которые вы теряете или бросаете. Если вы очень хотите найти игрушку, то встаньте посередине комнаты и трижды скажите: “Дедушка-домовой! Поиграй – поиграй и обратно мне отдай!” После этого хорошенько еще раз поищите за стульями, под диванами и кроватями. А еще лучше, не разбрасывайте вещи. Давайте порадуем Домового и сыграем в игру “Дедушка –домовой”.

Игра: Дети встают в круг. Один из играющих становится “домовым”. В центре круга поясом очерчен второй круг. В нем на корточках сидит “Дедушка – домовой”. Все играющие, взявшись за руки, поют, передвигаясь по кругу:

Уж ты, дедушка седой,
Не играешь, что со мной?
Выглянь на минуточку,
Посмотри хоть чуточку.
Мы пришли к тебе на час.
Ну-ка, тронь, попробуй нас!

Как только прозвучит последнее слово, “дедушка” встает с места. Он старается схватить кого-нибудь.

Ребята, а про Бабу-Ягу забыли, наверное, она обрадовалась, встретив своего друга.

Ребята, что это в кармашке у него лежит. Записка. Прочитаем. Ребята, чтобы у меня было всегда хорошее настроение, и я был добрым – предобрым, нужно меня закармливать. В деревне десятого февраля люди оставляли под лавкой или кроватью лакомый кусочек.

Очень много существовало и других суеверий. Попросите, пусть бабушки и дедушки поделятся с вами своими рассказами.

Дети, а про самовар забыли? Пора и чай с душистыми травами и пряниками пить. Не забудем Домового и Бабу-Ягу пригласить. Вот какие приговоры знали гости, которые приглашены к столу.

  • Не у вас ли большой самовар закипает?
  • Не здесь ли сегодня до блеска полы намыты и для каждого двери открыты?
  • Первый поклон Богу, второй- хозяину с хозяйкой, третий- всем добрым людям.

А вот как хозяева принимали гостей.

  • Хоть небогаты, гостям рады.
  • Мир всем, гости дорогие, рады вас видеть в светлице.

А вот и пожелания гостей хозяевам:

  • Жить богатеть, добра наживать, лихо избывать.
  • Всем гостям по сто лет, хозяину двести, да всем быть вместе.

Ушли в прошлое предметы быта, старинные праздники. Можно ли нам что-либо позаимствовать из самобытности русского народа? А нужно ли? Ведь настоящее не бывает без прошлого.

Наше занятие подходит к концу, но я надеюсь, путешествие в родную старину не заканчивается, а продолжат его своими рассказами ваши бабушки и дедушки, библиотеки и музеи.

Чаепитие.

Литература

  1. Поговорки, пословицы, загадки / Сост. А.Н. Мартынова. – М., 1986.
  2. Даль В.А. Пословицы русского народа: В 2 т. – Т.2. – М., 1984.
  3. Иллюстрированная энциклопедия. Русская изба. С-Пб Искусство- СПБ, 2001