Тема урока: Формула произведения.
Цель урока:
- Построить формулу произведения, а = в·с, выражающую общие свойства взаимосвязей между величинами в формулах пути, стоимости, работы и др.
- Тренировать способность детей к решению задач на все изученные виды зависимостей между величинами. Закрепить алгоритм умножения многозначного числа на трехзначное.
- Повторить и закрепить действия с именованными числами, решение уравнений.
- Развивать мыслительные операции, внимание, речь, коммуникативные способности, интерес к математике.
Оборудование: тетрадь-учебник, формулы различных величин, “Блиц-турнир”, задания для индивидуальной работы.
I. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ НАСТРОЙ
- Прочитайте девиз нашего урока:
С мастерством готовым люди не родятся, а добытым мастерством гордятся.
- Как вы понимаете эти слова?
- Готовы ли вы добывать новые знания, чтобы потом можно было гордиться своим мастерством?
- Тогда начнем!
II. ТРЕНИРОВКА ВНИМАНИЯ
Оцените свою работу.
III. МИНУТКА ЧИСТОПИСАНИЯ
- Какие единицы измерения скорости вам известны?
- Какие записаны у вас? (мм/с м/мин км/ч км/с)
- Скорости каких объектов удобно измерить в этих единицах?
- Запишите формулу нахождения скорости, времени, расстояния.
- Что выражают эти равенства?
(Зависимость между скоростью, временем и расстоянием.)
- С какой целью мы провели минутку чистописания?
(Потренировались в красивом написании, повторили единицы измерения скорости.)
Оцените свою работу.
IV. АКТУАЛИЗАЦИЯ ЗНАНИЙ
- ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА.
Выразить в новых единицах измерения:
4395 м = … км м | 4 ц 15 кг = … кг |
385 сут = … г … сут | 4 мин 15 с = … с |
6005 г = … к г… г | 6525 кг = … т …кг |
450 мин = … ч … мин | 7м 17 мм = …мм |
5265 кг = … т … кг | 8 т 96 кг = … кг |
4 т 15 кг = … кг | 4 ч 40 мин = … мин |
4 сут 15 ч = … ч | 2 сут 17 ч = … ч |
4 м 15 мм = … мм | 414 мм = … дм …мм |
200 мм = … дм | 2471 м = … км … м |
184 дм = … м … дм | 5 мин 15 с = … с |
76 мин = … ч … мин | 15 т 2 ц = … кг |
ФРОНТАЛЬНАЯ РАБОТА
“БЛИЦ-ТУРНИР”
Спринтер бежал в течение 8 секунд со скоростью 340 см/с. Какое расстояние он пробежал? | |
Каждый том о Гарри Потере стоит 230 рублей. Сколько стоит подарочный набор из 6 книг? | |
В доме на каждом этаже 12 квартир, всего 12 этажей. Сколько всего квартир в доме? | |
За 1 минуту Таня прочитала 86 слов. Сколько она прочитает за 5 минут? | |
Бассейн наполняется со скоростью 65 литров в минуту. Какой объем воды вольётся в бассейн за 20 минут? | |
Для детского сада заготовили 320 банок джема по 3 кг в каждой банке. Какова масса заготовленного варенья? |
ВЗАИМОПРОВЕРКА
- Объясните, какие величины взаимосвязаны
V. ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ
- Что общего заметили в решениях задач? (решаются умножением)
- Чем отличаются? (величинами)
- Придумайте задачу с таким же решением, но с другими величинами, которые еще не встречались.
- Как определить, какие величины подойдут, а какие нет?
- Почему трудно ответить на вопрос? (мы не знаем их общего свойства)
- Сегодня на уроке нам надо вывести формулу, которая выражает общее свойство всех рассматриваемых величин.
VI. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА
- Откройте учебник на стр. 52 и прочитайте, как называется эта формула.
- Это и есть тема нашего урока.
- Почему формулу так назвали, я надеюсь, вы сами объясните
Стр. 52, № 1. (Л. Г. Петерсон, Математика 3 класс, 3 часть)
- Рассмотрите 1 строку таблицы. Какую формулу вывели? Почему?
- Заполним таблицу по образцу.
- Работать будем в парах, каждая пара должна составить по одной формуле и обосновать свое решение.
- Что общего у величин в этой таблице? (одна из величин является произведением двух других.)
- Как записать все эти формулы одной, не думая о значениях величин?
а · в = c
- Почему так? (запись выглядит так же, как и остальные формулы)
- Это обобщенная запись взаимосвязи величин, причем одна из них является произведением двух других.
- Прочитайте вывод на стр. 53.
- Сможете ли теперь составить задачу, где величины связаны такой же зависимостью?
VII. ПЕРВИЧНОЕ ЗАКРЕПЛЕНИЕ
С 153, №2 (а) - коллективно с комментированием.
Б)-1 ряд
В)-2 ряд
Г)-3 ряд
- Что заметили? (задачи содержат одинаковые числовые данные, отличаются только величинами, решения одинаковые).
- Оцените свою работу
VIII. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
Индивидуальное задание (найти корень уравнения, № 5, с. 55.)
а) (3 · m – 20) : 5 = 50
б) 480 : (13 – t) + 20 = 100
№7. Расшифруйте название игры, расположив ответы примеров в порядке убывания. (по вариантам)
x4700 | Б | x862 | Р | x932 | И | x539 | Е | x806 | М | x417 | У |
750 | 980 | 708 | 694 | 547 | 2450 |
- Какое слово получили? Что оно означает?
- Буриме – это литературная игра, заключающаяся в составлении стихотворения, обычно шуточного характера.
Составьте буриме со словами:
… … крокодил
… … телевизор
… … провизор.
Проверка индивидуальных заданий.
Упр.9, с 51.
- Заштрихуйте на диаграмме Венна области объединения и пересечения.
IX. ИТОГ УРОКА
- Какую цель поставили в начале урока?
- К какому выводу пришли?
- Назовите формулу произведения.
- Как вы оцените свою работу?
X. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Стр. 55, №10, а) -1 вар, б)- 2 вар.;
индивидуально: № 8;
№ 9 - по желанию.