Цель работы: Создать горку и водоем на территории МОУ СОШ № 5.
Задачи: изучить методику формирования горки и водоема, применить полученные знания в работе над проектом, изучить структуру почвы и подземных вод на территории школьного двора.
Методы работы: работа с научной и научно-популярной литературой, аналитический, экспериментальный.
Актуальность работы: в настоящее время оформлению школьных дворов отводиться не достаточно много внимания. Выполняя эту работу, я хотела не только научиться закладывать и оформлять альпинарий и водоем, но и украсить наш школьный двор другими элементами декоративного ландшафта”.
1. Экспериментальная часть
2.1. КАМЕНИСТАЯ ГОРКА
2.1.1. Строительство
Идея создания альпийской горки меня привлекала давно. Я изучила много литературы: научно-популярной и научной (список прилагается) и предложила своему учителю разбить во дворе школы альпинарий. Место для будущей горки мы выбрали сразу: центральная клумба, перед главным входом.
Это северо-западная часть школьного двора. Изгиб здания закрывает эту территорию от холодных северо-восточных и северо-западных ветров. В этом месте создается благоприятный микроклимат для организации каменистой горки (рис. № 1).
Начали работу с того что, удалили грунт со старой клумбы на глубину 40 см., который был не пригоден, через 2–3 дня эта яма стала заполняться водой. Что произошло? Я изучила состав почвы и грунта в данном месте. По Шпаковскому муниципальному району, в основном, черноземные почвы, грунтовые воды подходят близко к поверхности, вода сильно минерализована.
местность | состав почвы | состав воды |
окр. г. Михайловска | черноземы | Жесткая (большое содержание карбонатов и гидрокарбонатов Са и Mg) |
окр. с. Пелагиада | черноземы, почвы подзолистые | Жесткая |
окр. с. Надежда | глиноземы, подзолисты почвы | Жесткая |
Исходя из данных исследований, необходимо было заложить дренаж, который отводил бы подземные воды от рокария. Дренажем послужил слой гравия, выложенный на дно клумбы на 30–40 см. (рис. № 2).
Следующим этапом работы стала подборка грунта. Каменистая горка изначально задумывалась как альпийская, но на альпийской горке должен находиться, соответственно альпийский видовой состав растительности. В нашей климатической зоне этого сделать невозможно, некоторые растения смогут акклиматизироваться, но большая часть их погибнет.
Основу грунта составил чернозем, гумусная смесь, песок, мелкая галька, глина, керамзит. Соединяя эти компоненты в разных пропорциях, мы получили различные почвы и разместили их на горке в определенных зонах: А; В; С; D (рис № 3).
Зона А
Находится в северо-западной части горки. Солнечные лучи направлены вскользь, поэтому эту зону будут занимать теневыносливые растения, обитающие на опушках леса северных широт. В это место закладываем почву, богатую черноземом, глиной, гумусом.
Зона В
Находится в северо-восточной части рокария. Солнечные лучи почти не попадают в эту зону. Растения, которые смогут здесь прижиться, относятся к тенелюбивым и влаголюбивым. Они произрастают в лесных зарослях. Почва для этих растений должна быть богата черноземом, гумусом.
Зона С
Находится в юго-восточной части сооружения. Это самое солнечное и теплое место на горке. Здесь стоит поселить солнцелюбивые, теплолюбивые и засухоустойчивые растения, растения степей, соответственно можно подобрать и почву для них. Почва этого места должна быть в большей степени песчаной.
Зона В
Находится в юго-западной стороне. Солнечные лучи непосредственно попадают на растения этой зоны, кроме того, угол здания школы создает постоянный поток ветра, сквозняк. Растения, для этого места подойдут с высокогорных равнин, то есть альпийские. Почва подбирается каменисто-песчаная.
Для формирования ячеек использовался природный камень, песчаник, Верхнерусского хутора. Крупные образцы пошли для создания профиля горки, а мелким – формировали ячейки.
После того, как были сформированы грунтовые ячейки, необходимо было, дать устоятся земле. Для этого готовую горку хорошо залили водой. Горка готова к засадке.
Каменистая горка существует уже второй год. Она заложена летом 2004. Изначально горка задумывалась как Альпийская, заселить её должны были растения, привезённые из Архыза, произрастающие на альпийских лугах, но многие погибли, не выдержав сухого жаркого климата Михайловска. Это несколько видов папоротников, мхи, лишайники, земляника, борщевик, лилия, незабудка. Поэтому решено было переименовать горку в каменистую, и засадить растениями эндемиками (произрастающими только в этой местности) Ставропольского края и Карачаево-Черкесии.
За это время она дала хорошую усадку, поэтому необходимо было добавлять грунт в ячейки. Горка в 2005 году, летом, была засажена летними представителями флоры Северного Кавказа:
- Окрестностей г. Михайловска
- Окрестностей с. Пелагиада и Московское
- Предгорного района г. Машук, Бештау
- Архыза
Растения изначально были посажены согласно их природного произрастания, по зонам:
Зона А
1. Скабиоза (Архыз)
2. Гвоздика (с. Пелагиада, Московское, Архыз)
3. Псефелюс (л. Русский)
4. Лилейник (лилия) (Архыз)
Зона В
1. Подорожник ланцетолистный (Архыз)
2. Полынь (с. Пелагиада)
3. Герань лесная (с. Русское)
Зона С
1. Чабрец (Старомарьевская поляна)
2. Щавель конский
3. Клевер ползучий
4. Тысячелистник
Зона Д
Несколько видов очитков
Весной 2006 года производилась засадка весенних представителей горки:
1. Фиалка голубая и фиолетовая (окр. г. Михайловска)
2. Пролески сибирские (л. Русский)
3. Мать-и-мачеха (окр. г. Михайловска)
4. Лютик ползучий (л. Русский)
5. Хохлатка кавказская (л. Русский)
6. Зубчатка пятилепестковая (л. Русский)
7. Незабудка лесная (окр. с. Пелагиада)
8. Бадан толстолистный (окр. г. Ставрополя, гора Недреманная)
9. Гвоздика (2 вида) (окр. г. Ставрополя)
10. Физалис (окр. г. Михайловска)
11. Мята перечная (л. Русский)
12. Крокус весенний
13. Примула крупночашечковая
14. Мышиный геоцинт (окр. г. Михайловска)
15. Ландыш лесной (л. Русский)
Всего, с весенней посадкой, горка насчитывает более 50 видов местной и привезённой флоры.
2.2. ДЕКОРАТИВНЫЙ ПРУД
2.2.1. Строительство
Создавая Каменистую горку, летом 2004 года, я ставила своей целью дополнительно украсить школьный двор декоративным прудом. Летом 2006 года началось его строительство.
Строительство начали с того, что удалили грунт на глубину более 1 метра. Затем дно пруда застелили полиэтиленовой плёнкой, чтобы вода не просачивалась, и не уходила сквозь камни в грунт. Стенки водоёма сделали ступенями, для того, чтобы в дальнейшем засадить пруд водными растения, различной глубоководности.
Для выкладки дна пруда использовали природный камень. Края плёнки засыпали землёй, и декорировали камнем. После оформления, пруд залили водой.
Вокруг пруда посадили растения, соответствующие данным условиям, повышенной влажности.
Это такие растения, как:
1. Дюшенея индийская (Dushenea indica)
2. Мох
3. Вербейник
4. Седум дазифиллум
5. Седум заячий (Sedum telephium)
6. Седум камчатский
7. Ландыш лесной
Так же растения были посажены и на дно водоёма. Это такие растения, как:
1. Водный Ирис
2. Водный геоцинт
3. Кувшинки
Выводы и рекомендации
1. Прежде чем начинать закладку горки и водоёма, необходимо изучить специальную литературу по их формированию.
2. Подготовить необходимые инструменты и материалы, продумать из чего и как будет строиться сооружение.
3. Продумать, какие растения будут помещены в ваш рокарий и декоративный водоём, исходя из этого подготовить соответствующую почву, для того чтобы растения успешно прижились на новом месте.
4. Необходимо предусмотреть систему зимней защиты от выпаривания летом и вымерзания зимой.
5. Элементы декоративного ландшафта помогут школьникам эстетически развиваться.
6. Учителя биологии и начальных классов могут проводит экскурсии по флоре Северного Кавказа не выходя за пределы школьного двора.
7. У учащихся будет развиваться любовь к родному краю, бережное отношение ко всему живому.
8. Каменистая горка и водоём помогут расширить познания в области экологии и разовьют интерес к изучаемым предметам естественного цикла.
Перспективный план
1. Наблюдения за горкой в зимний период.
2. Закладка каменистых горок разного типа на территории школьного двора.
3. Провести научную экспедицию в окр. горы Стрижамент для сбора новых растений.