Цели.
Обучающие:
- продолжить работу по формированию целостной картины мира у младших школьников;
- обобщить знания учащихся по многообразию птиц, расширить знания о птицах родного края;
- углубить теоретические знания в области экологии.
Развивающие:
- развивать потенциал природоведческих знаний, которые обеспечивают основы экологической ответственности младших школьников;
Воспитывающие:
- воспитывать бережное отношение к окружающей нас природе, заботливое отношение к миру.
Оборудование:
- кассета с голосами птиц;
- страница из Красной книги с названиями птиц нашей области;
- костюмы для птиц;
- г/з с песней “Ты, моя Россия”.
Действующие лица:
- ведущая;
- чтецы;
- орнитолог;
- пять учащихся, исполняющих роль птиц.
Место проведения: актовый зал лицея.
Ход встречи
Звучит музыка, а потом голоса птиц. На фоне этой записи ученик читает стихотворение.
БЕРЕГИТЕ ПРИРОДУ!
Ты видел, в лебедей стреляли? Ты видел, как они упали? Скажи, а если б птицы знали И если б только помогали, Что их полет прощальным будет, Их на заре подстрелят люди, Скажи, они бы не летали? Наверно, если даже знали И даже если понимали, То всё равно б взмывали ввысь, Ведь небо - это их стихия! Ведь небо - это их свобода! Ведь небо - это вся их жизнь! А в небе стая журавлей Так грустно над землей кружится. Земля... Скажи, что стало б с ней, Когда б на ней умолкли птицы? Тогда бы мертвым стало небо. И - тина в пустых лугах, И, может быть, колосья хлеба Не колосились бы в полях. И на полях, уж не грачи, А стаи черной саранчи. |
Я не хочу такого мира, Где все так серо и уныло... Опомнись, вздрогни, человек! Не долог на земле твой век, Но что после себя оставишь И чем ты здесь себя прославишь? Убитой птицей на заре? Лесами черными в огне? Иль свалкой мусора огромной? Аль атмосферою зловонной? Иль речкой с мертвою плотвой? Полями с выжженной травой? Опомнись, вздрогни, человек! Перед природой ты в долгу, И славен будет пусть твой век Травой душистой на лугу, И трелью птиц веселой, звонкой, И шумным плеском родника, И гроздями рябины тонкой, И синим глазом василька, И свежим ароматом трав, И рощи шумом и дубрав... |
Ведущий: Добрый день, ребята! Сегодня мы собрались вместе, чтобы поговорить о птицах.
Птицы - неотъемлемая часть природы. Они придают прелесть роще, лесу, степи и радуют нас своим ярким оперением, звучной песней. Общее число птиц, летающих, плавающих или бегающих по просторам нашей огромной земли, превышает 100 миллиардов.
Куда бы вы ни бросили взгляд, вы всегда заметите птиц! А знаете ли вы птиц?
Попробуйте отгадать наши загадки. Слушайте их внимательно и доскажите последнее слово - название птицы.
/Загадки читают наизусть дети./
- Зимой на ветке яблоки!
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это ... /снегири/- Чирк-чирик!
К зернышкам прыг!
Клюй, не робей,
Кто же это? /воробей/
- Верещунья, белобока, а зовут ее ... /сорока/
- Правда, дети, я хорош?
На большой мешок похож.
Здесь живу я не один,
А зовут меня... /пингвин/
- В лесу под щебет, звон и свист
Звучит лесной телеграфист.
Здорово, дрозд - приятель!
И ставит подпись... /дятел/
- На одной ноге стоит,
В воду пристально глядит.
Тычет клювом наугад,
Ищет в речке лягушат.
На носу повисла капля,
Узнаете? Это... /цапля/
- Распушила хвост жар-птица.
Он горит и золотится.
Из заморских к нам долин
Это хвост принес... /павлин/
- Ночь как смоль черным-черна,
Серой птице не до сна!
Меж кустов, как тень скользит,
Караулит, кто не спит.
Ловит каждый шорох чутко,
А как крикнет, станет жутко.
Вздрогнет спящая трава.
Это ухает... /сова/
Ведущий: Молодцы, вы хорошо знаете птиц!
Мы безмерно богаты:
В наших чащах и рощах
Столько всяких пернатых -
Просто диву даешься.Но спросите иного,
Что он знает о птицах,
Пусть ответит толково -
И, гляди, удивится.Птичье царство, и только?
Ну дрозды, ну синички...
Где запомнишь все клички,
Просто птички - и только!
Ведущий: На нашу встречу мы пригласили орнитолога. А кто из вас знает чем занимается орнитолог? /Ответы детей/
Да, он изучает жизнь птиц, их поведение, повадки. /Выходит орнитолог/. Давайте зададим ему вопросы и послушаем на них ответы.
Орнитолог: Здравствуйте, ребята! Прежде, чем я отвечу на ваши вопросы, которые вы приготовили мне к сегодняшней встрече, я хочу загадать вам загадку.
Кто два раза родится? /птица/. Правильно, ну, конечно же, птица! А теперь я отвечу на ваши вопросы. /Выходят 3-4 ученика и задают вопросы/.
- В какое время суток летит большинство перелетных птиц? /Ночью летят утки, гуси, лебеди, а днем они питаются. Ласточки же летят днем и на лету ловят мошек/.
- Как ориентируются птицы в полете? /По солнцу, звездам и луне/.
- Какие птицы весной возвращаются к нам первыми? /Скворцы, 28 марта/
- Прилет, какой птицы предвещает начало ледохода? /Трясогузки/.
- Какие птицы в наши края прилетают последними? /Иволга/.
- Поют ли перелетные птицы на чужбине? /Нет/.
- Какая птица своей песней предвещает в Кузбассе приход весны? /серая ворона/.
- Кто из птиц лучший танцор? /Журавль/.
- Для чего дятел барабанит? /Чтобы сообщить соперникам, что это его территория, он здесь хозяин/.
- Какие птицы самые быстрокрылые? /Стрижи. Их скорость 170-200 км/ч./
Ведущая: Большое Вам спасибо за ответы на вопросы.
Орнитолог: Хорошие вопросы приготовили ребята. Я чувствую, что вы интересуетесь птицами, значит, и бережно к ним относитесь. Но, к сожалению, бывают и такие случаи, когда люди уничтожают птиц, и это ведет к их исчезновению. В Кузбассе встречаются редкие и исчезающие виды птиц, которые занесены в Красную книгу РСФСР.
/Страницы из этой книги./
Орнитолог показывает рукой и читает:
ЧЕРНЫЙ АИСТ
СКОПА
СТЕПНОЙ ОРЕЛ
ОРЛАН БЕЛОХВОСТЫЙ
БАЛАБАН
САПСАН
Готовясь к сегодняшней встрече, я прочитал, что по древнерусскому преданию, бог войны не смог отправиться в поход, так как в его опрокинутом боевом шлеме свила себе гнездо голубка. С этим преданием и связано представление о голубке, как о птице мира.
В заключении нашей встречи я бы хотел прочесть вам эти строки:
Не разоряйте птичьего гнезда - Так счастлива в своем жилище птица! Она в гнезде спокойна и тогда, Когда над рощей буря злится |
Не разоряйте птичьего гнезда! Мне больше, чем другому, боль знакома. Того, чья песня глохнет в холода, Кто на земле живет без дома! |
Ведущий: Спасибо вам за ваши ответы. А мы продолжим нашу встречу.
Сценка “Встреча с птицами”.
/Г/з “Голоса птиц”/
/Вбегает иволга. Она летает вокруг ведущего./
Ведущий: Иволга, что случилось? Расскажи, почему ты такая встревоженная?
Иволга: Фиу, фиу, тиу, тиу!
Человек шел мимо моего гнезда и разорил его. Он убил не появившихся на свет птенцов. Как же мне теперь жить без них?
/Влетают еще 4 птички/.
Зачем вы нас, люди, не любите? Зачем же вы нас губите?
Люди, смилуйтесь над нами, над живыми существами.
Ведь мы вам не приносим вред, а лишь спасаем вас от бед.
Мы, птицы, просим доброты,
Мы, птицы, просим малости -
Избавьте нас от суеты,
Имейте каплю жалости.
Ведущий:
Дерево, трава, цветок и птицы
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете вы останетесь одни.
Своему, зная цену величью.
Будь в ответе за каждую песенку птичью.
/Звучат голоса птиц./
Ведущий: Каждую весну птицы прилетают туда, где они родились. А как им трудно совершать эти перелеты! Сколько в пути их гибнет! Но, знаете, какие они заботливые и внимательные друг к другу. Они никогда не бросят друзей в беде!
Послушайте быль “Дикие гуси”, которую написал Эдуард Асадов. Она о том, как одни перелетные птицы, которые умеют плавать, спасли других, не умеющих держаться на воде.
Э.Асадов
Дикие гуси.
/Лирическая быль/
С утра, покинув приозёрный луг, Летели гуси дикие на юг. А позади за ниткою гусиной Спешил на юг косяк перепелиный. Всё позади: простуженный ночлег, И ржавый лист, и первый мокрый снег... А там, на юге, пальмы и ракушки, И в теплом Ниле теплые лягушки... Вперед! Вперед! Дорога далека, Все крепче холод, гуще облака, Меняется погода! Ветер злей, И что ни взмах - то крылья тяжелей. Смеркается, все резче ветер в грудь. Слабеют силы, нет, не дотянуться. И тут протяжно крикнул головной: -Под нами море! Следуйте за мной! Скорее вниз! Скорей, внизу вода! А это значит отдых и еда. Но следом вдруг пошли перепела. А вы куда? Вода для вас беда! Да, видно, на миру и смерть красна. Жить можно разно. Смерть - всегда одна! Нет больше сил... И шли перепела Туда, где волны и покой, и мгла. К рассвету все замолкло...Тишина Медлительная, влажная луна, |
Окутав звезды сетью золотой, Загадочно повисла над водой. А в это время из далеких вод Домой, к Одессе, к гавани своей, Бесшумно шел красавец теплоход, Блестя глазами бортовых огней. Вдруг вахтенный, стоявший с рулевым, Взглянул на борт и замер, недвижим. Потом присвистнул: “Шут меня дери! Вот чудеса! Ты только посмотри!” В лучах зари, забыв привычный страх, Качались гуси, молча на волнах. У каждого в усталой тишине По спящей перепелке на спине. Сводило горло...Так хотелось есть... А рыб вокруг - во век не перечесть! Но не один за рыбой не нырнул И друга в глубине не окунул. Вставал над морем искрометный круг, Летели гуси дикие на юг, А позади за ниткою гусиной Спешил на юг косяк перепелиный. Летели гуси в огненный рассвет, А с корабля смотрели им вослед, Как на смотру - ладонь у козырька - Два вахтенных - бывалых моряка! |
Что влечет наших северных птиц, Пропуская сквозь легкие воздух, Возвращаясь от южных границ В неказистые старые гнезда? |
Пусть дорога длинна и трудна, Ночь ружейными смотрит стволами - Возвращаются птицы туда, Где впервые взмахнули крылами. |
/На сцену выходят все участники/
Берегите землю!
Берегите жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях танцующего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба парящего над полем,
Ясный месяц над речным раздольем,
Ласточку, мелькающую в жите,
Берегите землю! Берегите!
* * *
Есть одна планета - сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой,
И стрекозы тут как тут
В реку смотрят удивленно.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
/Все/
- Мы хотим, чтоб птицы пели,
- Чтоб леса вокруг шумели,
- Чтобы были голубыми небеса,
- Чтобы речка серебрилась!
- Чтобы бабочка развилась!
- И была на ягодах роса!Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
В заключении группа девочек исполняет песню “Ты, моя, Россия”. Зал подхватывает и подпевает.