Цели:
- научить различать звуки и буквы;
- расширить словарный запас;
- профилактика зеркального письма
- развивать фонематические процессы, внимание память;
- научить правильно употреблять предлоги (у, на, под, около);
- развивать пространственную ориентацию.
Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки, звуковые линейки, звуковые модели, пластилин, набор букв и наборное полотно, индивидуальные карточки с заданием.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Зачеркните все буквы, которые встречаются в строке три раза, и соедини оставшиеся. Прочитай.
П Р Ю О Г Д Ч Ю Г Т Б О Р Д В Г Д Ы Б Ю Й Р Д Б З Е Я Ж З Щ Е З Л И Е Л Л Ж К Е Ж
– Какое слово получилось? (Почтовый ящик.)
– Какой первый звук слышится в слове почтовый? (Звук П.)
– Назовите 4-ый звук в слове почтовый. (Звук Т.)
II.
– Какая профессия у человека, который приносит почту? (Почтальон.)
– А кто назовет имя почтальона? (Печкин.)
– Вот сегодня у нас в гостях почтальон Печкин. Откуда Печкин?
– Какой первый звук слышится в слове Печкин? (Звук Пь.)
– Назовите мягкую пару звука Т. (Звук Ть.).
III. Сообщение темы
– Сегодня мы будем продолжать работу над звуками: П-Т, Пь-Ть.
а) Характеристика работы органов артикуляции.
Губы |
Зубы |
Язык |
Голосовые связки |
|
| П-Пь | Смыкаются. На Пь губы смыкаются сильнее. | разомкнуты | лежит внизу | не работают |
| Т-Ть | разомкнуты | разомкнуты | за верхними зубами, кончик языка. На звук Ть язык напряжен. | не работают |
б) Характеристика звуков: П – согл., тв., гл. Пь – согл., мяг., гл. Т – согл., тв., гл. Ть – согл., мяг., гл.
в) Какой буквой на письме, обозначается звук П? Звук Т? (Звуковые модели)
IV. Чтение слоговых таблиц
– В какой деревни жил Печкин? (Простоквашино.)
– У нас в почтовом ящике лежит письмо. Нас с вами приглашают в гости. А поедем мы с вами на электричке. Но, чтобы добраться до электричке мы поедем на метро. Что такое метро? (Метрополитен – подземная, надземная на эстакадах городская железная дорога.)
Чтение слоговых таблиц со звуком Т, ТЬ и П, Пь.
V. Игра “Поймай звук”
(Поднять соответствующую схему звука Ть.)
а) из слогов: пи, до, то, ути, ба, те, ато, стя, тол, пио, тим, ату.
б) из слов звук Пь: петух, кот, Печкин, булка, теленок, репа, парусник (корабль под парусами).
в) Кто помнит, на чем мы добирались до электрички. Составить звуковую модель слова
МЕТРО ![]()
ПЕЧКИН ![]()
г) Звуковая линейка. На каком месте по счету слышится заданный звук Т.
Кот (3), Метро (3), Телега (1), Самолет (7), Электричка (5), Теплоход (1, 3, 8), Автобус (3). Проверка.
VI.
– Ну вот, доехали мы станции. И дальше поедем, кто отгадает на чем?
Что за чудо синий дом
Ребятишек много в нем
Носит обувь из резины
И питается бензином. (Автобус)
– Какой звук слышится в слове?
VII. Работа в тетради. Графический диктант
а) Выписывание букв Т-П в тетрадь. Хватай-ка, велосипеды, такси, поезда, метро, Шарик, плот, деревня, самолет, вертолеты. Что такое плот? (Плот – это скрепленные в несколько рядов бревна для сплава или переправы на них по воде.)
– Проверка. Сколько букв Т? (7) Букв П? (3)
VIII.
– Распределить слова в два столбика, 1-й с буквой Т, 2-й – с буквой П (кот, лапа, полка, лото). Проверяем. На доске буквы и к ним нужно расставить картинки.
IX. Ориентирование по картинке
– Ну, вот добрались мы с вами до деревни. Посмотрите и скажите, что вы видите на картинке.
Составление предложений по картинке.
Х. Физминутка
XI. Игра “Назови слово правильно”
– Как красиво и хорошо в Простоквашино. И вот снова задание.
ТРАКТОР – ТРАТОРК
ПОЕЗД – ПОЗДЕ
ВЕЛОСИПЕД – ВЕСИЛОПЕД
ТРАМВАЙ – ТРАВАЙМ
ТАКСИ – ТАСИК
ТЕПЛОХОД – ТЕПХОЛОД
САМОЛЕТ – САЛЕТМО
Слова выкладываются из букв на наборном полотне. По мере называния правильных слов, вывешиваются картинки.
XII.
– Посмотрите, какие буквы написаны правильно, покажите и назовите достопримечательности нашего города на ту букву, которую вы показали.
Театр, площадь Ленина, Кукольный театр, танк, Парк культуры и отдыха.
XIII.
– Теперь посмотрите на наши картинки и скажите, как все это назвать одним словом. (Транспорт.) А почему я картинки расположила в четыре столбика?
- Наземный вид транспорта (поезд, трактор, автобус, велосипед, трамвай, такси).
- Водный вид транспорта (теплоход, парусник, плот).
- Воздушный вид транспорта (самолет, вертолет).
– А куда мы отнесем метро? Кто знает? Метро – это подземный вид транспорта.
XIV. Слепить из пластилина букву П–Т.
XV. Итог урока