Открытый урок по математике на тему: "Сложение чисел первого десятка"

Разделы: Начальная школа


Тема: Сложение чисел первого десятка.

Цель: формирование умений выполнять действие сложение.

Задачи:

  • закрепить математическое действие сложение, компоненты при сложении;
  • продолжить работу по формированию умения сравнивать числа;
  • закрепить умение решать простые задачи на сложение;
  • развивать навык устного счёта.

Оборудование: сказочные персонажи (почтальон Печкин, кот Матроскин, пёс Шарик, видеокассета с мультфильмом “Зима в Простоквашино”, таблица со словом “Простоквашино”, рисунок кости (с обратной стороны написано слово НЕРАВЕНСТВО), запись движущегося поезда.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Введение в тему урока

Учитель. Сегодня мы побываем в сказке. Угадайте в какой? (Стук в дверь, входит Печкин.)

Печкин. Я принёс вам необычное письмо. (Включается видеозапись из мультфильма, где Дядя Фёдор пишет письмо родителям.)

Печкин. Но это ещё не всё письмо, давайте его дочитаем. (Читает с листа.)

“Но без друзей нам скучно. Приезжайте к нам в Простоквашино, будем рады.

Дядя Фёдор, кот Матроски и пёс Шарик.”

(Печкин уходит.)

Учитель. Думаю, вы не откажитесь побывать в гостях. Отправляемся в дорогу. Простоквашино - красивое место, но оно далеко от города. Мы туда поедем на поезде.

III. Устный счёт.

Учитель. Давайте займём места в вагонах. (Заранее поставить стулья парами в середине класса, на которых висят таблички с номерами от 1 до 10.

10

*

8

7

*

5

*

*

*

*

Учитель. Номера каких вагонов отсутствуют?

Учитель. Садитесь поудобнее. Поезд до Простоквашино отправляется. По дороге встречаются семафоры. Для чего они?

Дети. Регулируют движение поездов. Зелёный – ехать можно, красный – остановиться.

(Звучит запись движущегося поезда.)

Учитель. Назовите числа в порядке возрастания.

Учитель. Что заметили?

Дети. Повторяются числа 2, 5 и отсутствует число 7.

Учитель. Сколько дней в неделе?

Дети. 7.

Учитель. Назовите седьмой день недели.

Дети. Воскресенье.

Учитель. Сколько месяцев в году?

Дети. 12.

Учитель. Назовите седьмой месяц.

Дети. Июль.

Учитель. Назовите число следующее за числом 7.

Дети. Число 8

Учитель. Назовите число предыдущее числу 7.

Дети. Число 6.

Учитель. Поезд прибыл на станцию ПРОСТОКВАШИНО. (Повесить название станции)

Учитель. Кто нас встречает?

Дети. Пёс Шарик.

Учитель. Шарик, почему ты грустный?

Шарик. Я спрятал косточку и не могу её найти. Помогите!

Учитель. Давайте ему поможем, поработаем в группах. Сравним выражения:

I группа

1 * 2
3 * 4

II группа

5 * 4
3 * 2

III группа

1 * 3
2 * 1

(Комментирование детей.)

Учитель. Как называются выражения?

Дети. Неравенство

(Показать таблицу НЕРАВЕНСТВО, с обратной стороны нарисована косточка).

Шарик (радостно). Большое спасибо за вашу работу. (Шарик уходит.)

IV. Индивидуальная работа

Задание 1. Вставь пропущенные числа и знаки.

3 + * = 4
1 * 3 = 4
2 * 2 = 4

Задание 2. “Назови соседей числа”.

* 4 *
* 3 *
* 2 *

Учитель. Давайте вспомним, какие числа повторялись в устном счёте.

Дети. Числа 2, 5

V. Минутка чистописания

Учитель. Давайте напишем в тетради цифры 2 и 5.

VI. Самостоятельная работа

Учитель. Дядя Фёдор хочет посмотреть, как вы работаете самостоятельно. (Вывешивается сказочный персонаж дяди Фёдора.)

Учитель. Какое математическое действие?

Дети. Сложение.

Учитель. Назовите компоненты при сложении.

Дети. Первое слагаемое, второе слагаемое, сумма.

Учитель. Что надо найти?

Дети. Значение суммы.

Учитель. Замени схемы числовыми выражениями.

VII. Физкультминутка

(Музыкальная пауза, песня из мультфильма “Зима в Простоквашино”.)

VIII. Закрепление

Учитель. А вот и кот Матроскин! (Вывешивается сказочный персонаж.) Какой он по характеру?

Дети. Очень умный всегда учит Шарика.

Учитель. Матроскин приготовил вам задачу. Что он любит?

Дети. Молоко.

Задача: Дядя Фёдор купил в городе 3 бутылки молока, а Шарик купил 2 бутылки молока. Сколько всего они купили бутылок молока?

Учитель читает задачу.

Учитель. Прочитайте только условие.

Учитель. Прочитайте только вопрос.

Учитель. Сколько бутылок молока купил Дядя Фёдор?

Дети. 3 бутылки.

Учитель. Что купил Шарик?

Дети. 2 бутылки молока.

Учитель. Что надо узнать в задаче?

Дети. Сколько всего бутылок молока они купили?

Учитель. Каким действием будете решать задачу?

Дети. Сложением.

Учитель. Запишите решение задачи самостоятельно.

Проверка задачи.

Учитель. Что ещё любит Матроскин?

Ответы детей.

Учитель. Придумайте задачи на эту тему на сложение.

Учитель. Наше путешествие подходит к концу. Хорошо было в гостях? (Мнение детей.) Но нам пора возвращаться в город. Займите свои места в вагонах. (Дети занимают места на заранее расставленных стульях.) Поезд из Простоквашино отправляется на станцию Междуреченск. (Показать зелёный свет семафора, звучит музыка.)

IX Итог урока

Учитель. Что делали на уроке? Какое задание понравилось больше всего?

ПЛАН КЛАССА