Цель: формирование целостного взгляда на предметы окружающего мира.
Задачи:
- формировать представление об окружающем мире, учить различать объекты живой и неживой природы, природу и рукотворный мир;
- закреплять знания жанров устного народного творчества, развивать правильное, выразительное чтение;
- развивать знания, умения, навыки вырезания, склеивания, приклеивания деталей изделия;
- развивать речь, мышление, воображение, художественный вкус, коммуникативные способности;
- воспитывать интерес и уважение к творчеству русского народа.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
– Друзья, начинаем наш урок!
Тут затеи и задачи,
Игры, шутки, всё для вас!
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час!
II. Работа над теоретическим материалом
– Сегодня на уроке мы поговорим о том, что нас окружает.
Посмотри, мой милый друг,
Что находится вокруг?
Небо светло-голубое,
Солнце светит золотое,
Ветер листьями играет,
Тучка в небе проплывает.
Поле, речка и трава,
Горы, воздух и листва,
Птицы, звери и леса,
Гром, туманы и роса.
Человек и время года –
Это всё вокруг… ПРИРОДА (слово повесить на доску).
– Природа – часть окружающего мира. А что составляет природу, мы выясним, используя произведения устного народного творчества. Назовите жанры фольклора, опираясь на таблицу, которая висит на доске.
У нескольких детей на карточках написаны тексты произведений фольклора.
– Кому достались загадки, прочитай те, а мы их отгадаем. Отгадки есть на картине (висит на доске).
Не мышь, не птица, В лесу резвится, На деревьях живёт, И орешки грызёт. (Белка) Не княжеской
породы, |
Среди двора Стоит копна, Спереди вилы, Сзади метла. (Корова) Выпуча глаза сидит, |
– А теперь прочитайте скороговорки.
- Проворонила ворона воронёнка.
- Жук жужжал, жужжал, жужжал, по дорожке бежал.
– Прочитайте отрывок из русской народной сказки:
– Запомни мои слова: когда тебе захочется – скажи только:
“По щучьему велению,
По моему хотенью”.
– Какой заголовок сказки? Кто главные герои? (Емеля, щука)
– Прочитайте поговорку. Волка ноги кормят.
– Как одним словом назвать корову, волка, жабу, белку, щуку, петуха, ворону, жука? (ЖИВОТНЫЕ – слово на доску)
– Назовите домашних животных.
– Назовите зверей.
– Назовите птиц.
– А щука – это кто?, лягушка?, жук? И все они – животные.
III. Физминутка
– Встаньте, пожалуйста. Я буду петь и танцевать, а вы повторяйте за мной движения.
Во поле берёзка стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Лю-ли, лю-ли стояла,
Лю-ли, люли стояла.
– Потянитесь, станьте такими же стройными как это дерево.
– О каком дереве пелось в русской народной песне?
– Какие лиственные деревья знаете?
– Назовите хвойные деревья.
– А что ещё растёт в парке, в лесу?
– Как одним словом назвать деревья, кустарники, травы? (РАСТЕНИЯ – слово на доску)
– Прочитайте пословицы.
Дерево смотри в плодах – человека в делах.
Птица сильна крыльями – человек друзьями.
– Как вы думаете, а ЧЕЛОВЕК является частью природы?
– Человек не только оказывает влияние на природу, но и зависит от неё. В старину деревенские жители обращались с просьбами к солнцу, радуге, дождю, ветру с просьбами, и верили, что их желания будут услышаны. Такие обращения называются закличками.
– Прочитайте заклички.
Солнышко, покажись, Красное, нарядись! Чтобы год от года Давала погода Тёплое летечко, Грибы в берестечко, Ягоды в лукошко, Зелёного горошка. |
Гром гремучий Трясёт тучи. Дай дождя с небесной тучи! Ветер, ветрецо, Не дуй мне в лицо, А дуй мне в спину, Чтоб идти было в силу! |
– Солнце, звёзды, Луна, кометы – это... (КОСМИЧЕСКИЕ ТЕЛА – слово на доску)
– Ветер – это перемещение воздушных масс. (ВОЗДУХ – слово на доску)
– Дождь, снег, реки – это всё ... (ВОДА – слово на доску).
– ГОРЫ также являются объектом природы.
– Животные, растения, человек, космические тела, воздух, вода, горы – это природа. А на какие 2 группы можно разделить объекты природы? (ЖИВАЯ и НЕЖИВАЯ природа – слова на доску, под слово ПРИРОДА)
-Кто пойдёт к доске и разделит объёкты на живую и неживую природу? (Карточки со словами – животные, растения, человек, космические тела, воздух, вода, горы распределить на 2 группы)
– Чем отличается природа живая и неживая?
– Живые существа, или организмы, в отличие от предметов неживой природы дышат, питаются, растут, развиваются, приносят потомство, умирают.
– Чтобы доказать, что растения живые – организмы, мы сегодня заложим опыт, а в следующие дни, недели будем наблюдать, как под действием света, тепла, воды из семян вырастет горох.
– Посмотрите вокруг в классе, за окошко. Назовите предметы, которые видите. Как вы думаете, они относятся к природе? Это предметы, сделанные руками человека. (РУКОТВОРНЫЙ МИР – слово на доску)
– Итак, что нас окружает? (Природа и рукотворный мир.)
IV. Практическая работа
– Мы сейчас сделаем своими руками, сотворим предмет окружающего мира – берёзку. А чтобы ваши руки умело работали, мы разомнём пальчики, используя потешку.
– Мальчик-пальчик, где ты был?
– С этим братцем в лес ходил,
С этим братцем щи варил,
С этим братцем кашу ел,
С этим братцем песни пел!
– Вы будете работать в группах по 4 человека: раскрасить берёзку (даны детали изделия из белой бумаги) и склеить. Прежде чем вы приступите к работе, вспомним правила техники безопасности при работе с ножницами. Продолжите фразу:
- Передавать ножницы надо кольцами… к человеку.
- Близко к лицу ножницы… не подносить.
- На край парты ножницы… не класть.
– Приступайте к работе, а я посмотрю, какая группа выполнит задание быстрее и красивее. А чтобы вам хорошо работалось, я включу музыку – П.И.Чайковский, из цикла “Времена года”.
– Какие красивые берёзки у вас получились! Этими берёзками мы украсим класс, будем вместе ими любоваться. А дома вы можете себе сделать берёзку, или научить сестру, подругу: уменье везде найдёт примененье, учи других – сам научишься.
V. Итог урока
– Вы сегодня придёте домой, что вы расскажете родным об уроке? Продолжите фразу:
- Я узнал, что окружает нас природа и … рукотворный мир.
- Я умею различать объекты живой и … неживой природы.
- Я могу показать, как сделать … берёзку.
Оценка работы учащихся.