Урок математики в 3-м классе по теме: "Симметричные фигуры"

Разделы: Начальная школа


Симметрия – это красота, порядок и совершенство

В. Вейль

Цель: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии.

Задачи:

  • Образовательные:
    • сформировать понятие о “симметричных фигурах”;
    • сформировать способность проводить ось симметрии в симметричных фигурах;
    • сформировать способность определять симметричные фигуры в окружающем мире.
  • Развивающие:
    • развивать логическое мышление;
    • коммуникативные качества;
    • практические умения;
    • навыки рефлексии (самоанализ деятельности).
  • Воспитательные:
    • расширять знания о правилах этикета;
    • расширять эстетические представления о мире (понятие красоты, совершенства, гармонии).

Оборудование: геометрические фигуры, конверт №1 с несимметричными фигурами, 2 листа бумаги, конверт с д/з, калька с рисунком пирогов, ось симметрии в виде королевы, симметричные объекты окружающего мира, дом, деревья, цветы, бабочки…

ХОД УРОКА

I. Самоопределение к деятельности

– Ребята, вы любите путешествовать?

– Сегодня я вас приглашаю в необыкновенное путешествие в страну, какой нет на карте. Она называется Симметрия. В ней царят красота, порядок, равновесие.

– Давайте прочитаем девиз нашего урока: “Красота тесно связна с симметрией”

II. Актуализация знаний

– Посмотрите, у входа нас встречают её жители!

(Геометрические фигуры на доске.)

– Назовите их.

– Почему эту фигуру называют треугольником?

– Какую фигуру называют прямоугольником?

– А какую квадратом?

– Можем мы любой квадрат назвать прямоугольником?

– А любой прямоугольник назвать квадратом?

– Что интересного вы заметили в построении ряда? (Чередуются форма и цвет)

– Назовите фигуру, которая продолжит ряд.

– Назовите лишнюю фигуру.

– Обоснуйте свой ответ.

– Назовите этот ряд одним словом.

– Сегодня в стране симметрии необычный день. У одной знатной жительницы – Оси симметрии – день рождения. Именинница для гостей испекла два пирога.

(На доске на кальке относительно оси два пирога.)

– Как называется скатерть, на которой стоят пироги (калька)?

– Назовите свойство этой бумаги (кусочек её в руках держать)

– Докажите, что пироги симметричны относительно прямой L. (Нужно перегнуть (сложить) лист по прямой L, пироги – совпали.)

Какой же вывод? (Наши пироги симметричны относительно линии сгиба L.)

III. Постановка проблемы (практическая работа)

– Ребята, а вы любите получать подарки?

– Именинница наша – ось симметрия – тоже любит их получать. Давайте ей сделаем подарки своими руками!

  1. Возьмите лист бумаги № 1.
  2. Согните его пополам, проведите по линии сгиба.
  3. Нарисуйте полукруг.
  4. Возьмите лист бумаги № 2, согните его пополам, нарисуйте половину вазы. Внимание! Будем работать с ножницами. Будьте осторожны! Помните правила работы с ними.
  5. Вырежьте нарисованные фигуры. Положите их перед собой. (А учитель прикрепляет на доску.)
  6.  Найдите линии сгиба.
  7. Где проходит эта прямая?
  8. Как она поделила эти фигуры?
  9. Докажите. (Совместились.)

– Как мы назовём прямую, которая поделила наши фигуры на две равные части. Положите эти фигуры слева от себя.

– А теперь возьмите геометрические фигуры из конверта. Назовите их.

– Попробуйте провести в них ось симметрии. (Четырехугольник и треугольник – несимметричные фигуры.)

– У вас проблема?

– Попробуйте сложить эти фигуры ровно пополам. Проблема не решилась?

– Отложите эти фигуры отдельно справа. (Учитель прикрепляет их на доску.)

– Какой же сделаем вывод? (Не у всех фигур можно провести ось симметрии.)

IV. Открытие нового знания

– Как бы вы назвали фигуру, у которых вы смогли провести ось симметрии, относительно тех, у которых не смогли провести? (Учёные-математики их назвали симметричными фигурами.)

– Тема нашего урока: “Симметричные фигуры”. Какая же цель стоит перед нами на уроке? (Научиться распознавать симметричные фигуры.)

– А какую же цель вы ставите передо мной?

– Какие фигуры мы возьмём в подарок оси симметрии?

– Как она догадается, что они симметричные? (Она сложит их пополам.)

– Стр. 46 Читаем вывод в красном прямоугольнике. Наш вывод отличается от вывода в учебнике (это существенное отличие). Посмотрите на жителей страны Симметрии. Сделайте вывод.

Всех жителей страны Симметрии
Узнаешь без заминки.
Как близнецы у них
Похожи половинки.

Вывод: Посмотрите вокруг. Назовите симметричные фигуры, которые встречаются в окружающем нас мире (животные, цветы, здания, природа.)

V. Физминутка

VI. Громкая речь

– А сейчас нам с вами предстоит написать поздравление имениннице, но для текста нам нужны только симметричные буквы. Взяли линейки и карандаши с 41 № 1, комментируем вслух.

Подведем итог: Есть буквы, которые имеют один или два оси симметрии, у них одинаковые половинки, или левая и правая, или верхняя и нижняя.

– А какие еще буквы русского алфавита имеют оси симметрии.

VII. Групповая работа

– Ребята, сейчас у вас будет ответственная работа. В гости в страну Симметрии собрались геометрические фигуры. Вам нужно провести исследование и решить, какие фигуры пройдут в гости, а какие нет. Для этого надо организовать (кому удобно можно встать) творческие группы. (Пересадка)
Читаем задание № 2. Ось симметрии, вам в помощники прислала своего гнома. Он для вас уже вырезал геометрические фигуры.
Достаньте их из конверта. Кому нет геометрической фигуры?
Уточним задание:

1) C помощью перегибания найти ось симметрии.
2) Нарисовать все оси симметрии в этих фигурах.

– Отвечать от команды будет капитан. Ему вручаю алгоритм ответа.

Отчет творческих групп:

  1. – 2 оси;
  2. – 3 оси;
  3. – 4 оси;
  4. – много осей;
  5. – нет оси.

Вывод: какая геометрическая фигура самая симметричная.

VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой

– Ребята, вы отлично справляетесь с заданиями. Вам Ось симметрии доверяет еще одно интересное задание. Вас ждет тест.

  • Возьмите карандаш и подпишите тест.
  • Прочитайте внимательно задание. Есть вопросы?
  • Работаем быстро и внимательно.
  • У вас все получится!

Итог: сверьте свои ответы с образцом. Встаньте, у кого так.

IХ. Рефлексия

Х. Домашнее задание.

XI. Итог урока