Симметрия – это красота, порядок и совершенство
В. Вейль
Цель: подвести учащихся к пониманию понятия симметричные фигуры с осью симметрии.
Задачи:
- Образовательные:
- сформировать понятие о “симметричных фигурах”;
- сформировать способность проводить ось симметрии в симметричных фигурах;
- сформировать способность определять симметричные фигуры в окружающем мире.
- Развивающие:
- развивать логическое мышление;
- коммуникативные качества;
- практические умения;
- навыки рефлексии (самоанализ деятельности).
- Воспитательные:
- расширять знания о правилах этикета;
- расширять эстетические представления о мире (понятие красоты, совершенства, гармонии).
Оборудование: геометрические фигуры, конверт №1 с несимметричными фигурами, 2 листа бумаги, конверт с д/з, калька с рисунком пирогов, ось симметрии в виде королевы, симметричные объекты окружающего мира, дом, деревья, цветы, бабочки…
ХОД УРОКА
I. Самоопределение к деятельности
– Ребята, вы любите путешествовать?
– Сегодня я вас приглашаю в необыкновенное путешествие в страну, какой нет на карте. Она называется Симметрия. В ней царят красота, порядок, равновесие.
– Давайте прочитаем девиз нашего урока: “Красота тесно связна с симметрией”
II. Актуализация знаний
– Посмотрите, у входа нас встречают её жители!
(Геометрические фигуры на доске.)
– Назовите их.
– Почему эту фигуру называют треугольником?
– Какую фигуру называют прямоугольником?
– А какую квадратом?
– Можем мы любой квадрат назвать прямоугольником?
– А любой прямоугольник назвать квадратом?
– Что интересного вы заметили в построении ряда? (Чередуются форма и цвет)
– Назовите фигуру, которая продолжит ряд.
– Назовите лишнюю фигуру.
– Обоснуйте свой ответ.
– Назовите этот ряд одним словом.
– Сегодня в стране симметрии необычный день. У одной знатной жительницы – Оси симметрии – день рождения. Именинница для гостей испекла два пирога.
(На доске на кальке относительно оси два пирога.)
– Как называется скатерть, на которой стоят пироги (калька)?
– Назовите свойство этой бумаги (кусочек её в руках держать)
– Докажите, что пироги симметричны относительно прямой L. (Нужно перегнуть (сложить) лист по прямой L, пироги – совпали.)
Какой же вывод? (Наши пироги симметричны относительно линии сгиба L.)
III. Постановка проблемы (практическая работа)
– Ребята, а вы любите получать подарки?
– Именинница наша – ось симметрия – тоже любит их получать. Давайте ей сделаем подарки своими руками!
- Возьмите лист бумаги № 1.
- Согните его пополам, проведите по линии сгиба.
- Нарисуйте полукруг.
- Возьмите лист бумаги № 2, согните его пополам, нарисуйте половину вазы. Внимание! Будем работать с ножницами. Будьте осторожны! Помните правила работы с ними.
- Вырежьте нарисованные фигуры. Положите их перед собой. (А учитель прикрепляет на доску.)
- Найдите линии сгиба.
- Где проходит эта прямая?
- Как она поделила эти фигуры?
- Докажите. (Совместились.)
– Как мы назовём прямую, которая поделила наши фигуры на две равные части. Положите эти фигуры слева от себя.
– А теперь возьмите геометрические фигуры из конверта. Назовите их.
– Попробуйте провести в них ось симметрии. (Четырехугольник и треугольник – несимметричные фигуры.)
– У вас проблема?
– Попробуйте сложить эти фигуры ровно пополам. Проблема не решилась?
– Отложите эти фигуры отдельно справа. (Учитель прикрепляет их на доску.)
– Какой же сделаем вывод? (Не у всех фигур можно провести ось симметрии.)
IV. Открытие нового знания
– Как бы вы назвали фигуру, у которых вы смогли провести ось симметрии, относительно тех, у которых не смогли провести? (Учёные-математики их назвали симметричными фигурами.)
– Тема нашего урока: “Симметричные фигуры”. Какая же цель стоит перед нами на уроке? (Научиться распознавать симметричные фигуры.)
– А какую же цель вы ставите передо мной?
– Какие фигуры мы возьмём в подарок оси симметрии?
– Как она догадается, что они симметричные? (Она сложит их пополам.)
– Стр. 46 Читаем вывод в красном прямоугольнике. Наш вывод отличается от вывода в учебнике (это существенное отличие). Посмотрите на жителей страны Симметрии. Сделайте вывод.
Всех жителей страны Симметрии
Узнаешь без заминки.
Как близнецы у них
Похожи половинки.
Вывод: Посмотрите вокруг. Назовите симметричные фигуры, которые встречаются в окружающем нас мире (животные, цветы, здания, природа.)
V. Физминутка
VI. Громкая речь
– А сейчас нам с вами предстоит написать поздравление имениннице, но для текста нам нужны только симметричные буквы. Взяли линейки и карандаши с 41 № 1, комментируем вслух.
Подведем итог: Есть буквы, которые имеют один или два оси симметрии, у них одинаковые половинки, или левая и правая, или верхняя и нижняя.
– А какие еще буквы русского алфавита имеют оси симметрии.
VII. Групповая работа
– Ребята, сейчас у вас будет ответственная
работа. В гости в страну Симметрии собрались
геометрические фигуры. Вам нужно провести
исследование и решить, какие фигуры пройдут в
гости, а какие нет. Для этого надо организовать
(кому удобно можно встать) творческие группы. (Пересадка)
Читаем задание № 2. Ось симметрии, вам в помощники
прислала своего гнома. Он для вас уже вырезал
геометрические фигуры.
Достаньте их из конверта. Кому нет
геометрической фигуры?
Уточним задание:
1) C помощью перегибания найти ось симметрии.
2) Нарисовать все оси симметрии в этих фигурах.
– Отвечать от команды будет капитан. Ему вручаю алгоритм ответа.
Отчет творческих групп:
- – 2 оси;
- – 3 оси;
- – 4 оси;
- – много осей;
- – нет оси.
Вывод: какая геометрическая фигура самая симметричная.
VIII. Самостоятельная работа с самопроверкой
– Ребята, вы отлично справляетесь с заданиями. Вам Ось симметрии доверяет еще одно интересное задание. Вас ждет тест.
- Возьмите карандаш и подпишите тест.
- Прочитайте внимательно задание. Есть вопросы?
- Работаем быстро и внимательно.
- У вас все получится!
Итог: сверьте свои ответы с образцом. Встаньте, у кого так.
IХ. Рефлексия
Х. Домашнее задание.
XI. Итог урока