Открытый урок математики в 3-м классе по теме: "Составные уравнения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • познакомить с решением уравнений нового вида;
  • систематизировать изученные виды уравнений и показать их связь с количественным описанием реальных ситуаций;
  • закрепить знания названий компонентов действий и результатов действий;
  • отработать навык письменных и устных вычислений;
  • воспитывать внимательность, организованость, умение работать в парах.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент

Девиз нашего урока: “Кто думает – тот всегда додумается!”

II Актуализация знаний

1. Внимание! Найдите лишнее слово в каждом столбике.

слагаемое
уменьшаемое
вычитаемое
множитель
уравнения
делимое
сумма
разность
равенство
рроизведение

(1 ст. – "уравнения", т. к. остальные – названия компонентов действий ; 2 ст. – "равенство", т.к. остальные – названия результатов действий.)

Слова эти отставляются в сторону.

2. Какого слова не хватает в каждом столбике? (В 1 ст. – "делитель"; 2 ст. – "частное".) Выставляю эти слова на доске.

3. Какие слова 1 и 2 столбиков вы соедините? (Дети предлагают, а учитель соединяет.)

Итог: повторили названия компонентов и результатов действий.

4. На доске:

УРАВНЕНИЕ

РАВЕНСТВО

– Прочитайте лишние слова. Составьте из них математическое предложение. Уравнение – это равенство, содержащее переменную. Тема урока – "Уравнения".

5. Что записано на доске?

х + 21 = 30
45 – х = 27
х . 10 = 360
720 : х = 10

– Прочитайте. (Сумма 21 и х равна 30 и т.д.)

6. Запишите в тетрадь корни этих уравнений: 9 18 36 72. Найдите закономерность. (Каждое следующее число увеличивается в 2 раза; сумма цифр в каждом числе равна 9.)

7. Запишите эти уравнения в общем виде:

х + а = с
а
х = с
х . а = с
а
: х = с

– Каких видов уравнений здесь не хватает? Допишите.

ха = с

х : а = с

– Прочитайте их по-разному.

8. Назовите алгоритм решения этих уравнений (прикрепить на доску по-одному).

  1. Определить неизвестный компонент действий.
  2. Применить правило его нахождения.
  3. Выполнить действие и получить ответ.
  4. Сделать проверку (устно или письменно).

Итог: повторили виды уравнений, алгоритм их решения.

III Постановка проблемы

9.

  • Сколько минут в 9 часах? (540)
  • Сколько суток в 36 часах? (1 сут. 12 час.)
  • Сколько часов в 72 минутах?(1 час 12 мин.)
  • 18 секунд. Сколько секунд не хватает до минуты? (42 сек.)

– О какой величине говорили? (О времени)

– С какой величиной связан этот рисунок? (На доску вывесить рисунок: весы, на одной чаше котёнок и гиря в 2 кг, а на другой – гиря в 5 и 3 кг.) (Масса) Почему? (Весы и гири)

– В каком положении находятся чашечки весов? (В равновесии)

– Составьте и запишите по этому рисунку уравнение.

х + 2 = 5 + 3 Прочитайте.

– Подберите для полученного уравнения подходящую карточку.

Проблема!!!

– Назовите цель нашего урока. (Научиться решать новые уравнения.)

– Какую цель вы ставите передо мной? (Помочь...)

IV. Открытие нового знания

1. Посмотрите внимательно. Чем отличается новое уравнение от изученных? (Справа записано не число, а числовое выражение.)

– Тема нашего урока: РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ НОВОГО ВИДА.

2. Взяли листочки и фломастеры. Как бы вы предложили решить это уравнение? (Постараться рассмотреть все предложенные варианты, но среди всех будет и правильный.)

3. Посмотрите на алгоритм решения уравнений. Какого шага не хватает для решения новых уравнений? Найди значение числового выражения. (Прикрепить этот шаг в алгоритм. Проговорить алгоритм вслух.)

V. Физминутка

Итог: проблема решена, алгоритм решения новых уравнений составлен.

4. Громкая речь (стр. 80 № 1 с комментированием по алгоритму).

Итог: прокомментировали решение новых уравнений.

VI. Работа в парах

– Запишите уравнение под буквой в). Прокомментируйте его друг другу. Назовите корень. Сделайте вывод.

VII. Самостоятельная работа

1-й вариант. 4 . п = 9 + 15

2-й вариант. 36 – а = 70 – 62

На листочках работают 4 человека, за доской – 2. Сверка с правильным решением , анализ сам. работы.

VIII. Рефлексия

– Продолжите предложения:

  • Я сегодня узнала ...
  • Я сегодня научился ...
  • Я сегодня познакомился ... и т.д.

– Что нам помогло справиться с проблемой на уроке? (Читаем девиз урока.)

IX. Домашнее задание

– Составить и решить 2 уравнения нового вида.

– Спасибо за работу на уроке!