Цели:
- познакомить с решением уравнений нового вида;
- систематизировать изученные виды уравнений и показать их связь с количественным описанием реальных ситуаций;
- закрепить знания названий компонентов действий и результатов действий;
- отработать навык письменных и устных вычислений;
- воспитывать внимательность, организованость, умение работать в парах.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент
Девиз нашего урока: “Кто думает – тот всегда додумается!”
II Актуализация знаний
1. Внимание! Найдите лишнее слово в каждом столбике.
слагаемое уменьшаемое вычитаемое множитель уравнения делимое |
сумма разность равенство рроизведение |
(1 ст. – "уравнения", т. к. остальные – названия компонентов действий ; 2 ст. – "равенство", т.к. остальные – названия результатов действий.)
Слова эти отставляются в сторону.
2. Какого слова не хватает в каждом столбике? (В 1 ст. – "делитель"; 2 ст. – "частное".) Выставляю эти слова на доске.
3. Какие слова 1 и 2 столбиков вы соедините? (Дети предлагают, а учитель соединяет.)
Итог: повторили названия компонентов и результатов действий.
4. На доске:
УРАВНЕНИЕ | РАВЕНСТВО |
– Прочитайте лишние слова. Составьте из них математическое предложение. Уравнение – это равенство, содержащее переменную. Тема урока – "Уравнения".
5. Что записано на доске?
х + 21 = 30 45 – х = 27 |
х . 10 = 360 720 : х = 10 |
– Прочитайте. (Сумма 21 и х равна 30 и т.д.)
6. Запишите в тетрадь корни этих уравнений: 9 18 36 72. Найдите закономерность. (Каждое следующее число увеличивается в 2 раза; сумма цифр в каждом числе равна 9.)
7. Запишите эти уравнения в общем виде:
х + а = с а – х = с |
х . а = с а : х = с |
– Каких видов уравнений здесь не хватает? Допишите.
х – а = с |
х : а = с |
– Прочитайте их по-разному.
8. Назовите алгоритм решения этих уравнений (прикрепить на доску по-одному).
- Определить неизвестный компонент действий.
- Применить правило его нахождения.
- Выполнить действие и получить ответ.
- Сделать проверку (устно или письменно).
Итог: повторили виды уравнений, алгоритм их решения.
III Постановка проблемы
9.
- Сколько минут в 9 часах? (540)
- Сколько суток в 36 часах? (1 сут. 12 час.)
- Сколько часов в 72 минутах?(1 час 12 мин.)
- 18 секунд. Сколько секунд не хватает до минуты? (42 сек.)
– О какой величине говорили? (О времени)
– С какой величиной связан этот рисунок? (На доску вывесить рисунок: весы, на одной чаше котёнок и гиря в 2 кг, а на другой – гиря в 5 и 3 кг.) (Масса) Почему? (Весы и гири)
– В каком положении находятся чашечки весов? (В равновесии)
– Составьте и запишите по этому рисунку уравнение.
х + 2 = 5 + 3 Прочитайте.
– Подберите для полученного уравнения подходящую карточку.
Проблема!!!
– Назовите цель нашего урока. (Научиться решать новые уравнения.)
– Какую цель вы ставите передо мной? (Помочь...)
IV. Открытие нового знания
1. Посмотрите внимательно. Чем отличается новое уравнение от изученных? (Справа записано не число, а числовое выражение.)
– Тема нашего урока: РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ НОВОГО ВИДА.
2. Взяли листочки и фломастеры. Как бы вы предложили решить это уравнение? (Постараться рассмотреть все предложенные варианты, но среди всех будет и правильный.)
3. Посмотрите на алгоритм решения уравнений. Какого шага не хватает для решения новых уравнений? Найди значение числового выражения. (Прикрепить этот шаг в алгоритм. Проговорить алгоритм вслух.)
V. Физминутка
Итог: проблема решена, алгоритм решения новых уравнений составлен.
4. Громкая речь (стр. 80 № 1 с комментированием по алгоритму).
Итог: прокомментировали решение новых уравнений.
VI. Работа в парах
– Запишите уравнение под буквой в). Прокомментируйте его друг другу. Назовите корень. Сделайте вывод.
VII. Самостоятельная работа
1-й вариант. 4 . п = 9 + 15
2-й вариант. 36 – а = 70 – 62
На листочках работают 4 человека, за доской – 2. Сверка с правильным решением , анализ сам. работы.
VIII. Рефлексия
– Продолжите предложения:
- Я сегодня узнала ...
- Я сегодня научился ...
- Я сегодня познакомился ... и т.д.
– Что нам помогло справиться с проблемой на уроке? (Читаем девиз урока.)
IX. Домашнее задание
– Составить и решить 2 уравнения нового вида.
– Спасибо за работу на уроке!