В течение последних лет у нас в НОУ сложилась система знакомства родителей с методикой преподавания учителей.
Во многих негосударственных учебных заведениях известна тенденция оттока учащихся после 4-х и 9-х классов. Мы считаем, что одной из причин является слабое знакомство родителей с методикой преподавания на следующей ступени обучения. Поэтому мы проводим открытые уроки для родителей 1-х, 4-х и 9-х классов.
Для родителей будущих первоклассников в апреле мы проводим собрание, на котором знакомим их с учителем, который на следующий учебный год будет вести 1-й класс. На это собрание мы подготавливаем демонстрационные материалы, показывающие положительную динамику обучения учащихся предыдущего набора данного учителя:
- тетради первоклассников;
- результаты срезов знаний по предметам на середину и конец 1-го класса;
- материалы предметных олимпиад;
- внеклассные мероприятия, посвященные Празднику букваря, Международному дню европейских языков, Дню славянской письменности и др., фотографии и видеозаписи;
- грамоты и дипломы, полученные учениками за годы обучения в начальной школе.
После ознакомления с фактическим материалом, мы приглашаем родителей в школу на открытые уроки в 4-м классе, которые проходят через несколько дней. Учитель объясняет родителям, какие уроки они смогут посмотреть, какую цель он ставит перед учащимися на каждом из представленных уроках и просит их после посещения высказать свое мнение о работе учителя и учащихся. Для того, чтобы избежать возможной психической перегрузки учителем и учащимися, проводятся только 2 открытых урока: русский язык или математика и ИЗО или труд. Между этими уроками проводится какой-либо урок, который ведет учитель-предметник, например, иностранный язык, музыка, информатика и т.д., что дает возможность родителям обсудить увиденный урок с учителем начальных классов. Выбор уроков неслучаен, т.к. мы хотели бы показать родителям не только уровень знаний учащихся, но и уровень развития творческих способностей.
В этом году учитель Андреева Ольга Владимировна показала родителям будущего первого класса урок русского языка по теме “Глаголы-исключения” и урок ИЗО и художественного труда по теме “Русский народный костюм”.
Хочется немного остановиться на характеристике 4-го класса. В классе 9 человек, из них 8 – мальчики. Девочка страдает сильным понижением слуха (тугоухость IV степени). При этом на уроках она отвечает не только письменно, но и устно. Поэтому на уроке русского языка родители увидели возможность адаптации детей, имеющих некоторую физическую ограниченность, в обычном классе.
Урок ИЗО и художественного труда продемонстрировал родителям возможности развития творческого мышления учащихся. На этом уроке ребята расписывали сделанные своими руками игрушки, выполненные в дымковском стиле. Каждый ребенок выбрал тот тип русского народного костюма, который соответствовал не только стилю росписи, но и определенным регионам России. При этом дети давали пояснения, чем русский народный костюм, например, средней полосы России отличается от костюма Архангельской области, как это нашло свое отражение в изготавливаемой работе и т.д.
По окончанию открытых уроков родители имели возможность поговорить с учащимися класса без присутствия учителя. Такая форма общения практикуется в нашей школе с момента ее образования в 1999 году. Мы считаем, что без присутствия представителей школы и учащиеся и любые гости, будь то родители, представители прессы и телевидения или работники органов образования, могут получить более полную картину о положении дел в школе. Дети чувствуют себя более раскованно и с удовольствием отвечают на все вопросы. И, самое главное, они знают, что после таких бесед никто и никогда не будет у них выяснять, что же они сказали гостям, так как каждый человек, вне зависимости от возраста имеет право на свое аргументированное мнение.
После такого “массированного” знакомства с учителем и результатами его работы родителям легче сопоставить способности ребенка и возможность его обучения в нашей школе. Как правило, более 80% родителей приводят своих детей на собеседование для поступления в нашу школу.
При проведении открытых уроков для родителей 4-го класса своей целью мы ставим знакомство родителей с различными методами работы в средней школе. Поэтому мы стараемся показать как можно больше уроков в различных классах. В этом году для обсуждения родителям были представлены уроки математики (6 класс, тема “Действие с простыми дробями”), русского языка (“Правописание предлогов”, 7 класс) и практическая работа по химии на тему “Окислительно-восстановительные реакции” (9 класс). Во время уроков родители имеют возможность увидеть, как на практике реализуется индивидуализация обучения. В негосударственной школе из-за ее малочисленности, нет возможности разделить учащихся среднего звена на профильные классы (математические, естественно-научные, гуманитарные, экономические и другие). Поэтому на уроках учителя должны практически с каждым ребенком работать по индивидуальному поурочному плану.
Уроки математики и русого языка проводили именно те учителя, которые будут работать в 5-м классе не следующий учебный год. Урок химии был так же выбран неслучайно, так как лабораторные работы по естествознанию учащиеся выполняют кабинете химии.
После посещения уроков родители имеют возможность побеседовать не только с учащимися, но и с любым учителем-предметником. Такие посещения родителей мы проводим в конце апреля или начале мая, в тот период, когда родители учащихся 4-х классов начинают водить своих детей на тестирование в различные гимназии и лицеи.
Для родителей 9-го класса мы проводим открытые уроки по предметам, которые у нас проводят преподаватели базового вуза – Международного эколого-политологического университета (МНЭПУ). Это экономика, философия или социология, основы государства и права или экология в зависимости от выбранной в данном учебном году специализации. Работа с вузом простроена таким образом, что за 10-й и 11-й классы учащиеся проходят 1-й курс выбранного факультета, поэтому в классе может быть несколько подгрупп по спецпредметам, например, экономика и философия, или юриспруденция и экология. Для стыковки общеобразовательной подготовке в школе и вузе нами разработаны специальные программы, в которые органически включены разделы, которые студенты проходят на 1 курсе.
Во время посещения занятий родители девятиклассников могут задать все интересующие их вопросы представителям вуза.
Мы считаем, что показателями такой работы является то, что в этом году из 9 учеников 4-го класса в другую школу, и то по материальной причине, перешел только один ученик, а из 9-го класса – ни одного.
Кроме этого, в НОУ активно используется метод семейного проектирования. Так, учитель 2-го класса Козлова Екатерина Анатольевна подготовила с учащимися и родителями совместный проект “Московский Кремль”. Во время подготовки проекта родители вместе с детьми посетили Кремль, подготовили фотографии соборов и башен, подобрали материал для проведения детьми экскурсии по Кремлю.
Применение таких методов способствуют укреплению связей родителей со школой, что особенно важно в негосударственных учебных заведениях.