Цели данной игры:
- систематизировать, классифицировать знания учащихся по предметам специального цикла (черчение, материаловедение, допуски и технические измерения, основы резания металлов и режущий инструмент),
- развивать образное, практическое, техническое, технологическое мышление, память,
- воспитывать коллективную дружбу, уважение, готовность оказания помощи, ответственность.
Материально-техническое оснащение данного конкурса:
- режущие инструменты: резцы общего назначения, спиральные сверла, зенкеры хвостовые, насадные, развертки хвостовые, насадные, плашка круглая, метчик машинный, ручной, фрезы общего назначения (на дополнительном столе);
- варианты тестовых заданий для участников конкурса.
Время проведение конкурса два академических часа.
Регламент игры.
- Игра состоит из нескольких туров (устных и письменных). В каждом туре принимают участие все команды – участницы игры. Победителем игры становится команда, набравшая наибольшее количество очков по итогам всех туров.
- В состав команды входят 6 игроков, из которых команда самостоятельно избирает капитана. Капитан команды является ее представителем в переговорах с ведущим и экспертами.
- За каждый правильный ответ команда получает от 1 до 5 баллов в зависимости от сложности вопроса. Количество баллов за каждый правильный ответ проставляется напротив каждого задания.
- Подсчет очков осуществляется экспертами. Ими могут быть преподаватели специальных дисциплин, а так же старшекурсники.
- При неправильном устном ответе одной из команд право ответа переходит к другой команде.
- В игре не допускаются какие-либо подсказки, пользование справочным материалом. Лицо, давшее подсказку из зала, удаляется, а ответ команды не засчитывается.
- За соблюдением правил игры следит ведущий конкурса.
Дисциплинарная ответственность команд.
1. Команде, нарушившей правила игры, может быть вынесено предупреждение. Предупреждение выносится ведущий конкурса.
Основания для вынесения предупреждения являются:
- Подсказки игроков команды другими играющими
- Некорректное поведение по отношению к ведущему, экспертам.
- Некорректное поведение по отношению к команде-сопернице и ее игрокам. Если команда получает 3 предупреждения, то она может быть дисквалифицирована. Дисквалификация команды повлечет за собой перерасчет результатов всех туров.
Награждения участников конкурса.
1. Команда, занявшая 1-2 место, награждаются дипломами и ценными подарками
2. По результатам игры экспертами определяется лучший игрок в каждой команде, который получает также почетную грамоту и ценный подарок.
План проведения конкурса
I. Организационный момент
1. Приветствие команд участников конкурса
2. Проверка готовности к мероприятию
II.Сообщение темы конкурса и целевая установка на мероприятие
- Знакомство с условиями игры, регламентом, дисциплинарной ответственности участников конкурса, подведением итогов конкурса.
- Представление участников команд.
- Представление экспертной комиссии.
Программа технического конкурса
№ тура |
Название конкурса |
Задание конкурса |
Шкала оценки |
1. |
Дать название команд и выбрать капитанов | Выступление участников команд |
1 б. |
2. |
“Кто быстрее” |
Ответить на вопросы теста “Кто быстрее |
1б- за быстроту 1 б- за каждый правильный ответ теста (всего 10 б) |
3. |
“Знаешь ли ты инструмент” | По заданию для каждой команды из набора инструментов выбрать необходимые |
За правильный ответ по 1 б. ( всего8б.) |
4. |
“Блиц-опрос” | Ответить на вопросы Блиц-теста |
За каждый правильный ответ по 1 б.(12 б) |
5. |
Определить ключевое слово | кроссворд |
За правильный ответ -5 б. |
6. |
“Токарные резцы и токарная обработка” | Компьютерный тест” |
Баллы выдаст компьютер |
7. |
Заполнить пропуски в схеме | схема |
За правильный ответ 5 баллов |
Задание на 2 тур конкурса
Тест к конкурсу “Кто быстрее”
1. Инструмент, предназначенный для обработки отверстий в сплошном металле
а) фреза; в) плашка;
б) метчик; г) сверло.
2. Перечислите физико-механические свойства инструментальных материалов.
а) твердость; в) износостойкость; д) пластическая деформация;
б) упругость; г)теплопроводность; е) прочность.
3. К основным элементам токарного резца относятся
а) вершина; в) режущая кромка;
б) калибрующая часть; г) хвостовик.
4. К основным углам токарного резца относят
а) ; в) h;
б) g ; г) .
5 Стружка, которая образуется при обработке хрупких металлов
а) сливная; б) скалывания; в) надлома.
6. По какой формуле определяется скорость резания при точении
а) V =; б) V =; в) V=.
7.Определить глубину резания при обработке заготовки диаметром 50 мм, диаметр изделия 42 мм.
а) 5,2 мм; б) 4 мм;
в) 3 мм; г) 2 мм.
8.Чему равна сумма углов резца: главного угла в плане, вспомогательного угла в плане, угла при вершине
а) 90°; б) 60°;
в) 180°; г) 30°.
9.Укажите, при какой обработке нарост оказывает положительное влияние
а) при черновом;
б) чистовом;
в) получистовом.
10. Укажите, что из перечисленного поглощает наибольшее количество теплоты
а) резец; б) обрабатываемая заготовка;
в) стружка; в) атмосфера.
Задание на 3 тур конкурса “Знаешь ли ты инструмент”
1. Один участник команды вытягивает задание и на дополнительном столе, где выставлены набор инструментов, выбирает по заданию следующий режущий инструмент
Для команды №1
Проходной упорный резец
Спиральное сверло
Зенкер хвостовой
Развертка насадная
Плашка круглая
Резьбовой резец
Цилиндрическая фреза
Отрезная фреза
Червячная фреза
Фасонный резец
Для команды №2
Проходной отогнутый резец
Центровочное сверло
Насадной зенкер
Развертка хвостовая
Метчик машинный
Расточной упорный резец
Торцовая фреза
Модульная фреза
Дисковая трехсторонняя фреза
Отрезной резец
Задание на 4 тур конкурса “Блиц – опрос”
Задание для капитанов команд (выполняется устно).
Блиц - опрос для команды № 1
1. Слой металла заготовки, деформированный и отделенный в результате обработки резанием (Стружка)
2. Поверхность, полученная после снятия стружки или слоя металла (Обработанная)
3. Стружка, полученная при обработке хрупких материалов (Надлома)
4.Кромка, образованная пересечением передней поверхности и главной задней поверхностями токарного резца (Режущая кромка)
- Режим резания, определяемый как полуразность между диаметром заготовки и диаметром обработанной поверхности (Глубина разрезания)
- Наиболее распространенный инструмент для обработки отверстий в сплошном металле (Сверло)
- Пересечение двух задних поверхностей спирального сверла образует (Перемычку)
- Инструмент, предназначенный для обработки предварительно просверленного отверстия соответствующий 11-12 квалитета точности (Зенкер)
- Инструмент, предназначенный для нарезания наружной резьбы (Плашка)
- Явление, когда стружка всегда имеет меньшую длину, чем длина той поверхности, с которой она срезана (Усадка стружки)
- Какой % тепловой энергии передается в режущий инструмент (20 %)
- Фрезерование, при котором фреза и заготовка движутся навстречу друг другу (Встречное)
Блиц – опрос для команды № 2
- Поверхность заготовки, с которой должен быть удален слой металла называется (Обрабатываемая).
- Стружка, полученная при обработке с высокой скоростью мягких и вязких материалов называется (Сливная).
- Поверхность режущего инструмента, по которой сходит стружка (Передняя).
- Место сопряжения главной и вспомогательной режущих кромок токарного резца (Вершина)
- Режим резания, определяющий величину перемещения режущей кромки в направлении подачи за один оборот заготовки (Подача).
- Сверло, предназначенное для сверления центровых отверстий (Центровочное).
- Инструмент для нарезания внутренней резьбы (Метчик).
- Явление, при котором происходит деформация слоя обрабатываемой детали, под действием которого слой металла упрочняется (Наклеп).
- Какой % тепловой энергии уносится стружкой (75%).
- Инструмент, которым обрабатывают различные плоские поверхности, а так же поверхности типа уступов, пазов, фасонные (Фреза).
- Фрезерование, при котором движение фрезы и заготовки совпадают (Попутное).
- Инструмент, предназначенный для окончательной обработки отверстий соответствующий 6-11 квалитетам точности (Развертка).
Задание на 5 тур конкурса
Каждая команда выбирает кроссворд, где необходимо определить ключевое слово. Задание выполняется на время.
“Определи ключевое слово”
Команда №1
1. Инструмент для обработки плоских поверхностей, а также поверхностей типа уступов, пазов и т.д.
2. Инструмент, предназначенный для нарезания внутренней резьбы на токарном станке
3. Инструмент для обработки деталей тела вращения
4. Инструмент для нарезания наружной резьбы
5. Налипает на переднюю поверхность резца, имеет клиновидную форму.
6. Режим резания – полуразность диаметра заготовки и готовой детали.
7.Самый распространенный инструмент для сверления отверстий в сплошном металле
“Определи ключевое слово”
Команда №2
1. Самый распространенный инструмент для сверления отверстия в сплошном металле
2. Инструмент, которым нарезают внутреннюю резьбу на токарном станке
3. Инструмент для обработки плоских поверхностей, а также поверхностей типа уступов пазов и т.д.
4. Инструмент для нарезания наружной резьбы
5. Режим резания - полуразность диаметра заготовки и готовой детали.
6. Упрочнение поверхностного слоя обработанной
поверхности заготовки называется…
7. Явление, когда стружка имеет меньшую длину
чем длина той поверхности, с которой она снята
Задание на 6 тур конкурса
Компьютерный тест по теме “Токарные резцы и токарная обработка” выполняется одним участником команды, который определяет капитан команды. Баллы выдаст компьютер (от 1 до 5 баллов) Смотри <Приложение 1>.
Задание на 7 тур конкурса
Заполните пропуски в схеме <Приложение 2>.
Данные технического конкурса заносятся в оценочную таблицу
Название конкурса |
Команда №1 |
Команда №2 |
Название команд |
||
Разминка “Кто быстрее” |
||
“Знаешь ли ты инструмент” |
||
“Блиц-опрос” |
||
“Ключевое слово” | ||
“Компьютерный тест по токарным резцам и токарной обработке ” |
||
Заполни пропуски в схеме | ||
Всего набрано баллов |
||
Распределение мест |
Подведение итогов мероприятия, выступление экспертной комиссии
Ответы:
Ответы 2 тура на тест “Кто быстрее” разминка
1.– г
2.– а, в, г, е
3.– а, в
4.– а, г
5.– в
6.– б
7.– б
8.– в
9.– а
10. - в
Ответы 4 тура Блиц-опрос
Команды №1 | Команды №2 |
1. Стружка | 1.Обрабатываемая |
2. Обработанная | 2.Сливная |
3. Надлома | 3.Передняя |
4. Режущая кромка | 4.Вершина |
5. Глубина резания | 5.Подача |
6. Сверло | 6.Центровочное |
7. Перемычку | 7.Метчик |
8. Зенкер | 8.Наклеп |
9. Плашка | 9.75% |
10. Усадка стружки | 10.фреза |
11. 20% | 11.Попутное |
12. Встречное | 12. Развертка |
Ответ 5 тура “Ключевое слово”
Команда №1 -Резание
Команда №2- Вершина
Ответ 7 тура “Заполни пропуски в схеме”
Прочность, теплопроводность, износостойкость.