\Здоровьесберегающие технологии на уроках природоведения в начальной школе
Л. Г. Егорова, г. Кемерово
Перед современной школой стоит задача воспитания гармоничного развитого подростка, который не только усваивал бы навыки умственного труда, овладевал необходимыми знаниями в условиях повышенных информационных нагрузок, но и рос здоровым духовно и физически.
В своей педагогической деятельности мы реализуем здоровьесберегающие технологии, которые создают безопасные условия пребывания и обучения в образовательном учреждении, решают задачи рациональной организации образовательного процесса, соответствия учебной и физической нагрузки возрастным особенностям ребенка.
Стоматологические заболевания остаются в числе наиболее распространенных в современном обществе. Состояние полости рта играет важнейшую роль в сохранении здоровья всего организма на протяжении всей жизни.
Статические данные свидетельствуют, что в среднем у ребенка, достигшего возраста 6 лет, три из молочных зубов минимум один раз поражены кариесом. Взрослый в возрасте до 21 года имеет 11 поврежденных зубов, пораженных кариесом, запломбированных или удаленных.
Пренебрежение правилами ежедневного ухода за зубами в раннем возрасте приводит к разрушению зубов, многие люди не осознают, что это так же служит благодатной почвой для развития заболеваний пародонта (десен). Несмотря на то, что эти заболевания считаются заболеваниями взрослого возраста, начальные стадии инфицирования часто наблюдаются и у детей. Наиболее распространенный их признак – опухшие, кровоточащие десны при чистке зубов (гингивит).
Все это говорит о необходимости профилактики кариеса и заболеваний пародонта у детей. Необходимые навыки, позволяющие сохранить здоровье ротовой полости, нужно продолжать формировать в младшем школьном возрасте.
В программе “Окружающий мир” во 2 классе в разделе “Здоровье и безопасность” изучается тема “Берегите зубы”. Но, к сожалению, на её усвоение отводится только один час. Поэтому кроме уроков мы используем возможность обучения во внеурочное время – классные часы, занятия в группе продленного дня.
За основу нами взята программа компании Колгейт – Палмолив “Ослепительная улыбка на всю жизнь”, основным содержанием которой является правильный уход за полостью рта и профилактика стоматологических заболеваний у детей младшего школьного возраста.
Главная цель программы – воспитание у детей личной ответственности за сохранение своего здоровья.
Содержание программы предусматривает следующие вопросы:
- зубная щетка. Зубная паста.
- Как чистить зубы щёткой.
- Зубные нити – флоссы. Как чистить зубы нитью-флоссом.
- Жевательная резинка.
- Роль фтора и кальция в профилактике стоматологических заболеваний.
- Питание.
- Посещение стоматолога.
- Меры безопасности. Первая помощь
Вся программа объединена одним персонажем – доктором Кроликом – добрым стоматологом, который помогает детям ухаживать за зубами. В процессе занятий ребята имеют возможность посмотреть мультфильм о Кислотных Монстрах, узнать советы Доктора Кролика и помочь его друзьям освободить Максима (его украли Монстры, т.к. он чистил зубы только один раз в неделю).
Практическая работа дает возможность овладевать умениями ухода за полостью рта. Дети сами находят “выход” из проблемной ситуации, работая в группах. Макетом служит расческа (зубы), вата (налет) и зубная щётка. Ребята составляют алгоритм техники чистки зубов. Разучивают стихотворения:
Надо чистить каждый день,
Верхний зуб, нижний зуб,
Даже самый дальний зуб,
Очень важный зуб.
Изнутри, снаружи три,
Три снаружи, изнутри,
Даже самый дальний зуб,
Очень важный зуб.
По теме “Здоровое питание – здоровые зубы” можно предложить к разучиванию следующее стихотворение:
Часто кушать, как попало,
Вам, ребята, не пристало.
Если сам себе не враг,
Перекусывай вот так:
Молоко, орехи, сыр,
Овощи, поп – корм, кефир.
Вам тогда не повредит
Кариес-зубной бандит.
По окончанию прохождения программы “Ослепительная улыбка на всю жизнь” дети читают:
Как поел, почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.
Предпочти конфетам фрукты,
Очень важные продукты.
Чтобы зуб не беспокоил,
Помни правило такое:
К стоматологу идём
В год два раза на приём.
И тогда улыбки свет
Сохранишь на много лет!
При обучении можно использовать различные скороговорки, шарады, кроссворды, театрализацию небольших сценок, например, “Ковбой Джо и чудовище из налёта”, “Меньше кариеса”.
Детям можно предложить математические задания о чистке зубов щёткой и нитью-флоссом.
- Зубную щётку нужно менять каждые четыре месяца. Сколько зубных щёток нужно Максиму в год?
- Доктор Кролик покупает нить-флосс в упаковках по 50 м. Сколько дней он будет пользоваться нитью из одной упаковки, если каждое утро он использует 50 см нити-флосса на одну чистку.
Для проверки приобретенных знаний и навыков мы используем тест “Проверь свой уровень знаний”, а на итоговом занятии детям вручается “Диплом за исключительную заботу о зубах и ослепительную улыбку”.
Даная программа помогает привлечь родителей к воспитанию у детей здоровых привычек. После каждого занятия они получают письмо с рекомендациями.
Используя программу “Ослепительная улыбка на всю жизнь” в своей работе, мы поможем детям сохранить их здоровые и красивые улыбки на всю жизнь!
Окружающий мир (2 класс)
Тема: Основные правила гигиены полости рта.
Тип урока: Сообщение нового материала.
Форма: Деловая игра.
Цель урока: формирование у детей понятия о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами, знакомство с основными правилами гигиены полости рта.
Задачи: 1. На основе практических заданий создать проблемную ситуацию на уроке, которая явилась бы условием принятия школьниками учебной задачи.
2. Развивать у учащихся рефлексивные действия в процессе учебной деятельности на уроке.
3. Формировать коммуникационные навыки.
4. Формировать у школьников мотивационную сферу гигиенического поведения.
Оборудование: информационные таблицы, карточки для индивидуальной и групповой работы, цветные карандаши, зеркальце, зубные щетки, салфетки, индикаторные таблетки, расческа, муляж зубов, стакан с водой, костюмы, макеты зубов 3-х цветов, письмо родителям, посылки с призами (зубные щетки).
Ход урока
1. Организация класса на урок
Методика “ Настроение класса” (макеты зубов 3-х цветов: белый, жёлтый, чёрный). Учитель просит детей определить своё настроение на данный момент с помощью макетов зубов: белый – отличное, радостное: жёлтый – хорошее, спокойное; чёрный – грустное, тревожное. Своё “настроение” дети крепят на доску.
2. Сообщение темы и цели урока
Загадка: для них подарка лучше нет, чем тюбик пасты “Blend-a-mad” (Зубы).
Ребята, попробуйте определить тему нашего урока. (Высказывания детей)
Мы познакомимся с основными правилами гигиены полости рта и понятиями о необходимости регулярного и правильного ухода за зубами.
3. Сообщение нового материала
3.1. Вступительное слово учителя (Рисунок “Статуя Улыбки”).
В одной недалёкой стране стояли два города. Они находились близко друг от друга. Это были маленькие города, но, вместе с тем, очень разные. Первый город назывался Зубоград. Дома в нём были чистые, белые, аккуратные и хорошо отремонтированные. Люди в нём всегда улыбались, потому что были счастливы. Они очень гордились своим городом. Им так нравилось улыбаться, что они установили статую Улыбки в своём городе.
3.2.Беседа
У вас на столах фотографии людей, проживающих в этом городе. (Приложение №1)
– Глядя на них, что можно отметить? (Люди счастливы. Красивая улыбка. Здоровые, красивые, белые зубы и т.д.)
– Какое значение имеют зубы для человека?
Итак, мы познакомились с жителями замечательного г. Зубограда.
– Почему люди улыбаются друг другу?
– Зачем нужна улыбка?
Человеческая улыбка – оно из самых удивительных явлений в мире. Улыбка позволяет передать наши чувства.
4. Закрепление нового материала
Название другого города было Кариесбург. Дома там были ветхими и дырявыми. Дороги повсюду разбиты и везде было очень грязно и ужасно. В городе Кариесбурге жил злой народ, называемый Чудовищами из налёта. Они никогда не улыбались, потому что их зубы были в таком ужасном виде, что больно об этом говорить. (Рисунок г.Кариесбург. Чёрный карандаш, рисунок схемы рта).
4.1. Практическая работа № 1
– Перед вами рисунки, на них схематично изображён рот человека. Закрасьте зубы чёрным карандашом. (Приложение № 2)
– Что заметили? (Ответы детей)
Чудовища из налёта враждовали с жителями Зубограда и мечтали захватить их город. Удастся ли им осуществить свой замысел мы посмотрим. Но для этого нам надо хорошо отдохнуть.
Физ. минутка.
(Упражнения, корректирующие осанку).
“Ёлочки”
(“Ели” – стоя на носках, руки вверх.
“Елки” – руки в стороны, ступни ног прижаты к полу.
“ Елочки” – присесть, руки вперед.
Следить за спиной, спина прямая.)
Есть в лесу три полочки.
Ели-ёлки-елочки.
Лежат на елях небеса,
На ёлках – птичьи голоса,
Внизу на елочках – роса.
4.2. Практическая работа № 2
– Но что же задумали Чудовища из налёта?
Мы сможем это выяснить, выполнив практическую работу. (Зеркало, салфетка, таблетка-индикатор, стакан с водой).
4.2.1. Создание проблемной ситуации.
Практическая работа: выявление налёта с помощью пищевого красителя.
– Посмотрите в зеркало на зубки, что заметили? (зубной налёт окрасился в розовый цвет)
– Что же делать?
– Как помочь жителям Зубограда? (нужно почистить зубки)
4.2.2. Работа в группах (Расчёска, вата, зубная щёта)
– Как избавиться от налета? (Образец с расчёской и ватой. Вата – это налёт.)
Дети решают эту проблему в группах и делают вывод
– Как избавиться от “налёта”? (Дети рассказывают и показывают на образце)
– Легко было это сделать?
– Почему? (Ответы детей)
– А как правильно чистить зубы?
4.2.3. Практическая работа: техника чистки зубов. (Муляж, зеркало, зубная щётка, стакан с водой, салфетка) (Приложение № 3)
4.2.4. Решение проблемы
До сих пор Чудовищам из налёта не удалось сделать г. Зубоград таким же безобразным, как и Кариесбург. И сегодня они замышляют новую попытку своего нападения. В г. Зубоград пробрался шпион под кличкой Мистер Кариес.
Пьеса “Меньше Кариеса”
Действующие лица: рассказчик, Билли – счастливый зуб, Сьюзи , Мистер Кариес.
Билли:– Привет! Я Билли, счастливый зуб!
Рассказчик:– Почему ты так счастлив, Билли?
Билли:– Я только что вернулся от стоматолога. У меня нет кариеса.
Рассказчик:– Это хорошая новость. Как ты думаешь, почему у тебя такой хороший результат?
Билли:– Потому что я старался следовать правилам “большой пятерки”.
Рассказчик:– Что это за правило, ты нам не расскажешь?
Билли:– Конечно! Регулярно обращайтесь к стоматологу для проверки, в среднем каждые шесть месяцев. Стоматолог может обнаружить маленькие проблемы и помочь их разрешить, пока они не стали большими. Потом…. (Входит Сьюзи – больной зуб. Мистер Кариес крадется).
Сьюзи (Ест конфету):– О-о-о! Мне грустно! У меня зубная боль.
Билли:– Сьюзи, тебе нужно немедленно обратиться к стоматологу. Он поможет тебе избавиться от зубной боли.
Сьюзи:– Ох! Как болит! Мне кажется, я должна пойти. Может быть, сделать это завтра? (Уходит вправо и продолжает есть конфету.)
Мистер Кариес:– А-га! Моя работа не закончена. Сьюзи – больной зуб, делает то, что мне нужно. Я многое смогу сделать, пока она ест конфеты каждые 30 минут.
Билли:– Послушай, Сьюзи! Хочешь, чтобы зубная боль прошла?
Сьюзи:– О,да! Но как я смогу это сделать?
Мистер Кариес:– О, нет! Если Сьюзи послушает Билли, я пропал!
Билли:– Отлично! Во-первых, отправляйся к стоматологу и вылечи свой кариес! Затем часто чисти зубы хорошей зубной пастой с фтором. Каждый день чисти зубы флоссом. Самое важное – следи за тем, чтобы беспорядочно не употреблять сладости. Каждый день пей воду с необходимым количеством фтора или принимай таблетки с фтором.
Мистер Кариес: – Предатели! Я потерял ещё одного клиента!
5. Итог урока
5.1. Работа в группах (карточки со словами стихотворения беспорядочно лежат на столе)
– Ребята давайте сделаем вывод: с какими основными правилами гигиены полости рта мы познакомились. Для этого нужно составить стихотворение.
1 группа. Как поел, почисти зубки!
Делай так два раза в сутки.
2 группа. Предпочти конфетам фрукты,
очень важные продукты.
3 группа. Чтобы зуб не беспокоил,
помни правило такое:
4 группа. К стоматологу идём
В год два раза на приём.
5 группа. И тогда улыбки свет
Сохранились на много лет!
Молодцы! Вы помогли жителям славного г. Зубограда избавиться от Чудовищ из налёта.
5.2. Заключительная беседа
– Что нужно делать, чтобы зубы были здоровыми? ( Чистить не менее 2-х раз в день, пользоваться флоссом, посещать стоматолога не менее 2-х раз в год, меньше употреблять сладостей, пользоваться пастой с фтором).
5.3. Методика “Настроение класса” (макеты зубов 3-х цветов: белый, жёлтый, чёрный).
6. Домашнее задание
(Письмо родителям, зубные щётки, календарь чистки зубов).
1. Представьте себя художником на фабрике, где делают зубную пасту. Придумайте и нарисуйте упаковку для новых сортов пасты.
2. Родителям передать письмо (Приложение № 4).
3. Вручение призов: зубные щетки, календари чистки зубов.