Цели урока:
- Формирование общеучебных навыков работы с информацией.
- Обобщить знания по теме.
- Контроль уровня усвоения пройденного материала учениками.
Задачи урока:
Воспитательные:
- развитие познавательного интереса,
- воспитание информационной культуры.
Учебные:
- обобщение и систематизация знаний по истории появления и развития вычислительной техники,
- ознакомление с основными характерными чертами поколений ЭВМ.
Развивающие:
- развитие внимания, логического мышления,
- расширение кругозора.
Оборудование:
- Раздаточный материал с кратким конспектом урока.
- Тексты проверочных тестов – 3 варианта (Приложение 1)
- Бланки для ответов к тестам.
- Форма таблицы “Поколения ЭВМ” для заполнения учащимися (Приложение 2)
- Электронная презентация (Приложение 3)
- Одна ПЭВМ с ОС Windows-2000 или Windows-XP с проектором и экраном для проекции.
На доске записаны эпиграфы урока:
- “Лучший пророк для будущего – прошлое”.
- “Великие люди – это оглавление книги будущего человечества”.
Каждому ученику перед уроком раздаются:
- краткий конспект урока,
- бланк для ответов к тестам,
- форма таблицы “Поколения ЭВМ” (Приложение 1).
План урока:
- Организационный момент.
- Повторение: появление и развитие вычислительной техники.
- Новый материал: поколения ЭВМ.
- Закрепление изученного материала.
- Домашнее задание.
- Выполнение заданий теста.
- Подведение итогов урока.
Ход урока
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. ПОВТОРЕНИЕ: появление и развитие вычислительной техники.
- Начнем урок с повторения основных устройств, приспособлений для счета, дат и имен в развитии вычислительной техники.
I задание. Назовите представленные приспособления для счета ручного этапа развития ВТ.
Ответ:
А. Саламинская доска. Б. Серобян. В. Суан-пан. Г. Палочки Непера. Д. Русские счеты.
II. Задание. Перед вами таблица. Соотнесите даты и устройства, а также назовите, кто являлся изобретателем данного устройства.
1. | 1624 г. | А. | “Ступенчатый вычислитель”. |
2. | 1642 г. | Б. | Перфокарта. |
3. | 1673 г. | В. | Разностная машина. |
4. | 1804 г. | Г. | “Часы для счета”. |
5. | 1820 г. | Д. | “Паскалина”. |
6. | 1822 г. | Е. | Арифмометр. |
7. | 1880 г. | Ж. | Механический калькулятор |
Ответ:
1-Г: 1624 г. - “Часы для счета”, Вильгельм Шиккард.
2-Д: 1642 г. - “Паскалина”, Блез Паскаль.
3-А: 1673 г. - “Ступенчатый вычислитель”, Готфрид Вильгельм Лейбниц.
4-Б: 1804 г. - Перфокарта, Мари Жозеф Жаккар.
5-Ж: 1820 г. - Механический калькулятор, Чарльз Ксавьер Томас.
6-В: 1822 г. - Разностная машина, Чарльз Бэббидж.
7-Е: 1880 г. - Арифмометр, Вильгодт Теофилович Однер.
III. Задание. Вспомните две даты электромеханического этапа развития ВТ:
- 1884 год.
Ответ: Герман Холлерит создает статистический табулятор.
- 1944 год.
Ответ: создание Марк I Эйкеном, размеры: длина 17 м, высота 2,5 м, имела 750 тыс. деталей, обрабатывала 23 разрядных числа. За день выполняла расчеты, которые вручную выполнялись за 6 месяцев.
IV. Задание. Вам представлены названия машин, назовите, что это за машина и дату создания.
ENIAC
EDZAC
UNIVAC
МЭСМ
БЭСМ
СТРЕЛА
Ответ:
ENIAC – первая ЭВМ, создана Мочли и Эккертом в 1946 г.
EDZAC - первая ЭВМ с хранимой программой, создана в 1949 г.
UNIVAC - первая серийная ЭВМ, создана в 1951 г.
МЭСМ - первая советская ЭВМ, создана под руководством С.А. Лебедева в 1951 г.
БЭСМ – создана в 1952 г.
СТРЕЛА - первая серийная советская ЭВМ создана в 1953 г.
3. НОВЫЙ МАТЕРИАЛ: ПОКОЛЕНИЯ ЭВМ.
- 60 лет (2006-1946 = 60) прошло с тех пор, как появилась первая ЭВМ. За этот короткий для развития общества период сменилось несколько поколений ЭВМ, а первые ЭВМ – являются музейной редкостью.
Чтобы показать стремительный рост в развитии вычислительной техники, английская писательница и журналистка Ж. Мегарри приводит любопытный пример:
“…Если бы автомобилестроение развивалось
так же быстро, как и компьютерная индустрия с 1946
года, то “Роллс-Ройс”:
Под поколением ЭВМ понимают все типы и модели вычислительных машин, разработанные различными конструкторскими коллективами, но построенные на одних и тех же научных и технических принципах.
Что же является определяющим признаком при отнесении ЭВМ к тому или иному поколению?
Это, прежде всего:
- элементная база, т. е из каких в основном элементов они построены.
- важнейшие характеристики: быстродействие, объем оперативной памяти, программное обеспечение, устройства ввода-вывода.
Деление ЭВМ на поколения условное. Существует немало моделей, которые по одним признакам относятся к одному, а по другим – к другому поколению.
I поколение ЭВМ – ЭВМ, сконструированные в 1946 – 1955 гг.
Характерные черты первого поколения.
- Элементная база – электронно-вакуумные лампы.
- Соединение элементов – навесной монтаж проводами.
- Габариты – ЭВМ выполнена в виде громадных шкафов. Эти компьютеры были огромными, неудобными и слишком дорогими машинами, которые могли приобрести крупные корпорации и правительства. Лампы потребляли большое количество электроэнергии и выделяли много тепла.
- Быстродействие – 10-20 тыс. операций в секунду.
- Эксплуатация – сложная из-за частого выхода из строя электронно-вакуумных ламп.
- Программирование – машинные коды. При этом надо знать все команды машины, двоичное представление, архитектуру ЭВМ. В основном были заняты математики – программисты. Обслуживание ЭВМ требовало от персонала высокого профессионализма.
- Оперативная память – до 2 Кбайт.
- Данные вводились и выводились с помощью перфокарт, перфолент.
Подведем итог по I поколению ЭВМ:
- возьмите форму таблицы “Поколения ЭВМ” (Приложение 2)
- заполним 1 строку этой таблицы.
II поколение ЭВМ – ЭВМ, сконструированные в 1955 - 1965 гг.
К этому времени был сконструирован транзистор.
1948 г. – Джон Бардин, Уильям Шокли, Уолтер Браттейн изобрели транзистор, за изобретение транзистора они получили Нобелевскую премию в 1956 г.
1955 г. – создание первой ЭВМ на транзисторах – “Традис”.
"Традис" - первый транзисторный компьютер фирмы "Белл телефон лабораторис" - содержал 800 транзисторов, каждый из которых был заключен в отдельный корпус.
1 транзистор заменял 40 электронных ламп, был намного дешевле и надежнее.
1958 г. – создана машина М-20, выполнявшая 20 тыс. операций в секунду – самая мощная ЭВМ
50-х годов в Европе.
1963 г. – сотрудник Стэндфордского исследовательского центра Дуглас Энгельбарт продемонстрировал работу первой мыши.
Характерные черты второго поколения.
- Элементная база – полупроводниковые элементы (транзисторы, диоды).
- Соединение элементов – печатные платы и навесной монтаж. Печатные платы представляли собой пластины из изолирующего материала, на который наносился токопроводящий материал. Для крепления транзисторов имелись специальные гнезда.
- Габариты – ЭВМ выполнена в виде однотипных стоек, чуть выше человеческого роста, но для размещения требовался специальный машинный зал.
- Быстродействие – 100 – 500 тыс. операций в секунду.
- Эксплуатация – вычислительные центры со специальным штатом обслуживающего персонала, появилась новая специальность – оператор ЭВМ.
- Программирование – на алгоритмических языках, появление первых операционных систем.
- Оперативная память – 2 – 32 Кбайт.
- Введен принцип разделения времени – совмещение во времени работы разных устройств, например, одновременно с процессором работает устройство ввода-вывода с магнитной ленты. Принцип управления стал микропрограммным и в ЭВМ возникла необходимость наличия постоянной памяти, в ячейках которой присутствуют коды, соответствующие управляющим сигналам.
- Недостаток – несовместимость программного обеспечения.
Подведем итог по II поколению ЭВМ – заполним 2 строку таблицы “Поколения ЭВМ”.
III поколение ЭВМ – ЭВМ, сконструированные в 1965 – 1975 гг.
1958 г. – Джек Килби и Роберт Нойс, независимо друг от друга, изобретают интегральную схему (ИС).
1961 г. – в продажу поступила первая, выполненная на пластине кремния, интегральная схема.
1965 г. – начат выпуск семейства машин третьего поколения IBM-360 (США). Модели имели единую систему команд и отличались друг от друга объемом оперативной памяти и производительностью.
1967 г. – начат выпуск БЭСМ - 6 (1 млн. операций в 1 с) и “Эльбрус” (10 млн. операций в 1 с)
1969 г. - фирма IBM разделила понятия аппаратных средств (hardware) и программные средства (software). Фирма начала продавать программное обеспечение отдельно от железа, положив начало индустрии программного обеспечения.
29 октября 1969 года – проверка работы самой первой глобальной военной компьютерной сети ARPANet, связывающей исследовательские лаборатории на территории США
29 октября - день рождения Интернет.
1971 г. – создание первого микропроцессора фирмой Intel. На 1 кристалле сформировали 2250 транзисторов.
Характерные черты третьего поколения.
- Элементная база – интегральные схемы.
- Соединение элементов – печатные платы.
- Габариты – ЭВМ выполнена в виде однотипных стоек.
- Быстродействие –1-10 млн. операций в секунду.
- Эксплуатация – вычислительные центры, дисплейные классы, новая специальность - системный программист.
- Программирование - алгоритмические языки, операционные системы.
- Оперативная память – 64 Кбайт.
- Введен принцип разделения времени, принцип микропрограммного управления, принцип модульности – ЭВМ состоит из набора модулей: конструктивно и функционально законченных блоков в стандартном исполнении, принцип магистральности – способ связи всех модулей ЭВМ, входные и выходные устройства соединены одинаковыми проводами – шинами, появление магнитных дисков, дисплеев, графопостроителей.
Подведем итог по III поколению ЭВМ – заполним 3 строку таблицы “Поколения ЭВМ”.
IV поколение ЭВМ – ЭВМ, сконструированные начиная с 1975 г. - до наших дней.
1975 г. – IBM первой начинает промышленное производство лазерных принтеров.
1976 г. – фирма IBM создает первый струйный принтер.
1976 г. – создание первой ПЭВМ
Молодые американцы Стив Джобс и Стив Возняк организовали предприятие по изготовлению персональных компьютеров "Apple" ("Яблоко"), предназначенных для большого круга непрофессиональных пользователей. Продавался Apple 1 по весьма интересной цене - 666,66 доллара. За десять месяцев удалось реализовать около двухсот комплектов.
1976 г. - появилась первая дискета диаметром 5,25 дюйма. Говорят, что ее размеры соответствуют размерам салфеток для коктейля, которыми пользовались разработчики, обсуждавшие детали нового проекта в одном из бостонских баров.
1982 г.- фирма IBM приступила к выпуску компьютеров IBM РС с процессором Intel 8088, в котором были заложены принципы открытой архитектуры, благодаря которому каждый компьютер может собираться как из кубиков, с учетом имеющихся средств и с возможностью последующих замен блоков и добавления новых.
1988 г. – был создан первый вирус-“червь”, поражающий электронную почту.
1993 г. - выпуск компьютеров IBM РС с процессором Pentium.
Характерные черты четвертого поколения.
- Элементная база – большие интегральные схемы (БИС).
- Соединение элементов – печатные платы.
- Габариты – компактные ЭВМ, ноутбуки.
- Быстродействие – 10 -100 млн. операций в секунду.
- Эксплуатация – многопроцессорные и многомашинные комплексы, любые пользователи ЭВМ.
- Программирование – базы и банки данных.
- Оперативная память – 2 -5 Мбайт.
- Телекоммуникационная обработка данных, объединение в компьютерные сети.
Подведем итог по IV поколению ЭВМ – заполним 4 строку таблицы “Поколения ЭВМ”
V поколение ЭВМ – разработки с 90-х годов ХХ века.
Элементной базой являются сверхбольшие интегральные схемы (СБИС) с использованием оптоэлектронных принципов (лазеры, голография).
В компьютерах пятого поколения произойдет качественный переход от обработки данных к обработке знаний, создание экспертных систем.
Архитектура будет содержать два блока:
- Традиционный компьютер
- Интеллектуальный интерфейс, задача которого понять текст, написанный на естественном языке и содержащий условие задачи, и перевести его в работающую программу для компьютера.
Подведем итог по V поколению ЭВМ – заполним 5 строку таблицы “Поколения ЭВМ”
4. ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА.
Повторение характерных черт поколений ЭВМ по таблице (Приложение 4)
5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.
Подготовить сообщение
- о развитии вычислительной техники и сети Интернет в Марий Эл.
- о вкладе российских ученых в развитие вычислительной техники.
6. ВЫПОЛНЕНИЕ ЗАДАНИЙ ТЕСТА (Приложение 1).
Учащимся в начале урока выдаются бланки для ответов, которые они заполняют при выполнении заданий теста. За каждый правильный ответ – 1 балл.
Критерии оценок:
- оценка “5” - 11-12 баллов,
- оценка “4” - 9-10 баллов,
- оценка “3” - 6-8 баллов,
- оценка “2” - 0-5 баллов.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА.
Список литературы.
- Гутер Р.С., Полунов Ю.Л. От абака до компьютера. Изд.2-е испр. и доп. М.: Знание,1981.
- Знакомьтесь: компьютер. Пер. с англ. М.: Мир, 1989
- http://upm.ipschool.spb.ru/informat/uchebnik - электронный учебник информатики Соловьёвой Людмилы Фёдоровны, материалы к электронной презентации урока
- Информатика. Тестовые задания. – М.: Лаборатория базовых знаний, 2002 г.