1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Для всех детей во все времена лето – время самых долгожданных каникул, время радости и надежды, ожиданий новых встреч, новых открытий в окружающем мире и самом себе.
Игра – это специфическая полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность.
Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.
Развивающие игры характеризуются следующим: цель игры определяет характер игрового замысла, предлагаемого ребёнку, игровой материал, и правила общения и действий.
Игровой материал также побуждает ребёнка к игре, имеет важное значение, для обучения и развития и, конечно, для осуществления игрового замысла.
Важной особенностью игры является игровое правило. Правило игры доводит до сознания детей ее замысел, игровые действия и её обучающую задачу.
Выполнение всех этих правил требует у ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. При организации игр с детьми мы принимаем во внимание не только наличные возможности ребенка, но и зону его ближайшего развития.
Ролевая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.
Предлагаемая программа создает условия для приобщения детей к ценностям общечеловеческой культуры, для развития их духовного мира, индивидуально-творческого потенциала. Данная программа позволит формировать у детей собственные взгляды, позиции, способность к их высказыванию и отстаиванию, способность к саморазвитию и жизнетворчеству, усвоению общечеловеческих ценностей. В процессе данной программы мы планируем создавать условия для оптимального двигательного самовыражения и самореализации детей.
Особенности программы следующее:
— тесное сотрудничество детей, подростков и взрослых при этом все имеют равные права и обязанности;
— научное социально-педагогическое обоснование программы;
— соединение дополнительного образовательного компонента с практической деятельностью детей и взрослых в игровой ситуации программы;
— неукоснительное соблюдение принципа добровольности участия в программе, тех или иных видах социально-педагогической деятельности;
— праздничная, приподнятая атмосфера дружбы и доверия, укрепляющая взаимопонимание и взаимопомощь.
Основные принципы педагогического процесса
ДОЛ “БРИГАНТИНА” следующие:
— развитие творчества и самодеятельности;
— игровая основа организации деятельности;
— разумное сочетание социально и личностно значимой направленности деятельности;
— единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом индивидуальных, возрастных особенностей;
— массовость и добровольность участия детей в программе;
— дифференциация детей по интересам и направленности на определенный вид деятельности;
— разнообразие сфер общения и отношений в детском и педагогическом коллективах;
— временный детский коллектив как микроструктура субъектной жизнедеятельности и структурная единица программы, имеющий ряд специфических особенностей: временный и сжатый срок жизнедеятельности и цикличность развития;
— концентрация различных видов деятельности, временная автономия от непосредственного влияния семьи и школы;
— субъектно-субъектные отношения детей и взрослых на основе взаимосогласия, взаимодействия.
Функционирование детского летнего лагеря определяется его базовой моделью. Базовая модель зависит от целевых установок семьи и государства, уровня положения детей в обществе, состояния педагогической науки и практики, материально-технических возможностей школы, потенциала педагогического коллектива.
Предлагается рассмотреть базовую модель детского оздоровительного лагеря как “Звездный городок”, (форма – игра).
2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ
ЦЕЛЬ:
всемерно укреплять здоровье детей, содействовать утверждению в жизни ребенка идеи добра и красоты, духовного и физического совершенства.
ЗАДАЧИ:
* Создать условия для укрепления здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни.
* Развивать творческие качества личности; фантазию, оригинальность, находчивость, эвристичность, чувствительность, активность, артистизм и др. в процессе кружковой деятельности.
* Развивать интеллектуальные и познавательные способности детей их организаторские, коммуникативные умения, самостоятельность,
а так же экологическую культуру.
* Создавать условия для самовыражения детей, раскрытия их собственного “Я”.
УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ: Педагогическое кадровое обеспечение:
* Педагоги-воспитатели (Приложение 7).
* Руководители кружков.
* Обслуживающий персонал.
* Дети в возрасте от 7 до 15 лет.
3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ФОРМЫ РАБОТЫ:
- творческие мастерские; (Приложение 4)
- конкурсы
- игры-знакомства;
- шоу-караоке;
- спортивные игры;
- веселые старты, комбинированные эстафеты;
- шуточная олимпиада;
- веселые игры, забавы-шутки и розыгрыши;
- аутотренинг.
– танцевально-дискотечные программы;
– концерты;
– акции “Доброе дело”;
– экологические акции.
ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:
- Фотогазета;
- Методический информационный центр; (Приложение 5)
- Спортивный час; (Приложение 1)
- Творческий час; (Приложение 1)
- Стимулирующая таблица; (Приложение 2)
- Отрядные экраны-уголки.
4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:
Основные этапы работы ДОЛ “БРИГАНТИНА”.
1-ый этап. Организационный /1-3 день/.
– инструктаж по технике безопасности,
– проведение мониторинга здоровья, диагностик, (Приложение 4)
– формирование отрядов, знакомство, “стыковка”,
– оформление отрядных уголков,
– КТД. (Приложение 3) 2-ой этап. Основной /4-16 день/.
– коллективно-творческие дела,
– акция “Доброе дело”,
– психологические, спортивно-оздоровительные мероприятия,
– работа спортивных секций, спортивные часы,
– день памяти и скорби, (возложение цветов к памятнику),
– занятия в мастер классах (Приложение 4)
– экологические акции,
– подготовка к творческому отчету,
– каждый день соревнование (игра).
“ПОБЕДИТЕЛЬ ДНЯ” между отрядами. (Приложение 5)
3-ий этап. Заключительный /17-18 день/.
– отчетный сбор в отрядах,
– творческий отчет, (Приложение 3)
– День именниника,
– “Подарок другу”,
– проведение мониторинга здоровья, диагностики.
5. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:
– краски, кисти,
– Фотоаппаратура;
– Видеокамера;
– Магнитофон, усилитель, колонки;
– Костюмы;
– Канцелярские товары;
– Спортивно-игровой материал;
– Детская литература;
– Призовой фонд, грамоты, сувенирная продукция, подарки
МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД
– Фонотека;
– Информационно-методический уголок;
– Отрядные уголки;
– Стенд ДОЛ;
– Фотостенд;
– Методический архив.
Программа “Через тернии – к звездам” предполагает работу следующих кружков, секций, мастер – классов:
“Меркурий” – художественно-прикладное творчество; (Приложение 4)
“Сатурн” – эстрадное творчество;
“Венера” – вокальное творчество;
“Млечный путь” – хореографическое творчество;
“Плутон” – экологический кружок;
“Марс” – психологические тренинги;
“Созвездие” – общелагерные мероприятия (стыковка).
6. СТРУКТУРА
ДОЛ “БРИГАНТИНЫ” ЗОСШ № 3
Материально – ресурсное обеспечение:
– кабинет самоуправления (центр управление полетом);
– кабинет психологической разгрузки (свободный полет);
– библиотека (конструкторская);
– актовый зал (космодром);
– столовая (служба жизнеобеспечения);
– кабинет хореографии (гравитация);
– спорт площадка (стартовая площадка, на которой проходят
линейки (стыковка));
– 2 спортзала;
– видеозал (связь с землей);
– медицинский кабинет (барокамера);
– кабинеты для кружковой деятельности (монтажно-испытательный комплекс);
– кабинеты отрядов (космические корабли);
– выход за пределы лагеря (открытый космос).
7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
Предполагается, что в конце смены дети:
- Приобщатся к здоровому образу жизни.
- Повысят уровень развития творческих качеств личности: фантазию, оригинальность, находчивость, эвристичность, чувствительность, активность, артистизм и др.
- Расширят свой кругозор.
- Повысят уровень развития интеллектуальных и познавательных способностей.
- Научатся проявлять самостоятельность.
- Научатся брать на себя роль, используя при этом выразительные средства, владеть разнообразными игровыми замыслами.
- Повысят уровень экологической культуры.
- Повысят уровень практических навыков художественного восприятия.