Программа ДОЛ "Через тернии – к звездам"

Разделы: Внеклассная работа


1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Для всех детей во все времена лето – время самых долгожданных каникул, время радости и надежды, ожиданий новых встреч, новых открытий в окружающем мире и самом себе.

Игра – это специфическая полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность.

Разные игры развивают разные интеллектуальные качества: внимание память, умение находить зависимости и закономерности, классифицировать и систематизировать материал, способность к комбинированию, т.е. умение создавать новые комбинации из имеющихся элементов, деталей, предметов умение находить ошибки и недостатки; пространственное представление и воображение, способность предвидеть результаты своих действий. В совокупности эти качества и составляют то, что называется сообразительностью, изобретательностью, творческим складом мышления. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий.

Развивающие игры характеризуются следующим: цель игры определяет характер игрового замысла, предлагаемого ребёнку, игровой материал, и правила общения и действий.

Игровой материал также побуждает ребёнка к игре, имеет важное значение, для обучения и развития и, конечно, для осуществления игрового замысла.

Важной особенностью игры является игровое правило. Правило игры доводит до сознания детей ее замысел, игровые действия и её обучающую задачу.

Выполнение всех этих правил требует у ребенка определенных усилий, ограничивает его спонтанную активность. Но именно это и делает игру увлекательной, интересной и полезной для развития ребенка. При организации игр с детьми мы принимаем во внимание не только наличные возможности ребенка, но и зону его ближайшего развития.

Ролевая игра является довольно эффективным средством формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль и т.д. Ее обязательные для всех правила регулируют поведение детей, ограничивают их импульсивность.

Предлагаемая программа создает условия для приобщения детей к ценностям общечеловеческой культуры, для развития их духовного мира, индивидуально-творческого потенциала. Данная программа позволит формировать у детей собственные взгляды, позиции, способность к их высказыванию и отстаиванию, способность к саморазвитию и жизнетворчеству, усвоению общечеловеческих ценностей. В процессе данной программы мы планируем создавать условия для оптимального двигательного самовыражения и самореализации детей.

 Особенности программы следующее:

— тесное сотрудничество детей, подростков и взрослых при этом все имеют равные права и обязанности;

— научное социально-педагогическое обоснование программы;

— соединение дополнительного образовательного компонента с практической деятельностью детей и взрослых в игровой ситуации программы;

— неукоснительное соблюдение принципа добровольности участия в программе, тех или иных видах социально-педагогической деятельности;

— праздничная, приподнятая атмосфера дружбы и доверия, укрепляющая взаимопонимание и взаимопомощь.

Основные принципы педагогического процесса

ДОЛ “БРИГАНТИНА” следующие:

— развитие творчества и самодеятельности;

— игровая основа организации деятельности;

— разумное сочетание социально и личностно значимой направленности деятельности;

— единство оздоровительной и воспитательной работы с детьми в сочетании с учетом индивидуальных, возрастных особенностей;

— массовость и добровольность участия детей в программе;

— дифференциация детей по интересам и направленности на определенный вид деятельности;

— разнообразие сфер общения и отношений в детском и педагогическом коллективах;

— временный детский коллектив как микроструктура субъектной жизнедеятельности и структурная единица программы, имеющий ряд специфических особенностей: временный и сжатый срок жизнедеятельности и цикличность развития;

— концентрация различных видов деятельности, временная автономия от непосредственного влияния семьи и школы;

— субъектно-субъектные отношения детей и взрослых на основе взаимосогласия, взаимодействия.

Функционирование детского летнего лагеря определяется его базовой моделью. Базовая модель зависит от целевых установок семьи и государства, уровня положения детей в обществе, состояния педагогической науки и практики, материально-технических возможностей школы, потенциала педагогического коллектива.

Предлагается рассмотреть базовую модель детского оздоровительного лагеря как “Звездный городок”, (форма – игра).

2. КОНЦЕПЦИЯ ПРОГРАММЫ

ЦЕЛЬ:

всемерно укреплять здоровье детей, содействовать утверждению в жизни ребенка идеи добра и красоты, духовного и физического совершенства.

ЗАДАЧИ:

* Создать условия для укрепления здоровья детей, формирование основ здорового образа жизни.

* Развивать творческие качества личности; фантазию, оригинальность, находчивость, эвристичность, чувствительность, активность, артистизм и др. в процессе кружковой деятельности.

* Развивать интеллектуальные и познавательные способности детей их организаторские, коммуникативные умения, самостоятельность,

а так же экологическую культуру.

* Создавать условия для самовыражения детей, раскрытия их собственного “Я”.

УЧАСТНИКИ ПРОГРАММЫ: Педагогическое кадровое обеспечение:

* Педагоги-воспитатели (Приложение 7).

* Руководители кружков.

* Обслуживающий персонал.

* Дети в возрасте от 7 до 15 лет.

3. СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

ФОРМЫ РАБОТЫ:

  • творческие мастерские; (Приложение 4)
  • конкурсы
  • игры-знакомства;
  • шоу-караоке;
  • спортивные игры;
  • веселые старты, комбинированные эстафеты;
  • шуточная олимпиада;
  • веселые игры, забавы-шутки и розыгрыши;
  • аутотренинг.

– танцевально-дискотечные программы;

– концерты;

– акции “Доброе дело”;

– экологические акции.

ИНФОРМАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ:

  1. Фотогазета;
  2. Методический информационный центр; (Приложение 5)
  3. Спортивный час; (Приложение 1)
  4. Творческий час; (Приложение 1)
  5. Стимулирующая таблица; (Приложение 2)
  6. Отрядные экраны-уголки.

4. МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ:

Основные этапы работы ДОЛ “БРИГАНТИНА”.

1-ый этап. Организационный /1-3 день/.

– инструктаж по технике безопасности,

– проведение мониторинга здоровья, диагностик, (Приложение 4)

– формирование отрядов, знакомство, “стыковка”,

– оформление отрядных уголков,

– КТД. (Приложение 3) 2-ой этап. Основной /4-16 день/.

– коллективно-творческие дела,

– акция “Доброе дело”,

– психологические, спортивно-оздоровительные мероприятия,

– работа спортивных секций, спортивные часы,

– день памяти и скорби, (возложение цветов к памятнику),

– занятия в мастер классах (Приложение 4)

– экологические акции,

– подготовка к творческому отчету,

– каждый день соревнование (игра).

“ПОБЕДИТЕЛЬ ДНЯ” между отрядами. (Приложение 5)

3-ий этап. Заключительный /17-18 день/.

– отчетный сбор в отрядах,

– творческий отчет, (Приложение 3)

– День именниника,

– “Подарок другу”,

– проведение мониторинга здоровья, диагностики.

5. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

краски, кисти,

– Фотоаппаратура;

– Видеокамера;

– Магнитофон, усилитель, колонки;

– Костюмы;

– Канцелярские товары;

– Спортивно-игровой материал;

– Детская литература;

– Призовой фонд, грамоты, сувенирная продукция, подарки

МЕТОДИЧЕСКИЙ ФОНД

– Фонотека;

– Информационно-методический уголок;

– Отрядные уголки;

– Стенд ДОЛ;

– Фотостенд;

– Методический архив.

Программа “Через тернии – к звездам” предполагает работу следующих кружков, секций, мастер – классов:

“Меркурий” – художественно-прикладное творчество; (Приложение 4)

“Сатурн” – эстрадное творчество;

“Венера” – вокальное творчество;

“Млечный путь” – хореографическое творчество;

“Плутон” – экологический кружок;

“Марс” – психологические тренинги;

“Созвездие” – общелагерные мероприятия (стыковка).

6. СТРУКТУРА

ДОЛ “БРИГАНТИНЫ” ЗОСШ № 3

Материально – ресурсное обеспечение:

– кабинет самоуправления (центр управление полетом);

– кабинет психологической разгрузки (свободный полет);

– библиотека (конструкторская);

– актовый зал (космодром);

– столовая (служба жизнеобеспечения);

– кабинет хореографии (гравитация);

– спорт площадка (стартовая площадка, на которой проходят

линейки (стыковка));

– 2 спортзала;

– видеозал (связь с землей);

– медицинский кабинет (барокамера);

– кабинеты для кружковой деятельности (монтажно-испытательный комплекс);

– кабинеты отрядов (космические корабли);

– выход за пределы лагеря (открытый космос).

7. ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Предполагается, что в конце смены дети:

  • Приобщатся к здоровому образу жизни.
  • Повысят уровень развития творческих качеств личности: фантазию, оригинальность, находчивость, эвристичность, чувствительность, активность, артистизм и др.
  • Расширят свой кругозор.
  • Повысят уровень развития интеллектуальных и познавательных способностей.
  • Научатся проявлять самостоятельность.
  • Научатся брать на себя роль, используя при этом выразительные средства, владеть разнообразными игровыми замыслами.
  • Повысят уровень экологической культуры.
  • Повысят уровень практических навыков художественного восприятия.

Приложение 6