Цель урока:
Закрепить у учащихся навыки:
- Решение задач с использованием электронной таблицы.
- Моделирование задачи в среде MS Excel: условие задачи – вопрос задачи – результат решения задачи – последовательность действий, которая привела к решению задачи – построение диаграмм.
- Составление алгоритма решения задачи в среде MS Excel.
Задачи урока:
Образовательные:
- Практическое применение изученного материала.
- Закрепление знания общих принципов работы табличного процессора MS EXCEL и умения составить таблицу для решения конкретной задачи.
- Приобретение навыков в составлении таблиц разного типа, особенно имеющих практическую направленность.
- Развитие умения выбрать наиболее оптимальную структуру таблицы, создать таблицу и соответственно оформить.
- Оформление результатов задач в диаграммах, удачно сочетая тип, вид, форматирование и параметры диаграмм.
- Решение финансово-экономических задач.
- Оформление практической итоговой работы группы в “Сборник решения задач”.
- Формирование представления о вычислениях в электронных таблицах как важной, полезной и широко применяемой на практике структуре.
- Формировать у учащихся знаний, умений и навыков по ведению здорового образа жизни.
Развивающие:
- Развитие навыков индивидуальной и групповой практической работы.
- Развитие способности логически рассуждать, делать эвристические выводы.
- Развитие умений применять знания для решения задач различного рода с помощью электронных таблиц.
- Развить умение применять полученные знания для создания текстовых документов с применением мультимедийных технологий и прикладных программ.
Воспитательные:
- Воспитание творческого подхода к работе, желания экспериментировать.
- Профессиональная ориентация и подготовка к дальнейшему самообразованию к будущей трудовой деятельности.
Тип урока: обобщающий.
Форма проведения урока: беседа, работа в группах, ролевая игра.
Программное обеспечение урока:
- персональный компьютер;
- программа MS EXCEL, ADOBE Photoshop.
Дидактическое обеспечение урока:
- плакаты с примерами таблиц, диаграмм;
- технологические карты с заданиями.
Возраст учащихся: 11 класс.
План урока:
- Актуализация опорных знаний.
- Разминка.
- Тестирование по теме.
- Домашнее задание.
- Решение задач практического характера.
- Творческий мини-проект “Физкультминутка”.
- Подведение итогов.
ХОД УРОКА
1. Актуализация опорных знаний
Учитель. Пройденная нами тема “Электронные таблицы” – одна из наиболее практически значимых, востребованных, после текстового редактора Word и его возможностей. Знания, полученные при изучении электронных таблиц пригодятся вам при планировании на самых различных уровнях: от государственного до домашнего.
Приведите пример?
Правительство в конце каждого года составляет бюджет на будущий год, вам и вашим родителям приходится планировать как личный, так и семейный бюджеты. Освоенный табличный процессор MS Excel поможет нам переложить решение задач на плечи компьютера и окажет незаменимую помощь в освоении следующей темы Базы данных.
– Перечислите, что вы научились делать, изучая табличный процессор MS EXCEL?
Мы научились выполнять вычислительные операции при помощи формул, решили массу задач различного содержания, составляли много различных таблиц и диаграмм.
На плакатах демонстрируются примеры различных таблиц, графиков, диаграмм, изученных и построенных на предыдущих уроках.
– Давайте, перечислим области деятельности человека, к которым можно отнести использование возможностей табличного процессора MS EXCEL?
Это – наука, производство бухгалтерия, торговля, статистика, экология. Вывод: области применения электронных таблиц очень разнообразны, без них не может обойтись практически ни один современный специалист.
– Составляя вычислительные таблицы и диаграммы, мы строили соответствующие реальные модели задач с помощью MS Excel. Назовите примеры моделей.
Материальные, информационные (словесные), табличные (электронные таблицы), графические (схемы, карта, график, диаграмма).
– Использование компьютеров, и, как следствие, возможностей вычислений в электронных таблицах, деловая графика, использование таблицы как Базы данных, стало неотъемлемой стороной работы различных специалистов. Назовите их?
Газовики, физики, математики, метеорологи, врачи, экологи, нефтяники, учителя.
– Давайте вспомним процесс моделирования задачи в среде MS Excel?
Из представленных модулей соберите Алгоритм решения задач в электронных таблицах (на доске 3-е учащихся моделируют общий алгоритм решения задачи по 3 блокам)
I блок Формирование таблицы значений |
II блок Построение диаграммы |
III блок Оформление интерфейса |
Определение параметров таблицы | Мастер диаграмм | Размещение начальных данных и таблицы результатов на отдельном листе Книги MS Excel |
Определение структуры записи, данных, которые располагаются в строке таблицы | Определить тип диаграммы (круговая, столбиковая, линейная, ярусная, областная (площади) | Размещение диаграммы или графика на следующем листе Книги MS Excel |
Определение количества записей | Выделить и сгруппировать данные | Размещение начальных данных, таблицы результатов и диаграммы или графика на одном листе Книги MS Excel |
Заполнение таблицы расчетными формулами и необходимыми значениями | Построить диаграмму |
2. Разминка
– Сегодня на уроке мы будем использовать электронные таблицы с их мощным вычислительным потенциалом для решения реальных задач прикладного характера.
ВОПРОСЫ РАЗМИНКИ:
- Каково главное назначение Электронных таблиц? (организация табличных вычислений на компьютере).
- Назовите основной элемент рабочего листа? (Ячейка).
- Что называют ячейкой в электронной таблице? (пересечение строки и столбца).
- Что невозможно удалить в электронной таблице? (имя ячейки).
- Что обозначает последовательность символов, появившаяся в ячейке? продемонстрировать плакат (столбец недостаточно широк).
- Что такое диапазон ячеек в электронной таблице (совокупность клеток, образующих в таблице область прямоугольной формы).
– Если ученик не отвечает на выпавший ему вопрос или отвечает неполно, другие ребята могут дополнить его ответ.
3. Тестирование по теме "Электронные таблицы"
Учащимся предлагается тест на тему "Электронные таблицы", на выполнение – 5 минут.
1.В электронной таблице основной
элемент рабочего листа – это: 1) ячейка; 2)Строка; 3)столбец; 4)формула. |
11. Как обычно (то есть по умолчанию)
выравнивается текст в ячейках электронной
таблицы: 1)по центру; 2)по центру выделения; 3) по правому краю; 4)по левому краю. |
2. В электронной таблице ячейкой
называют: 1)горизонтальную строку; 2)вертикальный столбец; 3)пересечение строки и столбца; 4)курсор– рамку на экране. |
12. как обычно (то есть по умолчанию)
выравниваются числа в ячейках электронной
таблицы? 1) по центру; 2)по центру выделения; 3) по правому краю; 4) по левому краю. |
3. В электронной таблице невозможно
удалить: 1) строку; 2)столбец; 3) содержимое ячейки; 4) имя ячейки. |
13. Содержимое текущей (выделенной)
ячейки отображается: 1)в поле имени; 2)в строке состояния; 3) В строке формул; 4) в пункте “Вид” текстового меню. |
4. Выберите верное обозначение строки в
электронной таблице: 1) 18D; 2)К13; 3)34; 4)АВ. |
14. Адрес текущей (выделенной) ячейки
отображается: 1) в поле имени; 2) в строке формул; 3) в пункте “Формат” текстового меню; 4) в строке состояния. |
5.Выберите верное обозначение столбца в
электронной таблице: 1)DF; 2)F12; 3)АБ; 4)113. |
15. Если в ячейке электронной таблицы
отображается последовательность символов ######,
то это означает, что: 1) формула записана с ошибкой; 2) в формуле есть ссылка на пустую клетку; 3) в формуле есть циклическая ссылка; 4) столбец недостаточно широк. |
6.Выберите верный адрес ячейки в
электронной таблице: 1)11D; 2)F12; 3)АБ3; 4)В1А. 7.Строка формул используется в табличном процессе для отображения: 1)заголовка документа; 2)адреса текущей строки; 3)адреса текущей ячейки; 4)содержимого текущей ячейки. |
16. в каком из указанных диапазонов
содержится ровно 20 клеток электронной таблицы? 1) E12:F12; 2)C12:D11; 3)C3:F8; 4)A10:D15; Решение: При ответе следует учитывать, что разность номеров строк с максимальным и минимальным номером на единицу меньше количества перечисленных строк в диапазоне. Поэтому только во втором диапазоне– на перечислении десяти строк и двух столбцов – (11 – 2 +1)* 2= 20 клеток. |
8.Какую команду из текстового меню нужно
выбрать, при необходимости включить или
выключить режим отображения формул на листе
электронной таблицы: 1)Файл / Свойства; 2)Сервис/ Настройка; 3)сервис/ параметры; 4)Вставка/ Функция. |
17. в электронной таблице выделена
группа из 12 ячеек. Она может быть описана
диапазоном адресов: 1)А1:В3; 2)А1: В 4; 3) А1:С3; 4) А1: С4. |
9. В ячейке электронной таблицы не может
находиться: 1)число; 2)текст; 3)лист; 4)формула. |
18. Сколько ячеек содержит диапазон D4: E5 в
электронной таблице: 1)4; 2) 8; 3)9; 4)10. |
10.Ввод формул в таблицу начинается
обычно со знака: 1)$; 2)f; 3)*; 4)=. |
– По завершении выполнения теста предлагается провести:
- самоанализ согласно Критерии оценивания,
- самостоятельный подсчет баллов
- выставление отметки
4. Домашнее задание для работы в группах, ролевая игра “Бюджет многодетной семьи”:
5. Работа в группах. Ролевая игра "Бюджет многодетной семьи". Создание сборника задач. Ролевая игра проходит в течение 25 минут.
ОБЪЯСНЕНИЕ АЛГОРИТМА РАБОТЫ
Учащиеся делятся на две группы: "Родители" и "Дети".
"Родители" – папа + мама – 2 человека.
"Дети" – Старший сын, Старшая дочь, 1 брат, 2 брат, 1 дочь, 2 дочь, 3 дочь – 7 человек.
Каждому участнику раздаются Технологические карточки с заданиями, выделяется компьютер.
УСЛОВИЕ ФИНИНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЗАДАЧИ
НА ТЕМУ: “БЮДЖЕТ МНОГОДЕТНОЙ СЕМЬИ”
Дано: многодетная семья 2 взрослых + 7 детей.
ПАПА – адвокат, МАМА – временно не работает.
СТАРШИЙ БРАТ и СТАРШАЯ СЕСРА – учащиеся колледжа.
1 и 2 брат + 1,2,3 сестра – учащиеся школы.
Вопрос задачи: определить статьи дохода и расхода многодетной семьи, рассчитать итоговую сумму и сделать анализ рационально ли расходуются денежные средства? Каждую статью дохода или расхода оформить диаграммой.
Решение задачи оформить Сборником решения финансово-экономических задач.
Алгоритм выполнения задания для каждого члена семьи:
ПАПА – выбрать профессию, определить критерии и рассчитать свою заработную плату, сообщить итоговую сумму МАМЕ. Построить диаграмму. Отпечатать на принтере свою страничку Книги. Пояснить выбор критериев, из которых складывается заработная плата. Сделать краткий анализ своих действий.
МАМА – определить статьи доходов семьи из социальных фондов, рассчитать расход на семейный отдых. Собрать статьи расходов и доходов семьи и вывести итоговую цифру бюджета семьи. Распечатать свою страничку Книги на принтере. Проанализировать полученный итоговый результат решения задачи, какие статьи расхода наиболее значимые, какие можно увеличить или уменьшить и перспективу семьи на будущее.
ДЕТИ – распределяют между собой статьи расхода семьи:
“Коммунальные платежи. Квартирная плата”.
“Хозяйственные нужды. Лекарственные средства”.
“Учебные расходы”.
“Потребление продуктов питания”.
“Приобретение одежды для членов семьи”.
“Приобретение обуви”.
“Развлекательные мероприятия”.
Каждый их ДЕТЕЙ по выполнении своей статьи расхода сообщает итоговую сумму МАМЕ. Делает диаграмму. Распечатывает на принтере свою страницу Книги.
Поясняет составляющие своих таблиц. Делает краткий анализ проделанной работы по решению задачи.
ТЕХНОЛОГИЯ ОБРАБОТКИ ПОЛУЧЕННЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ:
"Мама" – координатор обеих групп. "Папа" и "Дети" по выполнении своей части задачи:
- рапортуют учителю о завершении решения задачи;
- сообщают итоговую сумму своей статьи расхода или дохода "Маме" для включения в сводную таблицу "Бюджет многодетной семьи";
- по локальной сети отправляют на печать таблицу с расчетными формулами и построенными диаграммами на одном листе Книги MS Excel;
- делают краткий анализ и пояснение этапов решения своего варианта задачи.
"Мама", получив от членов семьи итоговые суммы статей доходов и расходов, выполняет следующие действия:
- формирует таблицу значений по представленным статьям расходов и доходов семьи;
- определяет параметры итоговой таблицы с учетом статей расходов и доходов семьи;
- определяет структуру записей и данных, с учетом исполненных доходов семьи из социальных фондов и проведения семейного отдыха (отпуск);
- определяет количество записей в итоговой таблице;
- заполняет таблицу расчетными формулами и необходимыми значениями;
- строит итоговую диаграмму "Бюджет многодетной семьи";
- анализирует проделанную группами работу и итоговую сумму положительного или отрицательного результата расходования средств из семейного бюджета.
Все листы Книги Бюджета многодетной семьи, созданные каждым членом группы, после согласования, коррекции совместной деятельности, решения вопросов дизайна и оформления, формируются в “Сборник финансово-экономических задач” на тему: "Бюджет многодетной семьи", выполнение титульного листа являлось домашним заданием к уроку.
6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА – ЭЛЕМЕНТ ЭДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ
Создание творческого мини-проекта “Физкультминутка”, красочно оформленного и выполненного при помощи современных мультимедийных технологий и прикладного программного обеспечения, являлось домашним заданием для всей группы, как обязательного элемента здоровьесберегающих технологий в образовательной процессе, для обеспечения безопасной, успешной, плодотворной работе на ПЭВМ. Мини-проект состоит из Титульного листа, Пояснительной записки в стихотворной форме, Комплекса упражнений для глаз и осанки.
- Выполняется комплекс упражнений для глаз по карточке-схеме;
- Выполняется комплекс упражнений для осанки по карточке-схеме.
7. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УРОКА
– Вам понравилась работа в группах, впечатляет “Сборник решения задач”, созданный вами? В процессе обобщающего урока по теме "Электронные таблицы" мы с вами закрепили полученные знания, умения и навыки работы с табличным процессором. Результаты опроса, тестирования показали хорошие результаты. Практическая работа в группах показала хорошие знания электронной таблицы для обработки данных, владение Мастером диаграмм.
Решая, предложенную финансово-экономическую задачу по расчету доходов и расходов бюджета многодетной семьи, каждый из вас выполнил систему элементов:
- поставил условие задачи – исходные данные продуманной схемы своей статьи расхода или дохода;
- поставил вопрос задачи, выполнил последовательность действий, которые привели к получению результата собственной деятельности и результата деятельности группы.
Результат, каждый из вас проанализировал и обобщил в итоговом анализе.
Составлен и оформлен “Сборник финансово-экономических задач”, подвел итог усвоенных вами знаний, умений и навыков по пройденной теме: “Электронные таблицы”. Выполненное вами домашнее задание по созданию творческого мини-проекта “Физкультминутка”, содержащие Комплексы упражнений для глаз и осанки поможет вам в дальнейшем успешно сохранять здоровье при работе с персональным компьютером. Спасибо вам за хорошую работу! Тема "Электронные таблицы" успешно пройдена и усвоена. Всем "отлично" в журнал. Успехов в дальнейшей учебе!