Морское путешествие на научно-исследовательском судне "Искатель". Обобщающий урок по теме: "Сложение и вычитание рациональных чисел"

Разделы: Математика


Цели:

  • обобщение и систематизация знаний по теме: “Сложение и вычитание рациональных чисел”;
  • развитие интереса учащихся к предмету и смежным дисциплинам;
  • развитие математического и общего кругозора, мышления и речи, внимания и памяти;
  • воспитание ответственности, аккуратности, самостоятельности.

План урока

1. Организационный момент

2. Разминка (теоретическая и практическая)

3. Самостоятельная работа (остров “Сложения”)

4. Остров “П – АНА – МА” (сообщения учащихся)

5. Остров – ОЗ (решение задач)

6. Экологическая справка

7. ОЗиВ (встреча с Клоуном)

8. Пролив уравнений

9. Математический лабиринт Дракона (вычитание)

10. Самая большая рыба!

11. Нахождение длины отрезка (задание коку)

12. Подведение итогов

13. Домашнее задание.

Технические средства обучения: карта путешествий, рисунки на морскую тему (флора, фауна), краткий словарь морских терминов, графопроектор, магнитофон с музыкальными записями, карточка.

ХОД УРОКА

– Экипаж, равняйтесь, смирно! Штурману сдать рапорт.

– Экипаж, равняйтесь, смирно! (подходит к капитану-учителю) Товарищ капитан! Экипаж научно-исследовательского судна “Искатель” к плаванию готов. Штурман корабля …

– Рапорт принят

– Вольно.

– Вольно!

– Дорогие друзья, сегодня мы на своем научно-исследовательском судне “Искатель” отправляемся в плавание. Нашим девизом будет: “Находчивость + Смелость = Удача”. Нам предстоят тяжёлые испытания, интересные встречи и заслуженные награды.

Но прежде, чем отправиться в плавание вы должны заслужить право называться матросами. Для этого проведем разминку. Она состоит из двух частей.

1. Теоретическая.

  1. Как сложить два числа с одинаковыми знаками?
  2. Как сложить два числа с разными знаками?
  3. Как из одного числа вычесть другое?
  4. Как найти длину отрезка на координатной прямой?

2.Практическая.

Наш радист получил шифровку. Вам нужно её расшифровать (правильный ответ задания соответствует началу нового).

3. 5 – 2 =

Л -2 + (-3) =

8. -1 + 9 =

Ы 7 – 9 =

0 3 + (-4) =

В -6 – (-2) =

Р 0 + 7 =

О -5 + (-1) =

К -8 + 8 =

 

Итак, что у вас получилось? 3.08.КРЫЛОВ

Но здесь речь идет не об известном баснописце Крылове. Я вам расскажу про Алексея Николаевича Крылова – математике и кораблестроителе, который родился 3 августа 1863 года. Он относился к математике с большим уважением, считая математику фундаментальной прочной основой для любого инженерного дела, знания.

Именно математика открыла перед Крыловым секрет вибрации корабля (вибрация снижала точность стрельбы, падала боеспособность флота). Большую, славную жизнь прожил А.Н.Крылов – математик и кораблестроитель. Он всю свою жизнь отдал математике, морю и кораблям. “Вот идет большая волна”, – умирая, прошептал он.

– Поздравляю вас, ребята! Вы заслужили право называться матросами. Разрешаю отплытие. “Полный вперед! Поднять якоря”.

Не успели мы выйти в открытое море, как нам путь преградил Нептун возле мыса “Сложения”. Вы догадались по названию мыса, что сейчас вам придется заниматься сложением. Царь – морей грозен, злить его нельзя. Поэтому решаем внимательно и верно. Проверка с помощью графопроектора.

+

-7

-3

9

12

5

-3

-7

-10

8

-12

Молодцы! С заданием справились. Нептун плавание разрешает. Поздравляет вас с посвящением в матросы.

Следующий пункт нашей остановки – остров “П – АНА – МА”. Название этого острова не связано с головным убором. Расшифровывается это так: По АНАлогии с МАтематикой. Сейчас будут сделаны сообщения о применении положительных и отрицательных чисел в географии, в истории и в физике сотрудниками научно-исследовательского центра, который находится у нас на судне.

1. Доклад географа

Посмотрим на физическую карту мира. Участки суши на ней раскрашены различными оттенками зеленого и коричневого цветов, а моря и океаны раскрашены голубым и синим. Каждому цвету соответствует своя высота (для суши) и своя глубина (для морей и океанов). Если принять уровень моря за нуль, тогда, если речь идет о высоте – это можно заменить положительными числами (и говорится выше уровня моря). Если речь идет о глубине – можно заменить отрицательными числами. Например: самая высокая вершина мира – гора Джомолунгма, а самое глубокое место – дно Тихого океана.

2.Доклад физика

Проведем опыт: возьмем несколько кусочков бумаги и сухую пластмассовую расческу. Два, три раза проведем расческой по волосам. Вы услышите легкое потрёскивание. Затем медленно поднесем расческу к кусочкам бумаги. Вы увидите, что бумажные кусочки сначала медленно прилипают, а затем медленно отлипают. В нашем опыте проявляются силы притяжения и силы отталкивания. Это электрические силы, они связаны с электрическими зарядами. Заряды бывают положительные и отрицательные. Заряды одного знака отталкиваются, а заряды разных знаков притягиваются. Исторически сложилось так, что заряд на расческе называется отрицательным. Подробно с этим познакомимся на уроках физике.

3. Доклад историка

Положительные и отрицательные числа применяются и в истории, когда говорят о времени: до нашей эры, Рождество Христово, наша эра. На языке положительных и отрицательных чисел слова “до нашей эры” можно заменить знаком “минус” (отрицательное число), “Рождество Христово” – “нулем” (начало отсчета). Слово “наша эра” – знаком “плюс” или положительным числом.

– Спасибо сотрудникам научно-исследовательского центра за интересную информацию. Отправляемся дальше.

Доплываем до острова ОЗОстров Задач. Здесь вам предстоит решить 3 задачи:

1) Летом в Антарктиде средняя t0 воздуха (-150), зимой иногда понижается на 74,20. Какой бывает температура воздуха в Антарктиде зимой?

2) В горах Тянь-Шань зимой t0 воздуха опускается до -450, а летом t0 бывает на 1010 выше этой. Какой бывает t0 воздуха в горах Тянь-Шань летом?

3) Разность -7,80 и 22,20 представляет t0 воздуха в январе над Чукотским морем. Определите её.

Радист: В последнее время в море очень много выбросов бытового мусора (бутылок, банок, целлофановых пакетов, промышленных отходов). Однажды у далеких берегов случилась беда: стали гибнуть киты. Они просто задохнулись, так как их дыхательные пути были забиты полиэтиленовыми пакетами, которые принесло морское течение.

Сейчас наше судно проплывает остров ОЗиВ (остров задач и интересных вопросов).

А кто вам всегда задает интересные вопросы?

– Клоун!

– Правильно! Вы сегодня на этом острове.

1. Можно ли самую высокую гору Земли утопить в океане?

(Да, самая высокая вершина в Гималаях – 8848 км, а самая глубокая – Марианская впадина в Тихом океане – 11022 км).

2. Клоун предложил найти сумму всех целых чисел от -499 до 501. Думал, считал он долго – долго, уже глаза у него устали, стали смыкаться. Поэтому он просит помощи у вас? А вы ребята, как бы решили эту задачу?

(-499 + (-498) + (-497) + … + 497 + 498 + 499 + 500 + 501 = 1001)

Внимание! Проплываем пролив “Уравнений”!

Устно: -х = 2,25; |х| = 2,4; |х – 2| = 0; |х| = -3.

Самостоятельно:

I вариант:

–x + 3 = 2,4.

II вариант:

–2 – х = 3,7.

Самопроверка по результатам, полученным учеником у доски.

Храбрые матросы! На пути у них страшное чудовище – морской Дракон. Нелегкое задание предстоит штурману. Нужно вывести корабль из математического лабиринта.

(Результат каждого примера служит началом следующего)

АКУЛА – название самой большой рыбы на Земле. Гигантские или китовые акулы достигают до 16 – 18 метров в длину. Некоторые считают, что китовая и гигантская акулы – людоеды, и судя по размерам, им не составило бы труда разом проглотить человека. Но в действительности у этих огромных рыб крошечные зубы, длиной ? 0,3 см, а диаметр пищевода составляет 10 – 16 см. Так, что самые большие рыбы на Земле питаются маленькими рыбёшками, например сардинами.

Друзья! Мы хорошо поработали и сейчас на камбузе полным ходом идет подготовка к обеду.

Задание Коку .

Найти длину отрезка |АВ|, если А(а), В(в).

“УДАЧА” название торта, приготовленного Коком. Но “УДАЧА” – это конечный пункт нашего плавания. Этот остров таит клад. Так как Кок успешно справился с заданием, то ему дается право вскрыть клад. Что же в сундуке? Награда каждому.

Команда! Равняйся! Смирно! Поздравляю Вас с успешным выполнением задания. Счастливого Вам возвращения на землю, и прежде чем сойти на берег, мы должны вспомнить, знания каких правил помогли нам достичь удачи!

Домашнее задание. Придумать задачу, связанную с нашими путешествиями, на правила, которые мы повторили. Красочно оформить.